Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2001

Архив

КТО ПРИТАИЛСЯ В ТЕМНОТЕ?

Почти все маленькие дети боятся темноты. Да, честно говоря, и взрослым темнота нередко внушает опасение. Даже сейчас, когда цены на электричество «кусаются», многие предпочитают, уходя из дома, оставлять в прихожей свет. Конечно, далеко не все признаются, для чего это, а говорят: воры увидят, что горит свет, подумают, кто-то есть дома. Или что впотьмах не сразу нашаришь выключатель, или... да мало ли рациональных объяснений можно придумать для иррационального, необъяснимого страха?
Но факт остается фактом: в темноте есть нечто мистическое. Недаром с ночью и с темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией. А поскольку дети близки и к природе, и к культурному первоначалу – они же не случайно так любят сказки! – то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический, запредельный ужас.

Взрослые, снисходительно относясь к собственным слабостям, однако, не спешат потакать слабостям ребенка. Казалось бы, сколько говорено про то, что, если дети боятся темноты, нужно оставлять в комнате свет, а до сих пор иные родители уверены, что сон при включенной лампе для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают!
«Пусть привыкает» – вот распространенный ответ.
Хотя потом, когда родители начинают понимать, какими ужасами бывает населена темнота для их сына или дочери, они сами приходят в ужас. И уже не задают риторических вопросов, почему у детей ночное недержание мочи или повышенная раздражительность.
Гораздо умнее поступают те мамы и папы, которые усвоили вроде бы шуточный, а на самом деле очень важный принцип (по крайней мере в области воспитания): «Нормальные герои всегда идут в обход». Не удается преодолеть страх с наскоку, в лобовой атаке? Не беда! Можно подобраться к нему с тыла, превратив преодоление в занимательную игру.
Трехлетний Миша реагировал на выключение света как на удар электрическим током. Как бы крепко он ни спал, тут же просыпался и начинал кричать. Мама его увещевала, папа сердился – все было без толку. Пока однажды маме не пришло в голову затеять с малышом игру. Каждый вечер, укладывая Мишу спать, она ложилась с ним рядом (естественно, при включенном свете), накрывалась одеялом с головой и тихонько приговаривала: «Мы с тобой маленькие зверюшки, мы лежим в уютной норке. На улице темно, холодно, идет дождь, а у нас с тобой тепло, уютно. И никто к нам сюда не придет, никого мы не пустим».
Сначала Миша даже с мамой побаивался лежать в темноте – все норовил проделать щелку, чтобы под одеяло проникал свет. Но мама говорила, что, когда темно, играть интереснее, да и голос ее звучал так спокойно и убаюкивающе, что Миша быстро расслаблялся. Проходило совсем немного времени, и он уже блаженно посапывал во сне.
Потом, когда мальчик пообвыкся, мама сделала следующий шаг: вместо люстры стала включать настольную лампу. А в игре появился мотив про трусливого зайчишку и смелого медвежонка, которого, естественно, звали Мишей.
Постепенно удалось сместить «зону света» в коридор. Мальчик только просил, чтобы дверь в комнату оставляли приоткрытой. И уже сам напоминал, что верхний свет надо выключить: при засыпании он начал Мише мешать.
А эту игру придумали сами дети, близнецы Коля и Оля. Они хоть и были вдвое старше Миши, но темноты боялись ничуть не меньше него. Они, конечно, не ставили себе цели избавиться от страха. Им просто было интересно. Но страх постепенно начал уходить, а мама, заметив это, включилась в игру и направила ее в нужное русло. Дети воображали себя бобрами и устроили домик под столом, накрытом большой скатертью. Скатерть свисала до самого пола, и под столом было довольно-таки темно. Мама вызвалась играть роль горе-охотника, которому никак не удавалось поймать бобров, потому что под стол охотник проникнуть по условиям игры не мог. Играли весело, много смеялись, шутили и даже не заметили, как большая часть игры начала проходить в полутьме (дело было зимой, и темнело рано).
Можно затеять игру в прятки, но чтобы прятались не люди, а куклы. И часть кукол спрятать в комнате, где не горит свет. Но только не требовать от ребенка, чтобы он зашел туда с первого раза, и не огорчаться, если он даже на десятый раз войти в темную комнату откажется.

