Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2001

Архив

ЗАМЕТКИ ЛОГОПЕДА

ОТ ДВУХ ДО ПЯТИ

Инна СЕМЕНОВА, логопед
Свердловская область,
пос. Сосьва

Встречают по одежке,
а провожают по уму.

Народная мудрость

Лев Толстой писал о самых первых годах своей жизни: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

А у Корнея Чуковского в книге «От двух до пяти» мы читаем: «Процесс овладения речью совершается наиболее быстрыми темпами именно в возрасте от двух до пяти».

В это время высказывания детей наиболее забавны. Они придумывают новые слова: «пальчатки» (перчатки), «всехный», «мазелин» (вазелин), «больмашина» (бормашина), «колоток», «посоли мне сахаром».

Но радуясь словотворчеству ребенка, не забывайте его поправлять, когда говорит он неправильно, и помните, что его речь нуждается в постоянном развитии. Кто-то возразит: «Дидактика отнимает у детей детство». Это не так. Детство отнимают у ребенка как раз те, кто позволяет ему бессмысленно слоняться по двору или квартире. Только не мешать малышу жить – недостаточно! Перенести обучение на период после семи лет – значит сделать невозможным полноценное обучение в школе. Школа – суровый экзаменатор наших усилий за эти семь решающих лет.

На третьем году жизни наш маленький лингвист осваивает до 100 слов в месяц! К трем годам он произносит 1500 слов. А как он говорит! Не умолкая, взахлеб. Как нужен ему сейчас доброжелательный, внимательный слушатель – взрослый. Все больше в его речи становится вопросов. «Почему?» – основополагающий вопрос. Если ребенок задал его во второй половине третьего года жизни, он безоговорочно умен. Отвечая на вопрос «почему?», мы учим ребенка думать. От того, как мы отвечаем на этот вопрос, зависит, насколько умным станет наш ребенок. Отвечаем, глубоко вникая в то, что его заинтересовало, – глубоко мыслить будет и он; отвечаем поверхностно, отмахнувшись от крохи, – поверхностен станет и он.

В этом же возрасте у него возникают вопросы: «А как сделал?», «А что там внутри?», «А куда он ушел?», «Когда он вернется?» И это уже попытка связать прошлое с настоящим и будущим.

Мать все настойчивее указывает малышу на последствия его поступков, готовя его к вопросу: «Что будет?» «Упадешь – будет больно», – говорит она. Так, начиная с простого, мы учим его высшему в мышлении – предвидению.

Связь с матерью еще нерасторжима, но возрастает и роль отца. Взрослые – основной источник информации. Чтобы получить максимум информации, малыш неосознанно спешит овладеть речью.

Разговаривая с ребенком, постараемся пополнить его словарный запас, используя все части речи. Мы путешествуем с ним в окружающем мире. Существительные знакомят его все с новыми и новыми предметами и явлениями (мы говорим: «Речка»). Прилагательные рассказывают, какие это предметы, чем отличаются, то есть представляют мир красочным, разнообразным (мы говорим: «Веселая речка»). Глаголы говорят о том, что мир подвижен (мы говорим: «Веселая речка бежит»). Наречия дополняют: «Веселая речка бежит далеко-далеко».

Речь беседующего с ребенком взрослого должна быть грамотной, образной, яркой.

Когда дети вырастут, один станет математиком, другой – художником или врачом, но точная образная речь будет необходима всем им, ибо речь и интеллект неразрывно связаны.

Если двух-трехгодовалый ребенок задает вопрос, обязательно ответьте ему, прервите свою беседу со взрослым, ведь он может забыть свою мысль быстрее, чем вы – свою. Мы только начинаем приучать его «не перебивать».

К трем годам ребенок должен понимать, что такое один, мало, много, различать правую и левую стороны, понимать язык светофора. Эти нормы высоки и могут быть достигнуты только если детей обучать.

Четырехлетний запоминает буквы; запоминает и, соблюдая интонацию, декламирует стихи. Определяет положение предметов относительно себя: справа, слева, впереди, позади, сверху, снизу, дальше, ближе. Хорошо знает свой адрес, полные имена всех членов семьи, бабушек и дедушек. Ориентируется в понятиях «утро», «вечер», «день», «ночь», «зима», «весна», «лето», «осень».

Необходимо, чтобы к школе дети научились говорить грамматически правильно, умели изменять слова, не делая ошибок в окончаниях имен существительных, прилагательных. Особенно важно правильно выражать свои мысли, правильно строить предложения.

Ребенок к пяти годам может научиться выделять первый, последний и даже все звуки в словах, если этому его научить. Как правило, дети, научившись выделять звуки в словах, без специального обучения начинают читать.

Побуждайте ребенка сначала рассказать о том, какие предметы нарисованы на картинке, позже – о событиях, изображенных на сюжетной картинке. Просите его пересказать сказку, описать события, которые произошли с ним. Помогайте своими вопросами, исправляйте неправильные обороты речи.

Несомненно, верны слова выдающегося психолога Л.С. Выгодского: «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать и больше, и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».