Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2000

Архив

В ПЛЕНУ У "УМНОГО ЯЩИКА"

Мир компьютерных игр так заманчив, красочен и, главное, моден! Его усиленно рекламируют и в роскошных глянцевых журналах, и по радио, и по телевизору. Кто может устоять перед таким соблазном? Дети – не могут.

 

 

В шестидесятые годы символом благосостояния нашего народа был телевизор, в семидесятые – магнитофон, в восьмидесятые – видео. Ну а в начале девяностых – персональный компьютер. Его привозили из-за границы, а потом торжественно показывали гостям, уверяя, что с приобретением компьютера у людей начинается принципиально другая жизнь, ибо он открывает такие горизонты, дает такие возможности...

Теперь компьютером никого не удивишь. По крайней мере в Москве. И, как часто бывает, голубая мечта, сбывшись, посерела. А местами даже почернела. Выяснилось, что компьютер, конечно, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится. А у кого сводится, тот (точнее, его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального. Особенно уязвимы в этом отношении дети и молодежь. Что вполне понятно: они еще не сформировались и легко поддаются влияниям.

И в последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Потому что какое это общение, если ребята часами нажимают на кнопки, перебрасываясь только короткими восклицаниями типа: «Ах, ты так? А я тебе так!.. Ты куда? Получай! У, блин, промазал!»

Особенно волнуются мамы. Им не нравится, что компьютерные игры почти всегда сводятся к убийству и что в них столько монстров, бандитов и привидений. У многих детей, которые увлекаются подобными играми, появляются страхи, повышается уровень агрессивности, они становятся возбудимыми, раздражительными, капризными. Но и тогда бедняг не оторвать от компьютера, они напоминают кроликов, загипнотизированных удавом. Четырехлетний Ванечка панически боялся игры «Mortal Combat» («Смертельный поединок»). Сам он еще играть в нее не умел, но видел, как играли двоюродные братья. Жуткие сцены мордобоя преследовали малыша в ночных кошмарах, он мочился в постель, сильно заикался. Однако всякий раз, когда братья запускали при нем эту игру, Ваня завороженно следил за побоищем. А если его пытались увести в другую комнату, плакал и сопротивлялся.

– Но разве раньше дети не играли в войну? – спросите вы. – Казаки-разбойники, оловянные солдатики – это что, не игра в убийство? Да и в таких настольных играх, как шахматы или шашки, тоже, можно сказать, совершается символическое убийство. Ведь фигуры противников «едят»!

Да, разумеется, но кроме подобных игр у детей была масса других, в которых никаким истреблением врагов даже не пахло. Теперь же игры типа лапты, городков, штандра, вышибал почти никому из детей неизвестны. Настольные игры тоже не в чести. А уж про ролевые, когда ребенок спонтанно разыгрывает целые импровизированные спектакли, я и не говорю. Это теперь «кино не для всех». У большинства не хватает фантазии. Но даже те, кто играет, обычно разыгрывают сцены, до боли напоминающие эпизоды компьютерных игр.

И потом, когда дети гоняются друг за другом с пластмассовыми пистолетами, крича: «Падай! Я тебя убил!», это, согласитесь, мало похоже на настоящую войну. В компьютерных же играх все очень натуралистично. Там реализм – одна из главных приманок. И сцены насилия прочно застревают в подсознании ребенка.

Многие детские врачи уже обратили внимание на то, что световые мелькания на компьютерном дисплее навязывают свои ритмы коре головного мозга, и в результате у детей, увлекающихся компьютерными играми, могут возникнуть судороги и даже эпилептоидные приступы. А не так давно в Японии разразился скандал, связанный с тем, что компьютерная графика в мультфильме спровоцировала массовые эпилептические припадки!

Психиатров волнует еще и то, что маленькие любители компьютерных игр привыкают находиться в так называемом пассивном возбуждении, когда удовольствие достигается без усилий, просто путем возбуждения подкорковых структур, заведующих этой эмоцией. Это оказывает расслабляющее влияние на личность, отбивает инициативу, действует как наркотик. Недаром такие дети ничем другим не интересуются, становясь этаким придатком к компьютеру. Глядя на них, невольно вспоминаешь жестокий эксперимент, который был проведен над крысами. Им вживляли в участок мозга, где находился центр удовольствия, электроды, и крысы, позабыв про еду и питье, до исступления нажимали на педаль, стимулируя этот центр.

Короче, влияние компьютерных игр на психику человека изучено пока еще мало, но даже то, что уже известно, выглядит не особенно привлекательно. Поэтому трижды подумайте, прежде чем купить ребенку компьютер или игровую приставку. Мало ли что он просит?!

Несколько лет назад я была в Германии, и меня поразило, что почти ни в одном доме (а я общалась с очень большим числом людей) не оказалось ни компьютера, ни всяких тем «Денди» и «Нинтендо». Не потому что моим знакомым это было не по карману! Отнюдь! Люди они были вполне состоятельные. А на мои удивленные вопросы они в один голос отвечали, что не хотят вводить в соблазн своих детей. И ничего, дети не чувствовали себя обделенными! Можно время от времени разрешать им ходить в игровые залы. Там и игры самые модные, и стоит это не так дорого.

