Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2000

Архив

КТО ВЫДЕРЖИТ ШКОЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ?

Причин, отрицательно воздействующих на здоровье детей, бесчисленное множество. И низкая двигательная активность, так как многие дети часами сидят у телевизора, а ответственные ученики совсем не имеют свободного времени, стараясь выучить все, что задают им по всем предметам, и плохое питание – недостаток мяса, молока, фруктов, необходимых для растущего организма. В связи с этим частые стрессы, которые не каждый хрупкий организм выдержит. И в результате 65–90% школьников страдают от гиподинамии, 30–50% выпускников ограничены в выборе профессии, каждый третий юноша непригоден к службе в армии. С 13-летнего возраста дети начинают употреблять алкоголь, наркотики и курить.

Специалисты Минздрава сравнили наши показатели с показателями Польши и Германии: там дети болеют в два раза реже.

Остановимся еще на одном отрицательном факторе – несоответствии школьных нагрузок возможностям детского организма. Учебные нагрузки растут в геометрической прогрессии. Едва ли не каждые 10 лет удваивается объем знаний, который приходится усваивать учащимся. Рабочий день школьника вместе с приготовлением домашнего задания длится 10–12 часов, а у старшеклассников – по 14–15. Какое здоровье нужно иметь, чтобы выдержать эти нагрузки! Творчески мозг может работать лишь 5–6 часов в сутки, а дальше происходит насилие над человеческой природой. Не случайно среди питомцев так называемых элитных школ патологии выявляют вдвое чаще, чем в традиционных школах. Родителям надо выбирать, что важнее – здоровье ребенка или отличное знание английского языка.

Сегодня школа вправе сама определять программу и соответственно выбирать учебники. Растерянные родители, блуждая по пестрым полкам книжных отделов, с удивлением обнаруживают, что практически все учебники представлены в нескольких вариантах: математику в пятом классе можно изучать по четырем учебникам, физику в девятом классе – по шести. Хорошо еще, что учителя-предметники, прочитав массу учебников по своему предмету (а это титанический труд!), рекомендуют родителям наиболее удачный.

Недавно специальная комиссия, состоящая из педагогов и медиков, провела экспертизу школьных учебников. До 70% информации, заложенной в них, было признано бесполезной: после школы вряд ли эти знания понадобятся. Часто тексты недоступны для учащихся. Возьмем, к примеру, родную речь для второго класса. В рассказе М.Горького «Случай с Евсейкой» много таких слов, с которыми дети не знакомы, – лангусты, актинии, креветки, рак-отшельник, кларнет, утопленник, морской пузырь и т.д. Предположим, учительница познакомила детей на уроке с содержанием этих слов. Но разве может ребенок, который только что научился читать, запомнить столько новых слов? Ответственный второклассник, читая дома рассказ, будет только расстраиваться. Вот вам и нервный срыв.

Откроем учебник истории под редакцией А.А. Данилова «История России. XIX век». В 10-м параграфе – 15–17 фамилий. Смогут ли дети запомнить их? Им ведь надо готовиться и к другим предметам. Создается впечатление, что А.А. Данилов хочет показать, как глубоко он изучил этот материал. Но ведь учебник пишется для детей.

А как излагаются одни и те же факты в разных учебниках? Возьмем, например, тему «Национальное движение в Италии в первой половине XIX века». В учебнике А.А. Кредера сказано, что Сардинское королевство послало на Крымскую войну 15 тысяч солдат, а В.О. Пунский и А.Я. Юдовская утверждают, что в Крым был послан 18-тысячный отряд. А.А. Кредер пишет, что Камило Бенсо Кавур издавал газету «Воскресение», а у В.О. Пунского Кавур был редактором газеты «Возрождение». Следовательно, если нет единого мнения, сведения можно и не помещать в учебник.

Я считаю, что школьный учебник должен быть один, с текстом, который необходимо знать учащемуся. Материал в учебнике должен излагаться в доступной форме, тогда только у детей будут стабильные прочные знания.

Долгое время врачи считали, что «синдром хронической усталости» присущ только взрослым. Но современные исследования показали: им охвачены и дети.

Обилие фактов, насыщенность параграфа, а иногда и сложность текста не дают хорошо усвоить материал, это приводит к стрессовым ситуациям. У ребенка пропадает интерес к знаниям, он перестает любить школу, учителей, равнодушие и апатия становятся спутниками его жизни. Не случайно Министерство образования Республики Татарстан обратилось к учителям, родителям, гражданам республики. В обращении говорилось: «...К сожалению, участились случаи трагической гибели детей. Кто-то ушел из жизни, потому что неокрепшая душа не выдержала удара судьбы, а рядом не оказалось старшего друга, который смог бы помочь... Дети и подростки, являясь наиболее уязвимой группой населения, часто именно по нашей вине сталкиваются с жестокостью, злом, несправедливостью. Семья и школа – основная среда обитания ребенка. Сама жизнь продиктовала нам решение объявить 1999/2000 учебный год годом школы и семьи. Мы призываем семью и учителя объединить свои добрые усилия по становлению личности ребенка...» Мы должны быть всегда рядом с детьми, создать такую обстановку, чтобы школа была источником радости, вдохновения, счастливых детских улыбок. А этому будут способствовать знания по каждому предмету, стабильные прочные знания, которые ребенок сможет получить на уроке и из интересного, доступного ему учебника.

Ваша читательница
Мария Филипповна БОГДАНОВА
р.п. Уруссу, Татарстан