Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2002

Архив

ТЯЖЕЛА ТЫ УЧАСТЬ ГИМНАЗИСТА!

Марина КАРИНА

Ваш ребенок стал плохо есть? Он раздражителен и груб? Долго не засыпает вечером? И что-то часто простужается в эту зиму?
А вы не пробовали посчитать, какие у него учебные нагрузки? Сколько часов в день ему приходится читать, писать, решать, запоминать? А сколько он гуляет и играет с друзьями?
Я вот подсчитала...

Один день московского школьника

7.20 утра – подъем. Спать сыну-пятикласснику нельзя больше ни одной минуты: если я сейчас же не стащу его с постели, он опоздает в школу. Сын отбивается во сне, не может разлепить глаза – явно не выспался. Пока мальчик сидит под душем (непроснувшийся организм ноги не держат), я спешно убираю его постель, достаю из шкафа одежду, делаю бутерброд в школу... Завтракаем и без пяти минут восемь выходим; по дороге обязательно говорим о чем-нибудь приятном: куда мы поедем путешествовать летом или какую машину сын купит, когда станет взрослым, – сладостные мечты приводят его в хорошее настроение, с каким он и вступает на порог школы.
Каждый день, кроме субботы, у нашего пятиклассника шесть уроков, в субботу – четыре. (Это гимназический класс с расширенной гуманитарной программой и двумя иностранными языками.)
Около трех часов мальчик приходит из школы. Обед. 30–40 минут отдыха, во время которого сын, к сожалению, валяется на диване, листая журналы, или играет в «Game boy», – вытолкнуть его на улицу даже в солнечный день невозможно. В четыре часа надо браться за уроки, ибо через час – время идти в музыкальную школу. Занятия там четыре раза в неделю. В те дни, когда нет музыкальной школы, и по субботам сын дополнительно занимается английским, потому что в их гимназическом классе преподавание этого языка, к сожалению, слабовато.
В восьмом часу вечера ребенок вновь садится за уроки. В 20.00, чуть не рыдая, умоляет позволить ему посмотреть любимый мультик («Один в день!») – и я разрешаю. Во время мультика приношу ему ужин в комнату, а сама мысленно пилю и терзаю себя за это: разврат полный, что я из парня делаю? Но другого времени на ужин у него нет.
Телесеанс окончен, и тут выясняется, что к завтрашнему уроку еще не склеена русская изба, или не нарисован дом в трех проекциях, или не написан доклад о роли монастырей в обороне Древней Руси. Я прихожу в ужас: на часах почти девять, ребенку пора ложиться спать, а у нас еще, кроме русской избы, – каждодневные упражнения на фортепьяно.
Клею избу, рисую в трех проекциях дом, пишу доклад я. Сын, зевая, вздыхая и подвывая, как он устал (и я прекрасно это понимаю), играет положенные ему этюды и сонатины. Играет всего минут двадцать, хотя музицировать надо час. Этого часа в дневном расписании у него нет.
Сборы ранца, умывание и укладывание растягиваются на добрых полчаса – сын просто спит на ходу. В 22.00 я уже криком кричу, что пора спать. Наконец он в постели, но теперь никак не может заснуть. Проходит минут двадцать, прежде чем он затихает.
А завтра я не решаюсь разбудить его до самой последней минуты – знаю, что он опять не выспался...
К этой картинке добавлю, что в субботу у него свободен лишь вечер, а в воскресенье – только утро, потому что уроки задают и на понедельник, сын их делает половину воскресного дня.

Сколько можно учиться?

