Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2003

Архив

Лев ХАХАЛИН, профессор

Иммунитет – система безопасности

Задача – опознать агента

Сейчас много говорят о системах безопасности, потому что жизнь становится все более беспокойной и таит в себе разные неприятные неожиданности. Человек, который заботится о своей безопасности, ставит на входе в дом охранную систему или охрану, которая знает всех жителей подъезда в лицо, а у незнакомых проверяет документы. По улицам ходят патрули милиции, небо над головой непрерывно прощупывают радары, на аэродромах дежурят перехватчики, а на военных базах застыли на боевом дежурстве ракеты, антиракеты, стратегические ударные ядерные силы... И все эти системы безопасности усложняются и совершенствуются.

А как же человек выживает в мире, переполненном тысячами микроорганизмов, которые тупо и непрерывно ищут для себя питательную среду – тело человека, чтобы размножиться и завоевать его организм? Как человек защищает себя от проникающих в его организм с воздухом, водой и пищей вирусов, бактерий, фагов, грибков и паразитов, устойчивых к морозу и жаре, радиации и кислотам? Да точно так же – с помощью специальной системы безопасности под названием «иммунитет». И задача иммунитета такая же – разрушить агрессора, переварить, перетереть в молекулярную пыль любого микроба и для эффективного отражения его следующих атак запомнить агрессора в лицо, создать против него обнаружителей и перехватчиков. Значит, главная задача иммунитета – сделать человека невосприимчивым к чужеродным биологическим объектам. Если же происходит сбой в механизме невосприимчивости микроорганизмов, позволяющий микробам ужиться и размножаться в человеческом организме, то этот человек начинает часто и тяжело болеть.

Такое состояние медики называют иммунодефицитом, иммунной недостаточностью. Названий много, но смысл их один: дефект иммунитета, ошибки иммунного ответа на чужеродный агент. Например, такое заболевание, как СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), – классический пример иммунного дефекта. А при некоторых обстоятельствах в организме происходят сбои иммунного ответа, и тогда опасными чужеродными объектами внезапно и без всякого предупреждения могут стать и обычная домашняя пыль, и шерсть домашних животных (кошек, собак), и перья птиц, и самые простые лекарства, и продукты питания, и даже клетки собственного организма. Для этих вариантов нарушений правильной работы иммунной системы медики ввели термины «аллергия», «аутоиммунные заболевания», «лимфопролиферативные заболевания». Но сделали это только для удобства классификации заболеваний и условного подразделения этих заболеваний в зависимости от причины и механизмов сбоя работы иммунитета, хотя и иммунодефициты, и аллергии – лишь маски основной проблемы: иммунопатологии.

Люди, как и все без исключения биологические виды, обладают наследственным врожденным иммунитетом (видовой иммунитет); нам опасны только те антигены, инфекционные и неинфекционные, которые сродни человеку, но мы не воспринимаем как антигены возбудителей заболеваний других биологических видов. Конечно, нет правил без исключения, поэтому некоторые люди болеют и гриппом свиней, и кошачьим СПИДом, и коровьим бешенством, но в целом нам безразличны болезни других биологических видов, в том числе и тех, которые уже много тысяч лет живут бок о бок с нами: птиц, собак, кошек, коров, овец... Механизм этого игнорирования чужих микробов прост: на поверхности клеток человеческого организма нет мест – рецепторов, к которым могли бы прилипнуть, чтобы начать атаку на нас, чужевидные инфекционные агенты или токсины: они либо гибнут в нашем организме, не причинив ему никакого вреда, либо выводятся из него естественными путями. Весь остальной иммунитет приобретается через болезни, явные и скрытые, легкие и тяжелые, опасные и пустяковые.

Время самообучения

Самое ответственное время формирования иммунитета у человека – детство, первые 8–12 лет, потому что это период первых контактов с вражескими агентами окружающей среды. Если ребенок растет в очень чистой окружающей среде, то его иммунитет будет обеднен по сравнению с иммунитетом ребенка, выжившего в насыщенной биологическими врагами обстановке, но вполне достаточен для безопасной жизни в биологически комфортном окружении.

В утробе матери ребенок живет в почти стерильной среде. Бытовавшая раньше точка зрения на абсолютную стерильность плода ныне пересмотрена: сейчас ученые знают, что в организме плода присутствуют частицы некоторых вирусов, бактерий и фагов, которые попадают к нему от матери. Но по сравнению со шквальной атакой микроорганизмов внешней среды, которую выдерживает каждый здоровый новорожденный, в материнской утробе он действительно существует в полной иммунной безопасности.

