Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2002

Архив

ЧЕМУ НАС УЧАТ ИГРЫ

Владислав БРАГИНСКИЙ,
врач-психоневролог,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ

Детство неотделимо от игры. Годовалый малыш увлеченно играет погремушкой, ребенок двух лет складывает кубики, пирамидку, неутомимо «скачет» на лошадке. Дети пяти лет играют «в больницу»: кто-то выступает в роли врача, другие перевоплощаются в больных. Бесчисленные «догонялки», «морской бой», «прятки», а в последнее время – покемоны и изнурительные компьютерные сражения – этими играми забавляются школьники. Мир игры разнообразен, увлечения детей перечислить трудно.
Психологи все же попытались систематизировать игры детей. Выделяют сюжетно-ролевые игры, в которых дети «отрабатывают» собственное поведение в определенных ситуациях. Это такие игры, как «дочки-матери», «школа», «больница», «повар» и др.
В сенсорных играх происходит знакомство со свойствами предметов, качеством материалов. Манипулируя с песком, водой, глиной, соломой, камнями, металлом, дети познают мир через ощущения. Прыжки, кувырки, вращения, бег составляют основу моторных игр, они позволяют оценить возможности и функции своего тела, способствуют развитию ловкости, лучшей координации движений.

Игры-соревнования знакомят детей с действиями по правилам, распределением ролей в коллективе, способствуют формированию мотивации успеха. Подобную классификацию можно расширить до бесконечности, но главная мысль уже ясна: каждая игра имеет свое предназначение и открывает ребенку определенную грань окружающего мира.
Чем игра отличается от трудовой деятельности взрослых?
Ответ известен: играют «понарошку», воображают, что готовят еду, учат детей, пилотируют космический корабль и т.п. Игра раскрепощает детскую фантазию. Мышление детей отличается образностью, яркостью. Дети, в отличие от взрослых, очень легко «включают» собственное воображение. Поэтому они во время игры живо представляют себя доктором, полицейским, роботом или пиратом. Но при этом они не теряют чувства реальности: изображая кота или злодея, ребенок знает, что в действительности он – Андрюша, Костя, Петя...

Живость мышления и склонность к фантазированию объясняется лучшим развитием в детском возрасте правого полушария мозга. С годами большую зрелость приобретает левое полушарие, отвечающее за рациональное, научное познание мира, и увлеченность игрой уступает место более «взрослому» поведению.
Играли ли дети в далекой древности? Вот факты. В Египте рядом с мумиями детей находят куклы и другие игрушки. При раскопках Помпеи, Трои найдено множество детских игрушек – погремушки, посуда, куклы. В скифских курганах, в могилах бронзового века на территории Кавказа обнаружены различные изделия для игры. Вывод очевиден: игрушка и игра – то общее, что свойственно детям всех народов, во все времена.
Содержание игр, разумеется, меняется с течением времени: какие-то игры исчезают, появляются новые. Кто из ребят сейчас играет в «партизан», войну «наших» и «фашистов», казаков-разбойников, пиратов? Современные дети обмениваются видеокассетами, увлечены компьютерными забавами, обсуждают достоинства игровых приставок или перипетии «звездных войн». Все названные занятия – не более чем усовершенствованные настольные игры, как и прежние, они способствуют развитию точной моторики, внимания и памяти ребят. Следует лишь предостеречь от злоупотребления компьютером.

Мамам и папам надо знать, что малыши двух-трех лет зачастую играть не умеют, их этому надо учить. Особенно трудно им наладить коллективную игру. Малыши нуждаются в наставлениях взрослых по поводу распределения ролей, их функций, назначения предметов... Дети в игре преимущественно воспроизводят действия взрослых, позже (к четырем годам) в игре находят выражение отношения между людьми. К примеру, малыши не только выписывают рецепты, играя роль врача, они терпеливо объясняют свои рекомендации, внимательно выслушивают «больных», пытаются разнообразить «обследования пациентов». С возрастом игра детей усложняется, приобретая сюжетно-ролевой характер, постепенно развиваются самоконтроль, ответственность, инициатива – качества, необходимые для учебной деятельности.

