Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2002

Архив

ВИЗИТ К ДЕТСКОМУ ПСИХОНЕВРОЛОГУ

Владислав БРАГИНСКИЙ,
врач-психоневролог,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ

Говорят, большинство людей уверены, что не нуждаются в советах, как лечиться, воспитывать своих детей и построить собственный дом, – каждый мнит себя знатоком в этих вопросах. Тем не менее рискну предложить ряд статей, которые касаются проблемы психического неблагополучия, неудовлетворительной адаптации детей в коллективе, школе, трудных отношениях в семье, психологической помощи родителям и педагогам.
Актуально ли это?
Думаю, что да.

 

«Переходный период» нашего общественного развития сопровождается глубоким беспокойством, ощущением неопределенности и тревоги у значительной части населения. Одновременно усиливается психическая травматизация детей. И не случайно в последнее время «расцветают» прежде всего патологические состояния, вызванные социальными факторами. Имеются в виду детские неврозы, различные типы деформации характера, ранняя алкоголизация, выраженная социально-педагогическая запущенность.

Представляет ли подобная информация интерес для широкого круга читателей?

Вероятно, да, так как эти проблемы волнуют значительное число семей и детских коллективов.

Наибольшее распространение у детей имеют различные невротические состояния. Это преходящие (временные) психические расстройства, вызванные внешней причиной – испугом, потерей близких, физическим нездоровьем ребенка, хотя в повседневной врачебной практике гораздо чаще приходится сталкиваться с причинами куда более прозаическими: злоупотребление алкоголем, грубость одного из супругов, бракоразводный процесс и т.п. Иногда обстановка не столь драматична, однако при близком знакомстве становится ясно, что родители постоянно раздражены, заняты, ненаблюдательны и равнодушны к детям, «изживают собственные комплексы» на ребенке. Хрупкая нервная система ребенка под влиянием психотравмы «дает срыв»: возникают невроз страха, нарушения сна, тики, заикание, ночное недержание мочи (болезнь с благозвучным латинским названием «энурезис ноктюрна»).

Нельзя не упомянуть также о разного рода приступах – весьма распространенных нарушениях у детей. В некоторых случаях это симптомы эпилепсии – серьезной болезни, столь же древней, как человеческая цивилизация. Однако вполне возможны и более благоприятные варианты – припадки, вызванные, к примеру, повышенной температурой, волнением, сосудистыми или обменными изменениями. Напуганные видом припадка у своего ребенка, рассказами досужих советчиков, родители подчас непростительно долго мечутся в поисках помощи. Элементарные познания, уверен, помогут им вовремя обратиться к врачу.

В наших планах – рассказать о том, какие психические последствия могут вызвать патологии беременности и родов, болезни первых месяцев жизни. Пациенты, получившие расстройства при рождении или во время внутриутробного развития, составляют обширную группу, и это неудивительно, если учесть, что каждые вторые роды протекают осложненно.

Разумеется, читатели должны иметь представление об умственной отсталости, ведь дети с признаками задержанного развития встречаются всюду – в семье, в дошкольных учреждениях, в школах.

При знакомстве с отдельными разделами детской психиатрии невозможно исключить материал о формировании личности ребенка, разных типах патологических характеров. Известно, как много хлопот доставляют родителям, педагогам, врачам, юристам «трудные» дети. В их среде культивируются употребление спиртного, наркотиков, сексуальные эксцессы, самоубийства...

Особые, «нестандартные», своеобразные дети... Вечная, актуальная, неисчерпаемая тема. Думаю, имеет смысл коснуться сугубо медицинской стороны этой проблемы.

Для наглядности хочу привести некоторые цифры с необходимой оговоркой: статистика знает не все. Так, по данным московских психоневрологических диспансеров, неврозы зарегистрированы всего лишь у 19 детей из 10 тысяч. Это неправдоподобно низкий показатель, свидетельствующий лишь о настороженном отношении родителей к психиатрии и недостаточной обращаемости к врачам. Цифры умственной отсталости более близки к реальности – 175 на 10 тысяч детей. И это тоже объяснимо: врачам «показывают» ребят под давлением школы. Упомянутые ранее патологические черты характера в Москве отмечены у четырех из десяти тысяч детей. Что касается серьезных душевных заболеваний – шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии, то они, к счастью, у детей встречаются реже, чем у взрослых. Шизофрения, к примеру, отмечена у 2,2 из 10 тысяч московских детей, эпилепсия – у 1,3.

Шизофрения займет достойное место в моих заметках, хотя рассказать об этом заболевании в популярной форме, пожалуй, труднее всего. Однако «наибольшее благоприятствование» оказано «малой, пограничной» психиатрии – состояниям, с которыми мы повсеместно сталкиваемся в жизни.

Не стану больше утомлять читателей, общие рассуждения уместны лишь как введение к разговору более предметному, продолжение которого – в следующих выпусках газеты.