Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2000

Архив

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Татьяна ШИШОВА, психолог

Даже для самых подготовленных детей первые месяцы в школе обычно бывают стрессом. Дети становятся раздражительными, тревожными, плачут по пустякам. И это понятно: психологическая нагрузка в школе несравнима с той, к какой ребенок привык в детском саду и уж тем более в семье. В школе и народу гораздо больше (особенно это заметно на переменах, когда ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и многое в новинку, и напряжение на уроках безусловно сильнее. Кроме того, не надо забывать, что в детском саду «подготовишки» были старшими и соответственно ощущали свое превосходство над всеми остальными. А в школе они оказываются в самом низу возрастной лестницы, причем над ними не два и не три «этажа», а целых десять! Это подавляет. Ребенок теряется, чувствует себя лилипутом в стране буйных, громогласных великанов.

В результате первоклассники нередко впадают в школе в состояние некоторой прострации, заторможенности. Оно, это состояние, служит им своеобразной психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать ворон», не отвечать даже на самые простые вопросы учительницы. И если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать почти непробиваемой.

Однажды к нам на психокоррекционные занятия привели десятилетнего школьника, который был так сильно заторможен, что производил впечатление интеллектуально сниженного. Но на самом деле бедняге просто не повезло в первом классе с учительницей! Олег был очень впечатлительным и самолюбивым мальчиком, а учительница, как на грех, попалась резкая, требовательная. Она так его затюкала, что ребенок стал медлительным, будто черепаха. Чем больше он отставал от одноклассников, тем больше негодовала учительница, и это наносило Олегу очередную травму. Дошло до того, что мальчика хотели перевести во вспомогательную школу!

Подобные случаи не единичны. Жалобы на то, что ребенок дома соображает нормально, а на контрольной способен целый час просидеть, уставившись в пустой лист бумаги, психологам доводится слышать достаточно часто.

Нелегко приходится и детям, по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если у учительницы холерический темперамент. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются еще сильнее, а взрослому кажется, что ребенок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.

Избежать подобных трудностей можно, хотя и непросто. Самое главное, чтобы в начальных классах у ребенка была добрая и главное, терпеливая учительница. Все остальное приложится. В крайнем случае школу вы потом поменяете.

Следите за собой. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы: ребенка это травмирует. А то, сходив на собрание, где педагоги стараются нагнать страху на родителей, чтобы те относились к школе ответственно, мамы и бабушки часто впадают в панику. А их нервозность мгновенно передается детям.

«Вдруг я что-то забуду, не успею? Вдруг у меня не получится?» – эти вопросы будут тогда преследовать первоклашку круглыми сутками. Он начнет вскакивать по ночам, боясь опоздать в школу. И, разумеется, будет опаздывать, потому что не выспится и утром не сможет быстро собраться. Некоторые дети так волнуются, что не способны съесть на завтрак ни кусочка. А при попытках их накормить у бедняг подступает к горлу тошнота. От голода же (и, главное, от страха!) у них начинает кружиться голова, они плохо соображают и ляпают ошибку за ошибкой. Таким образом боязнь неуспеха оказывается вполне оправданной! Круг замыкается.

Поэтому остерегайтесь разговоров о том, как сложно учиться в школе, не «гоните волну», иначе она захлестнет с головой всю вашу семью.

В первом классе встает ребром и вопрос о бытовой самостоятельности ребенка. «Садовские» дети вполне естественно оказываются здесь в более выигрышном положении, чем дети «домашние». Хотя «домашние» бывают лучше подготовлены по разным предметам, но, попав в непривычную обстановку, где очень много нужно делать самим, они нередко теряются. Скажем, для ребенка, посещавшего детский сад, переодевание перед уроком физкультуры не составляет особого труда, потому что он привык к этому и проделывает все операции машинально. «Домашний» же мальчик или «домашняя» девочка могут столкнуться с множеством непредвиденных трудностей.

А значит, позаботьтесь о том, чтобы одежда, которую ваш сын или дочь носят в школе, была лишена пуговиц, завязок и прочего – всего того, с чем им справляться трудновато. Пусть надевают не рубашки, а водолазки, не брюки, а спортивные шаровары на резинке. Да и ботинки теперь можно купить без шнурков, на липучках.

Теперь о портфеле. Важно приучить ребенка собирать его накануне. Причем не надо настаивать, чтобы он с первых же дней учебы делал это самостоятельно, потому что поначалу большинство детей тратят на приготовления к школе много времени. Но не берите на себя все сборы. Родителям следует выступать лишь в качестве помощников. Иначе сын или дочь окажутся как бы ни при чем.

Очень важно сформировать у ребенка и правильное отношение к урокам. Дети должны усвоить, что учатся они не для вас, а для себя, и, соответственно, уроки – это их личное дело. Помогать им, разумеется, нужно, но так, чтобы приготовление домашних заданий не перекладывалось на ваши плечи. Иначе говоря, у ребят должна создаваться иллюзия, будто они свободны в своем выборе делать или не делать уроки. Но именно иллюзия, поскольку отказ от приготовления уроков должен сопрягаться с отказом от развлечений, а это для детей совсем непривлекательно.

Поясню на примере. Недавно ко мне обратилась мать с жалобой на то, что ее восьмилетний сын Федя безответственно относится к школьным заданиям (жалоба весьма распространенная в наше время).

– За уроки его усадить почти невозможно! – жаловалась она. – Пока уговоришь, полдня пройдет. А сядет – постоянно отвлекается, норовит удрать. В тетради ошибка на ошибке, хотя парень умный и если захочет, все сделает в две минуты.

Здесь что ни слово, то ключ к разгадке. Федя давно и прочно вбил себе в голову, что учится он для мамы и все эти школьные глупости нужны только взрослым. А у него есть дела поважнее. Куда он «норовит удрать»? Уж наверное не к пылесосу или к раковине, полной грязной посуды.

– Скажите, пожалуйста, а если к нему должны прийти гости, Федя тоже тянет с уроками? – спросила я.

– Да что вы! Он ведь прекрасно знает, что я их не пущу, если у него уроки не сделаны, – ответила мать и сама изумилась, впервые усмотрев тут какую-то взаимосвязь.

Ну и конечно, детям нужно давать возможность хорошенько отдохнуть после школы. Логика, что чем быстрее они отмучаются, приготовив уроки, тем для них же будет лучше (по принципу «Сделал дело – гуляй смело»), в корне порочна. Свое дело они сделали в школе и имеют право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых учеба – дело новое, трудное и ответственное, заслужили этот отдых вдвойне.