Игра – не только удовольствие и радость для ребенка, в игре формируются все стороны его психики. Игра будит воображение: вместо ложки малыш использует палочки, из кубиков сооружает дом, из стульев – самолет или крепость. Ребенок импровизирует по ходу игры, часто творчески меняя первоначальный план. Игра способствует улучшению речи: ребенок должен поговорить с партнерами так, чтобы его поняли. К тому же в игре формируется способность к общению, совершенствуется навык коллективной деятельности. В какой-то мере игра влияет на произвольность поведения – даже расторможенный, неусидчивый ребенок старается постоять 10 минут, играя роль часового или инспектора ГАИ.
Игра, как правило, сопровождается активным, оптимистическим, эмоциональным настроем, что способствует большей гибкости, непосредственности и уверенности детей. Играя, ребенок учится принимать решения в меняющихся ситуациях, следовать определенным правилам (в соответствии с принятой ролью), избегать ненужных конфликтов со сверстниками.

В чем сущность игры? Почему все люди взрослеют через игру?
В широком плане игра – подготовка детей к труду. На современном этапе развития цивилизации труд настолько усложнился, что ребенок может приобрести необходимые навыки только за рулем игрушечного автомобиля, манипулируя с пластмассовой ракетой, управляя маленьким катером и т.п. Игрушки, являясь простой имитацией орудий труда, позволяют ребенку тренировать исполнение определенных обязанностей в обществе – репетировать функции моряка, летчика, врача, педагога...
Врачу-психиатру, психологу, педагогу наблюдение за игрой ребенка дает немало информации о его характере, увлечениях и переживаниях. Если в игре отмечаются выраженное стремление к лидерству, желание подавить, навязать свою волю партнерам, агрессивность и враждебность в отношениях со сверстниками, то это, скорее всего, признаки неправильного воспитания или аномального характера с преобладанием черт повышенной возбудимости. Родители должны попытаться научить ребенка доброжелательности, умению проигрывать, сохранять ровные отношения с окружающими. При недостаточном эффекте воспитательных мер следует обратиться к детскому психиатру или психологу.

Подвижные, возбужденные, шаловливые дети охотнее занимаются возней, соревнованиями, а вялые или физически ослабленные предпочитают спокойные, «сидячие» игры. Понятно, что для коррекции этих особенностей гиперактивным детям надо предложить игры, требующие усидчивости и внимания, а медлительным и неловким ребятам – футбол, велосипед, «кучу-малу» и т.п.
В игре, как в зеркале, находит отражение тяжелая, психотравмирующая ситуация, если она имеет место. Это может быть неблагополучие в семье – конфликты, развод, вредные привычки родителей или болезни, потеря близких. Дети в «горячих точках» играют в войну, «нападение террористов», «стреляют», прячутся в укрытия, «побеждают» или терпят поражение.
Нельзя недооценивать игру как средство лечения. Существует отдельное направление в помощи детям и подросткам, так называемая игровая психотерапия. В ее эффективности при определенных состояниях сомневаться не приходится.

Для устранения двигательного беспокойства детям можно предложить, к примеру, смотать в клубочек яркую пряжу и при этом сообщить, что клубочек «не простой, а волшебный»: всякий раз, когда его сматывают, становятся спокойнее. Можно устроить игры с песком, которые также неплохо действуют на гиперактивных детей. Взрослый засыпает свою руку песком, а ребенок осторожно ее «откапывает». Если он прикасается к руке, то игроки меняются ролями. Для тренировки внимания используются известные картинки, в которых надо заметить различие или новые детали изображения. Подобных игр, способствующих тренингу активного внимания и уменьшению двигательной расторможенности, приведено немало в руководствах для воспитателей и психологов.