Такой жизнью живут тысячи и тысячи школьников по всей стране, вот и возникает вопрос: есть ли какие-то природой запрограммированные нормы – сколько часов занятий без ущерба для здоровья может выдержать, например, ребенок 11–12 лет?
Об этом я спросила научного сотрудника НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД, доктора медицинских наук, профессора Наталию Николаевну КУИНДЖИ. И вот какие любопытные цифры она мне назвала.
По санитарным нормам в 5-м классе при пятидневной рабочей неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше, при шестидневке – 31 урок. В 6-м классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. И никакие гимназии и лицеи не могут закладывать в расписание уроков больше.
Я открыла дневник сына и подсчитала, что его класс учится 33 часа в неделю. И это после того, как мы, родители, «отбили» один час у школы еще в сентябре.
Норма приготовления уроков дома для учеников 5–6-х классов – 2,5–3 часа.
За то, что ученики школ с углубленным изучением иностранных языков, гимназисты и лицеисты учатся теперь и по субботам, родители должны благодарить как раз Институт гигиены детей и подростков. Я без иронии говорю «благодарить», потому что, когда несколько лет назад Институт проверил ряд гимназий и лицеев, которые при пятидневной неделе усилили базовую школьную программу этикой семейной жизни, психологией, мировой художественной литературой, греческим и латинским, они обнаружили, что дети учатся по восемь уроков в день. Восемь часов в школе, три часа – подготовка к урокам дома...
Ничего себе: одиннадцатичасовой рабочий день для ребенка 11–12 лет! А старшеклассники порой занимаются по 16 часов, на сон у них остается только шесть часов – получается жизнь вне всяких биологических законов. Вот тогда-то в школы и вернули шестидневную неделю.
Но мы, какими бы «сапиенс» ни были, не в состоянии вырваться за рамки биологических потребностей – не есть, не спать, не отдыхать, а только работать! Например, наши пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для своего здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около семи километров, причем три километра – за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не выдержат статических и психоэмоциональных нагрузок, которые им приходится переносить во время уроков. Проще говоря, не смогут спокойно сидеть, внимательно слушать, вникать, запоминать... Гулять они каждый день должны три часа. Боже, какой московский школьник может найти в своем расписании столько времени для гуляния? Не потому ли мы и не видим здоровых детей?

По силам ли нагрузки?

Справляется ваше чадо со всеми теми умственными нагрузками, которые вы из благих побуждений на него навалили, или его здоровье трещит от этих нагрузок по швам, можно определить по некоторым косвенным признакам.

Симптомы хронического переутомления такие:

1. Ребенок вечером долго не может заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младший школьник хочет спать днем, хотя задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.

2. Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники...
Учителя жалуются, что в классе он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.

3. Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берет завтрак с собой. Последите за его весом! Одно исследование наших физиологов показало, что 60% московских первоклассников от переутомления похудели к концу первой четверти. А ведь дети растут, они должны постоянно прибавлять в весе!

4. Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным, а подросток – постоянно грубит.
Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта. Вполне возможно, что ваше чадо все время огрызается просто потому, что от обилия обязанностей ничего не успевает.

5. У ребенка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. Измерьте давление в середине III четверти. При норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассников от непосильной школьной нагрузки давление может подняться до 110–120.

6. Ребенок без конца простужается. Это тоже «звоночек»: не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошее образование, а крепкое здоровье.

Чтобы быстро думать, надо много бегать

Может ли что-то сделать семья, чтобы снизить учебные нагрузки ребенка и в то же время не расстаться с хорошей школой?
Кое-что, пожалуй, может.

Первое. Физиологи говорят: школьнику, чтобы вынести школьные нагрузки, надо как можно больше двигаться. Поэтому на все замечания учителей: «Ах, он такой-сякой, бегает на переменках» – внимания не обращать: и хорошо, что бегает! В некоторых школах попечительские советы на деньги родителей устанавливают в холлах спортивные тренажеры. Грамотное решение. Может быть, и в вашей школе можно сделать что-нибудь подобное?
Если от дома до школы 2–3 остановки на автобусе, надо ходить в школу пешком. Некогда ребенку гулять, да и страшно его оставить одного во дворе? Посылайте каждый день в магазин – пусть хоть так пройдется.
Дома в перерывах между занятиями вашему чаду надо кувыркаться, прыгать, приседать, а не лежать на диване.

Второе. Взвесьте дополнительные интеллектуальные нагрузки. Языковой школы, гимназического класса или лицея не сверходаренному, а просто умненькому ребенку более чем достаточно. По силам ли ему еще музыкальная или художественная школа? У вас не просто умненький, а сверходаренный? Поздравляем! Но вы отдаете себе отчет, что на профессиональном поприще его ждут не только слава, но и профессиональные болезни?
А просто умненького, кроме лицея, можно отдать в танцевальную студию: прекрасный отдых от зубрежки и бальные и спортивные танцы! Хорошо записать в бассейн – два занятия в неделю снимут и статическую, и психическую усталость.