А порой страх темноты изживается через... привитие любви к черной краске. Дети вообще-то не очень жалуют черный цвет, им больше по душе яркие, радостные цвета. А если ребенок все рисует черным, это может свидетельствовать о серьезном психическом неблагополучии.
Так вот, одна моя знакомая художница, обучая детей рисовать, обыгрывала с ними разные цвета, побуждая их и повнимательней присмотреться к окружающему миру, и пофантазировать. Что можно нарисовать красной краской? А что – желтой? А черной?
Черный цвет, как нетрудно догадаться, ассоциировался у детей с ночью. А ночь – это плохо, страшно, в ночи водятся чудовища, привидения, ведьмы и всякая прочая нечесть. Кое-кто из детей даже отказывался рисовать ночь, настолько ему было страшно.
И тогда художница стала учить дошколят видеть в черной краске красоту и благородство. А в ночи – мириады звезд, с которыми связаны прекрасные легенды. И хотя ей даже в голову не приходило заниматься психотерапией, а она просто хотела раскрыть перед детьми возможности черного цвета, вскоре, к ее изумлению, дети перестали бояться ночи. И тогда она стала пользоваться этим приемом уже сознательно, помогая своим ученикам не только постичь мир красок, линий и форм, но и достичь мира в
своей душе.
– А если ребенок, несмотря ни на какие ухищрения, все равно побаивается темноты? – спросите вы. – Что ж, ему до старости свет в комнате оставлять?
Но скажите, вы много видели взрослых, которые спят только при включенном свете? Это примерно то же самое, что бояться, как бы ребенок до старости не сосал соску или не научился ходить на горшок.
Тут интересней другое – попытаться разобраться в истинных причинах этого устойчивого страха. Присмотритесь к себе, проанализируйте свое поведение, семейную ситуацию, и очень может статься, что страх на самом деле окажется и не страхом вовсе, а ширмой, за которой прячутся совершенно иные чувства. Например, ревность. Как у шестилетней Маши, которую страх темноты обуял вскоре после рождения младшего брата. А когда родители присмотрелись, выяснилось, что Маша подсознательно пыталась таким образом привлечь к себе внимание мамы, поглощенной младенцем. Младенец плохо засыпал, и мама подолгу его укладывала. А раньше вечера были посвящены только Маше, так что в душе дочери зрело вполне понятное чувство протеста. И созрев, выплеснулось, но не в явной, а в завуалированной форме.

В иных случаях страх темноты тоже может оказаться скрытым протестом, только против излишнего, навязчивого внимания со стороны взрослых. Когда они шагу ребенку самостоятельно ступить не дают. Внешне ребенок с этим смиряется. Но когда речь заходит о темноте, они проявляют невероятное упорство. Хоть режь их – не зайдут в темную комнату! И тут уж приходится смириться родителям. Тем более что и выглядит это вполне извинительно. Ну не может человек себя преодолеть! Что тут поделаешь? Но если дать такому ребенку свободно вздохнуть, страх темноты «сам собой» исчезнет. Безо всяких игр и обращения к специалистам.
Конечно, нелегко понять, «кто притаился в темноте» (особенно если там наши собственные просчеты и недостатки). Но понять надо, иначе ничего не добьешься, а будешь бесцельно блуждать в потемках и постоянно натыкаться на острые углы в отношениях с детьми.
И в заключение – несколько конкретных советов.

1. Не дожидаясь, пока у ребенка разовьются страхи, оставляйте в его комнате зажженный ночник или торшер.
2. Не гасите свет в коридоре: бывает, что дети ночью хотят пойти в туалет, но боятся, поскольку в коридоре темно.
3. Детская комната не должна находиться далеко от комнаты родителей, а ребенку-дошкольнику, боящемуся темноты, и вовсе не обязательно спать в отдельной комнате. Все равно в большинстве случаев такие дети приходят к родителям среди ночи, и настойчивое выпрашивание может только породить у них лишние страхи.
4. Если какие-либо предметы пугают ребенка в темноте своими очертаниями, уберите их. Уговоры не бояться обычно не действуют.
5. Днем старайтесь обыгрывать те предметы, которые ночью вызывают у ребенка страх.
6. Затевайте игры в затененных уголках квартиры, под столом, в домике, сооруженном из нескольких кресел, накрытых сверху одеялом, в комнате с зашторенными окнами и т.п. Приучайте ребенка к темноте постепенно.
7. В выходные и по праздникам, когда вся семья собирается вечером за столом, выключайте свет и зажигайте свечи. Это и выглядит торжественно, и поможет вашему ребенку привыкнуть к полумраку.

Татьяна ШИШОВА