Агрессивные дети нуждаются в совсем других играх. Им предлагается погладить плюшевого зайчика (попугая, мишку) и при этом «говорить с ним ласково». Можно придумывать сказки про «добрых зверей» под аккомпанемент спокойной музыки или изображать «свою злость» на рисунке, навсегда «расставаясь с ней».
Для преодоления патологической замкнутости следует отдать предпочтение играм, развивающим коммуникативные способности. Допустим, незаметно для ребенка в конструкторе извлекается какая-то деталь, и это вынуждает в процессе игры обратиться за помощью к партнеру. Аутичные ребята постепенно вовлекаются в коллективные игры, вначале – в качестве наблюдателя, затем – участника, и позже ребенку поручается «водить» в игре. Улучшению наблюдательности и взаимодействию со взрослыми способствует выполнение операций в соответствии с представленными рисунками. Ребенок при этом должен рассказать о том, как он догадался сделать именно так, а затем поменяться ролями со взрослым.

Психологи советуют активно включать родителей в игру. Опыт родителей в этом плане, конечно, различен: некоторые в детстве подвижной игре предпочитали шахматы, конструирование или другие серьезные занятия. Может быть, именно из-за отсутствия игрового опыта такие родители с трудом устанавливают контакт с собственными детьми, не понимают увлеченности ребят «пустой забавой». Заботясь о психическом здоровье и развитии детей, им придется научиться играть вместе с ними; от этого родительский авторитет только повысится и проку от «легкомысленной» возни с ребятами будет гораздо больше, чем от чтения морали. Считается, что ребенок испытывает потребность в подвижных играх даже на втором году жизни, едва научившись ходить. Для начала можно поиграть в «жмурки», «прятки», «пятнашки» и другие вечные как мир детские забавы.

Некоторые родители опасаются, что от игры дети «перевозбуждаются». Действительно, какое-то время после игры ребенок взволнован и взбудоражен. Это вполне объяснимо и неопасно, важно лишь соблюсти чувство меры и постараться исподволь, без конфликтов переключиться на более спокойные занятия. Не следует опасаться стремления мальчиков стрелять, фехтовать, колоть, «убивать» мнимых недругов. Сражаясь и «побеждая врагов», малыши преодолевают собственные страхи и самоутверждаются. Показная агрессивность, свойственная большей частью детям двух-пяти лет, со временем исчезает, и игры с оружием заменяются другими, более «мирными» увлечениями.
Настороженность родители должны проявить в других случаях. Об этом следует упомянуть отдельно. Мне приходилось наблюдать детей двух-четырех лет, увлеченно манипулирующих предметами, не имеющими игрового назначения, – бутылками, посудой, веревками, пакетами и т.п. Манипуляции с этими вещами целиком захватывали детей, они сортировали, раскладывали их, не замечая происходящего вокруг. Если ребят пытались «переключить» на игрушки и реальные события, то они проявляли недовольство и злобность. Игры отличались однообразием, стереотипностью действий, дети при этом совершенно не тяготились отсутствием партнеров.

Ребята постарше (8–11 лет) так же самозабвенно, нередко в ущерб урокам, спорту, общению со сверстниками составляли карты города, схемы движения транспорта, календарь футбольных матчей, занимались коллекционированием, изучением энциклопедий... Когда к ним обращались по поводу их хобби, дети могли часами с горящими глазами рассказывать о своих увлечениях.
Подобная игровая деятельность является определенным симптомом, свидетельствующим о психическом неблагополучии. В таких случаях не избежать консультации психиатра, врачу надо подробно рассказать о развитии ребенка, его характере, поведении дома и в группе детей.
Не приходится думать об «уходе от действительности», если игры детей достаточно разнообразны и построены на впечатлениях, получаемых от окружающего, контакты ребенка со сверстниками не нарушаются и он относится к ним эмоционально, заинтересованно. Можно лишь пожелать, чтобы ребенок до поры играл, увлеченно познавая многоликий мир вокруг и себя в этом мире.