Третье. В выходные – обязательно гулять. В лес, в парк, за город... На лыжах, велосипеде, с теннисными ракетками, бадминтоном... Полдня ваш ребенок должен провести на воздухе. И вы присоединяйтесь, вам тоже полезно!

Четвертое. Хорошо, когда ребенок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Тогда его организм бывает готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребенок всегда ест с аппетитом, и засыпает быстро, и не раскачивается долго, принимаясь за уроки. Он на протяжении дня на всем экономит время и меньше устает. Организуйте такую жизнь и вашему. Единственное отступление, которое советуют делать нейрофизиологи, – это спать в выходной столько, сколько хочется. Тогда недельный недосып можно компенсировать.

И пятое. Есть такое лекарственное средство – глицин. Это аминокислота, которая образуется в клетках головного и спинного мозга. Она расходуется при интенсивных умственных нагрузках. Когда сотрудники НИИ гигиены в своих экспериментальных группах назначили этот препарат тем детям, которые очень утомлялись в школе, отставали от темпа класса, раздражались, придирались к соседям по парте, оказалось, что после курса глицина эти ребята сравнялись с одноклассниками. Глицин время от времени полезно принимать всем школьникам – старшеклассникам во время экзаменов, первоклашкам в первый школьный месяц, всем остальным – в середине самой длинной третьей четверти...
Проводите своему ребенку два курса глицина в год (по 50 таблеток каждый курс).

После разговора в НИИ гигиены я мысленно раскладывала проблемы сына на две чаши весов.
С одной стороны – у него все признаки непосильной учебной нагрузки: и частые простуды, и отсутствие аппетита утром, и долгое засыпание, и ему так трудно сосредоточиться... Боливар не выдержит двоих, какую-то из нагрузок надо сбросить. Надо дать возможность гулять. Я же не хочу получить больного парня-хроника?
Но, с другой стороны, без прочных базовых знаний не поступишь в институт, не получишь хорошо оплачиваемой работы. А мужчине надо содержать семью. И болтаться без дела, не зная чем занять свободное время, подростку опасно: моментально скрутят наркоторговцы, завлекут в какую-нибудь шайку хулиганы...
В общем, не знаю, как вам, а мне есть над чем крепко подумать.

От редакции

Школы все расширяют и углубляют свои программы. Посмотрите перечень новых предметов в средних классах: информатика, граждановедение, МХК... Ну кто из родителей будет против информатики, например? Всем понятно, что мир ближайших лет немыслим без компьютеров и наши дети должны уметь на них работать. Тем более что отнюдь не у всех компьютеры есть дома и навыки работы на этой машине в семье дети получить не могут.
А кто будет против второго иностранного языка? Говорят, при приеме на престижную работу английский уже иностранным не считается, само собой разумеется, что вы должны его знать.
А разве не полезно ребенку прослушать курс мировой художественной культуры; узнать, что такое этика семейной жизни; получить на уроках граждановедения первые знания об устройстве государства, в котором живешь? Конечно, полезно. Широкая эрудиция и общая культура еще никому не мешали.
Знания – это багаж, который в дальнейшем принесет доходы. Социологи говорят, что сейчас люди, которые имеют второе высшее образование, при прочих равных условиях зарабатывают на 15% больше, чем их коллеги с одним высшим. А те, кто не окончил вуз, недополучают в среднем 11% от заработка дипломированных специалистов.
Все это правда. Но правда и то, что ребенку очень легко подорвать здоровье, если он учится по 10–12 часов в день, недосыпает и почти совсем не гуляет. Если он добросовестно выполняет все задания учителей, каждый из которых задает своим ученикам на дом столько, как будто его предмет – единственный в расписании.
И чем дальше, тем все острее становится это противоречие: образование все интенсивнее и обширнее, нагрузки все больше, а здоровья все меньше.
Видит ли кто-то решение этой проблемы? Что думают по этому поводу учителя и родители? Мы были бы рады услышать мнение наших читателей. Ждем ваших писем. Давайте думать вместе!