Природа создала специальный механизм создания иммунитета – иммунную систему. Это очень сложный, многокомпонентный, многоуровневый, саморегулирующийся, самообучающийся комплекс, который – и только он! – обеспечивает каждому из нас биологическую индивидуальность: отторжение всего генетически чуждого. В любой концентрации. В любой форме. При любом варианте агрессии. Современные вооруженные силы удивительно точно копируют организацию иммунной системы: точно так же, как в военных системах, иммунная имеет своих разведчиков, солдат, перехватчиков, свои штабы, радары, антиракеты, силы немедленного реагирования, тактическое и стратегическое оружие возмездия. Но, самое главное, иммунная система создает все эти виды вооруженных сил специально против каждого врага. И в результате получается, что иммунитет здорового человека – это совокупность многих тысяч отдельных иммунитетов. После того как иммунная система побеждает врага, в ее памяти остается вся информация о встреченном и побежденном противнике, и если когда-нибудь случается повторная встреча, то иммунная система очень быстро и в полную мощь реагирует на знакомого противника. А некоторые инфекционные болезни создают в наших организмах даже пожизненный иммунитет: в тех случаях, когда инфекция очень опасна, иммунная система постоянно держит наготове весь арсенал противодействий. Пример, знакомый каждому, – ветряная оспа.

Ошибки штаба

Радарами иммунной системы служат мельчайшие белки циркулирующей крови (комплемент, лизоцим, интерфероны, ингибиторы и др.). Их активация вызывает немедленную реакцию иммунной системы, и прежде всего выработку антител – универсальных солдат иммунитета. При встрече с врагом они безропотно гибнут десятками миллионов, но на смену им приходят новые миллионы. Местом выработки антител являются клетки крови лимфоциты, живущие в лимфоузлах, поэтому при активной выработке антител во время инфекционных заболеваний так часто воспаляются местные лимфоузлы. Роль антител невозможно переоценить: своей коллективной мощью они разрушают порядки вражеских войск, закрывают грудью амбразуры, бросаются под вражеские танки. Количество антител и их специфичность медики обязательно изучают при диагностике любого иммунопатологического процесса.

Количество, специфичность, темп выработки и разнообразие антител у каждого из нас генетически наследуются, и эти характеристики различны у разных людей, хотя, конечно, есть нижняя граница этих параметров – граница выживания. Эти генетические индивидуальные различия и являются теми причинами, по которым одни люди (и дети в том числе) болеют, например, туберкулезом, гриппом, герпесом, корью и т.д., а другие никогда и ни при каких условиях не болеют.

Но антитела – это исполнительные солдаты. А приказы им отдают штабы разных уровней и с разными правами – разбросанные по организму скопления мудрых информированных клеток, которые сами не участвуют в битве, но от решений которых практически всегда зависит ход иммунного ответа. Ошибка местного штаба – и солдаты набрасываются на своих. Так чаще всего возникает первая местная аллергическая или аутоиммунная реакция. Но беда в том, что ошибочное решение иногда запоминается штабом, и впоследствии, при повторных встречах с противником, у такого человека развиваются соответствующие аллергические или аутоиммунные заболевания.

Ошибка генерального штаба – и какая-нибудь мутантная клетка собственного организма, злокачественная клетка, которая при нормально функционирующем иммунитете была бы распознана и уничтожена, вдруг получает разрешение жить и размножаться. Так начинаются опухолевые процессы, рак. Здесь уместно обратить внимание на то, что ошибки генерального штаба имеют куда более тяжелые последствия, чем ошибки штабов любого другого уровня, и, к сожалению, современная медицина с этими ошибками справляется пока не очень успешно.

