Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2001

Архив

КАКОЙ ОН, НАШ ПРАВНУК?

На рубеже веков, а тем более тысячелетий, к прогнозам отношение особое. Не будем гадать на несколько столетий вперед, всмотримся в самое себя через какие-то 20, 30, 40, 50 лет и немного помечтаем о будущих наших правнуках...

С богатой родословной и свежей кровью

Если в позапрошлом веке между местом рождения жены и мужа пролегало 15 километров, то сегодня в Европе это расстояние составляет уже 75 км, а в США – более 150. Возлюбленные с разных континентов, разделенные сотнями и тысячами миль, легко знакомятся и скрепляют сердца благодаря машине, поезду, самолету и Интернету. Такие разноплеменные браки, считают некоторые специалисты, способствуют улучшению генофонда: потомство лишено риска получить серьезный наследственный недуг. Смешение разных кровей исключает роковую возможность появления на свет ребенка с двумя мутированными генами – от матери и отца, ведь если заглянуть в их обширную родословную, генетики вряд ли обнаружат общих родственников. А в результате удивительного свойства гибридов, названного учеными гетерозисом, первое поколение, рожденное в смешанных браках, будет превосходить по жизнестойкости лучшую из родительских форм. Значит, потомство будет умнее, крепче.

Среднего роста, черноволосый и темнокожий

Футурологи предполагают, что именно таким будет уже наш праправнук. Произойдет это не только потому, что перечисленные признаки доминирующие и согласно законам отбора выявятся в потомках, но и оттого, что стремительно снижаются темпы рождаемости в большинстве государств Европы и Японии. В силу разных причин женщины планеты все меньше рожают детей. Медицина – тому подмога. Первая противозачаточная пилюля поступила в широкую продажу в 1960 г. Ее появление стало революцией. Общество долго сопротивлялось, прежде чем признало за женщиной право самим решать вопрос о своем потомстве. Так, в 1965 г. в десяти штатах США действовали законы, разрешающие врачам прописывать такие таблетки лишь семейным парам. Кто теперь вспоминает, что лишь в 1972 г. был отменен последний подобный закон.

Сегодня в Европе и Японии на каждую женщину в среднем приходится по 1,2 ребенка. Тогда как для поддержания нынешнего уровня народонаселения этот показатель должен быть не ниже 2,1. С лихвой его перекрывают жители наиболее отсталых стран Азии и Африки, где на каждую женщину, подчас совершенно безграмотную в вопросах контрацепции, приходится до 4,2 ребенка.

С. ПОЛТЕВА