Конечно, бывает, что без компьютера в доме не обойтись: он требуется взрослым для работы. Но не секрет, что родители нередко покупают «умный ящик» не для себя, а в подарок ребенку, то есть исключительно для игр. А потом сетуют, что им трудно ограничить чадо в пользовании его собственной вещью. Но ведь это так понятно! Как говорилось в одном бородатом анекдоте: «Моя селедка, куда хочу – туда и вешаю». Вы же потом еще будете и самодурами, отнимающими у несчастного дитяти подарки. Так что разумнее не создавать ситуацию, из которой потом будет сложно выпутаться. Лучше с самого начала расставить акценты. Даже если вам лично компьютер не особенно нужен, но вы считаете, что современный ребенок не в состоянии прожить без «стрелялок» и «бродилок», не афишируйте это. Сделайте вид, что покупаете компьютер себе. Тогда вам легче будет устанавливать «правила пользования».

А они должны быть достаточно жесткими: час, максимум полтора в день. Ребенок, конечно, будет недоволен, но ему надо популярно объяснить, что подолгу сидеть перед дисплеем вредно для здоровья. Услышав знакомую мотивировку, он, скорее всего, не будет возмущен этими ограничениями. В конце концов, вы же следите за тем, чтобы он (хотя бы приблизительно!) соблюдал режим дня, читал и писал в хорошо освещенном помещении, не утыкался носом в телевизор, чистил зубы, не ел много сладкого и прочее и прочее.

Не ставьте компьютер в детской. Это, опять же, предрасполагает к бесконтрольному пользованию. А если вы будете каждые две минуты заглядывать в комнату, проверяя, чем занимается ваш ребенок, он сочтет, что вы за ним шпионите.

Для снижения дозы электромагнитного излучения стол, на котором стоит компьютер, должен быть не меньше 60 см в ширину. Старые модели мониторов (примерно пятилетней давности) намного утомительнее для глаз, чем современные, выпущенные известными фирмами.

Следите также за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение.

Мимоходом замечу, что особенно опасны для здоровья компьютерные классы, где столы с компьютерами стоят друг за другом, как школьные парты, и за спиной у ребенка оказывается задняя сторона монитора. Ведь современные мониторы сконструированы так, чтобы максимально снизить излучение от экрана. А это, соответственно, увеличивает излучение в других направлениях. Специалисты советуют расставлять в таких классах столы «в шеренгу».

«Подбрасывайте» ребенку и некомпьютерные игры. В последнее время психологи и педагоги заволновались, что традиционные детские игры находятся на грани вымирания и в книжных магазинах появилась литература, из которой можно узнать правила многих несправедливо забытых игр. Не поленитесь сходить в магазин или в библиотеку и принести ребенку такую книгу. В данном вопросе (как, впрочем, и во многих других) залогом успеха будет энтузиазм взрослого.

Важно и приучать ребенка мастерить, рисовать, лепить – в общем, что-нибудь делать руками. Если квартира позволяет, выкроите ему уголок для мастерской. Ведь в подавляющем большинстве случаев фанаты компьютерных игр – это «проблемные дети», у которых снижен волевой и творческий потенциал. Столкнувшись с неудачей, они пасуют, у них тут же опускаются руки. Не получился рисунок – такой ребенок решит, что у него никогда ничего не получится, и больше не будет рисовать. А самостоятельно выстругать деревянный ножик или склеить модель катера – это для него вообще немыслимо. Но преодолев психологический барьер, он начинает с увлечением строгать, пилить, выжигать. И, соответственно, меньше тянется к компьютеру.

– Ну, а если ребенок зациклился на компьютере? – спросит какая-нибудь мама. – Если он ни о чем больше не желает слышать? Вдруг это призвание, а мы начнем отбивать у сына охоту?..

Что ж, такое тоже, конечно, бывает. Но тогда пусть «умный ящик» станет лишь удобным инструментом для решения творческих задач. Как резец в руках скульптора. Ведь компьютер действительно дает человеку широкие возможности. Например, дети могут делать компьютерные мультики, причем необычайных способностей для этого вовсе не требуется. Программы «Логомиры» и «Amazing Animation» введут их в мир компьютерной графики, позволят создать и, главное, оживить свой собственный мир. Разумеется, на первых порах работа мультипликатора потребует помощи взрослого, но не бойтесь. Во-первых, это действительно интересно, а во-вторых, ничто так не сближает поколения, как интересная совместная деятельность.

Кстати сказать, компьютер позволит ребенку преодолеть страх неудачи, поскольку рисунок на экране – это вроде бы не совсем настоящий рисунок, и так называемый страх чистого листа тут не столь уж и силен. И потом, компьютер позволяет быстро перебрать множество вариантов, остановившись на самом приемлемом. А затем можно вывести свой шедевр на бумагу и получить уже самую натуральную картину. А если вдобавок купить «видеоглаз» – маленькую видеокамеру, присоединяющуюся к компьютеру, – ребенок попробует свои силы в роли режиссера, оператора и монтажера. Сейчас, когда компьютерный рынок так насыщен, на покупку «видеоглаза» не нужно бешеных денег. За 200 долларов вы найдете вполне приличную камеру.

Для дошкольников разработан упрощенный вариант «Логомиров» – «Перволого». Пользуясь специальными заготовками, ребенок сделает книжку, открытку, выложит мозаичный узор. Существует и множество развивающих игр. Есть компьютерные энциклопедии. Широкой популярностью пользуются и так называемые интерактивные книги, напоминающие пластинки с любимыми сказками, но включающие в себя также игры на тренировку памяти и внимания, упражнения на развитие навыков чтения и знакомство с английским языком.

В общем, не так страшен черт, как его малюют. Родителям важно только не пускать все на самотек, а проявить немного твердости, инициативы и изобретательности.

Татьяна ШИШОВА