Сила сопливого детства

Новорожденный ребенок начинает жить с пустой информационной базой иммунной системы, почти с нуля, если не считать врожденного иммунитета, о котором я уже сказал. И каждому родителю надо помнить: формирование иммунитета – индивидуальная судьба каждого ребенка. Нет двух одинаковых детей (исключение – только однояйцовые близнецы), нет и двух одинаковых иммунных систем. На 50% темп и мощь формирующегося иммунитета зависят от биоритмов и генов ребенка (гармонично ли развивается ребенок, здоровы ли гены его родителей и двух ближайших поколений предков и т.д.). Но еще почти на 40% формирование иммунитета зависит от социально-экономического положения семьи, в которой этот ребенок растет. Правильное питание, гармоничное физическое и психическое развитие, профилактические прививки, обучение навыкам гигиены, здравый смысл при лечении неизбежных детских болезней – все это по крупицам, по микронам направляет процесс формирования иммунитета ребенка в правильное русло. И наоборот, безалаберность и непоследовательность в любом из этих факторов приводит к ошибкам и сбоям иммунной системы. Конечно, природа позаботилась о том, чтобы время от времени, под влиянием биоритмов, в организме ребенка происходили встряска и смена активных генов, которые отменяют некоторые ошибки иммунной системы. Вклад же врачей в процесс формирования здоровья детей невелик – по данным Минздрава РФ, всего лишь 8–10%, и относится он главным образом к прямым медицинским факторам – качеству лечения, профилактическим мероприятиям, оздоровлению детей. Таким образом, иммунологическое здоровье детей по крайней мере наполовину может и должно контролироваться ответственными взрослыми, родителями и педиатрами.

Здесь, мне кажется, необходимо упомянуть об одном парадоксе процесса формирования хорошего иммунитета. Есть множество детей, которые, живя в благополучной обстановке, почти не болеют, не имеют аллергических и других иммунопатологических заболеваний. Но проблемы начинаются, когда эти дети попадают в детские сады и школы, летние лагеря и спортивные группы. У них сразу же возникают цепочки заболеваний, как правило, легких, простудных, но тянущихся невыносимо долго и переходящих одно в другое. И даже осложняющихся аллергическим компонентом. Причина этому одна: они не успели, живя в иммунологическом покое, приобрести, набрать опыт сопротивления инфекциям. В мировой педиатрии есть понятие – часто болеющие дети. Это дети, а их много в России, которые вне зависимости от экономического благополучия семьи (я лечил и внуков членов Политбюро, и цыганят), в силу именно индивидуальных особенностей их иммунитета, каждый контакт с инфекционным агентом переносят как тяжелое опасное заболевание (с высокой температурой, плохим самочувствием, головной болью, кашлем и насморком, рвотой и поносом, упадком сил и плохими показателями в анализах крови). Плохо ли это? С бытовой точки зрения, безусловно, плохо – сплошные неудобства родителям и врачам. С точки зрения иммунитета – приемлемо. А с точки зрения влияния на будущее иммунологическое здоровье – хорошо. Дело в том, что, видимо, у детей с такой манерой создания полноценного противоинфекционного ответа иммунная система требует повторных развернутых заболеваний, прежде чем в ее недрах отложится информация о возбудителе инфекции. Поэтому все попытки педиатров усилить иммунитет у такого ребенка заведомо ограничены возможностями его иммунной системы. Болезни таких детей надо принимать как данность и, терпеливо помогая ребенку справиться с очередной инфекцией, ждать, когда иммунная система у него дозреет. Как говорят в народе, ребенок перерастет болезнь. В общем, хороший иммунитет даром не дается. Кстати, несколько тысяч лет назад в учебнике медицины древние китайцы писали: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос здоровым, пусть в детстве он будет все время сопливым».

Слабеет оборона – крепчает враг

Но вот ребенок вырос, вступил во взрослую жизнь, нагрузка на его иммунную систему возросла, теперь он зачастую неправильно питается, не следит за своим здоровьем, приобретает вредные привычки, близко или даже интимно контактирует с хронически больными людьми... Как правило, приобретенного в детстве иммунитета хватает на то, чтобы компенсировать все эти нагрузки, и благополучная жизнь продолжается два-три десятилетия. А потом, чаще постепенно, а иногда и внезапно, компенсаторные возможности иммунной системы исчерпываются, очередное перенесенное на ногах простудное заболевание вдруг заканчивается инфекционным, аллергическим иди аутоиммунным осложнением на нервную, эндокринную, пищеварительную, почечную, сердечно-сосудистую системы, органы дыхания. У детей подобного рода осложнения – редкость, у взрослых, особенно старших возрастных групп, – почти правило. Точно такой же пугающий сбой в работе иммунной системы может возникнуть после серьезных операций, травм, психоэмоциональных потрясений. Никакой мистики в такой последовательности событий нет: просто у взрослых на работу иммунной системы гораздо сильнее, чем у детей, влияют ее тончайшие связи со всем организмом и его органами. Кроме того, в самой иммунной системе мало-помалу накапливается груз ошибок, но очищающих встрясок, которые происходят в организме в детстве, у взрослых уже не бывает. Вот и обрастает человек хвостами осложнений, потом они становятся гирями на ногах, и в конце концов приводят человека к так называемой последней болезни...