Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2000

Архив

О ПОЛЬЗЕ фантазий

Анатолий МАРКУША

«Не выдумывай, прекрати, брехунец ты несчастный, – сердится мама. – От твоих фантазий с ума можно сойти!» Не надо так строго, мама. Выдумщик – вовсе не обманщик, фантазеры – самые необходимые люди, с них начинается любое творчество на земле, они украшают жизнь! В детях надо «развивать природную фантазию или, по крайней мере, не будем мешать ей свободно развиваться... Теперь нередко можно встретить родителей (это было сказано семьдесят с лишним лет назад. – Авт.), восстающих против сказок. Они не дают их детям, стремясь воспитать трезвых деловых людей... из этих детей не выйдут ни математики, ни изобретатели». Можно лишь удивляться прозорливости писателя, так уверенно вставшего на защиту фантазеров и выдумщиков во времена, когда авиация была совсем молодой и ни о каких реактивных самолетах обыватель не мог и подумать, когда о телевидении можно было только мечтать, когда главным космонавтом земли числили Жюля Верна... Фантазеры и выдумщики вооружили нас компьютерами, можно сказать, вынудили всех поверить в могущество Интернета. Нет, не надо обижать фантазеров, даже таким ласковым словцом «брехунец». За выдумщиками – будущее, мама.

Надо твердо понять, что «без участия фантазии все наши сведения о природе ограничивались бы одной классификацией фактов... Отношения причин и их действий рассыпались бы в прах, и... рухнула бы сама наука, главная цель которой состоит в установлении связей между различными частями природы, ибо творческая природа фантазии – это способность быстро образовывать новые и новые связи». Пусть сегодня эта мысль Джона Тандала и звучит несколько старомодно, в двадцатые годы такое ощущение не возникало. Главное – надо, вникнув в смысл его слов, искать свою линию общения с теми, кому жить и жить, созидать, радоваться и непременно фантазировать.

Попрекая несмелого: а ты – трусишка, трус... ты – бояка... – вы совершаете большую ошибку. Надо не попрекать маленького (и не очень маленького тоже), а помогать ему преодолевать притаившегося в нем врага. Не могу и сегодня забыть своих первых лыж, первого велосипеда, первых гантелей. Преодоление своей физической неумелости и, чего уж греха таить, своего страха: как бы не завалиться на этой горушке, как удержаться на крутом повороте... Трусость отступает перед сознанием: могу, смог! А это сознание рождается, в свою очередь, только в преодолении.

Хорошо помню, как приучал сына плавать. На ограниченной мостками воде очень глубокого и очень холодного пруда мы начинали. И надо же было случиться: мой первоклассник поскользнулся и упал, да не в отгороженную мостками воду, а в наружное пространство пруда. И – видать, от неожиданности и с перепугу – поплыл к дальнему берегу. Опускаю подробности. Выплыли. Не надо сомневаться: преодоление, чего именно – не так и важно, формирует человеческую личность. «Под лежачий камень вода не бежит». Надо помочь трусишке, поддержать, подхвалить его на первых шагах – и дело пойдет!

Смею заверить, меня никак нельзя заподозрить в особых симпатиях к американскому образу жизни, меньше всего я думаю, будто нам может принести пользу слепое копирование их образа мыслей и нравов, но одной чертой американцев я откровенно восхищаюсь – их способностью улыбаться, широко и приветливо улыбаться по поводу и без повода. Нам очень надо, совершенно необходимо освоить американскую улыбку, особенно в общении с детьми – своими и чужими. Присмотритесь к озабоченным, постным, хмурым лицам наших учителей – ведь плакать хочется, караул кричать!

Улыбка, как мини-солнышко, и светит, и греет, и располагает к доверию. Дети всех возрастов, даже самые маленькие, удивительно чутко реагируют на улыбку, и об этом нам, взрослым, надо не просто знать, а чаще им улыбаться. Результат не замедлит сказаться – обласканные добрым словом малыши, одобренные улыбкой, делаются приветливее, легче идут на контакт, становятся более управляемыми, они вырастают доброжелательными, компанейскими ребятами.

Существенный элемент здорового воспитания – музыка. Надо, чтобы ясельного возраста ребенок, еще не научившийся стоять на своих двоих, слышал музыку в колыбели. Дети, взращенные, так сказать, под тихую, ненавязчивую музыку, развиваются быстрее, они меньше капризничают, и, как замечено, характер у них складывается более коммуникабельный и мягкий.

Не берусь рекомендовать что именно и в какой последовательности должен слышать ребенок: музыка, к сожалению, не моя специальность. Думаю, однако, что ваш магнитофон, приемник – словом, любой источник звука надо включать не на полную громкость. Пусть звуковые волны ласково набегают на малыша, подобно тихому морскому накату, а не бьют его со штормовой ожесточенностью.

Не надо, захлебываясь от восторга, превозносить таланты ребятишек, но не надо и недооценивать их способностей; дети видят и понимают нас куда лучше, чем мы можем себе представить, они очень строго нас судят. Вот подумайте, что стоит за этими стишками, сочиненными четырехлетним мальчонкой:

Жил-был мальчик не простой,
Жил-был мальчик золотой,
Жил-был мальчик, не шалил,
Только с папой водку пил.

Можно ли усомниться, что эти строчки не о «золотом мальчике», а о его сомнительных достоинств папе?

Когда-то я получил письмо от читателя, начинавшееся словами: «Я являюсь членом пионерской организации и состою в активе...» Так писал двенадцатилетний юный ленинец. Меня эти вступительные слова повергли в отчаяние! Кем вырастет ребенок, изъясняющийся вот таким образом? А кто виноват? Надо открыто и честно признать: мы, взрослые, очень плохо заботимся о том, как звучим, обращаясь к детям. Косноязычие – общероссийская беда: «хотим как лучше, а получается как всегда». С этой бедой надо что-то делать, ведь из юных бюрократов непременно вырастут бюрократы-акулы.

Надо иметь в виду: монолог – далеко не лучшая форма обращения к ребенку. Когда-то мне случилось выдумать двух «собеседников» Тяпу и Ляпу, чтобы с их помощью общаться с малышкой-внучкой. Вести диалог на три голоса – за себя, за Тяпу и за Ляпу – было не так-то просто, зато какой эффект! Малышка засыпала без мучений, стоило «нам» пять минут поговорить о том, как это прекрасно – спать и видеть сны...