Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2003

Архив

Андрей ЛЕКМАНОВ,
профессор

Вести с VIII Конгресса педиатров

В феврале этого года в Москве прошел очередной Конгресс педиатров России.
Сегодня мы знакомим наших читателей с некоторыми материалами этого форума.

Семья и здоровье детей

Казанские специалисты изучили медико-социальную характеристику 234 семей, воспитывающих подростков. Оказалось, что большинство семей имеет средний уровень жизни (благоустройство жилья и доходы) и этот уровень в последние три года повышался. Однако только половина родителей уделяет детям достаточно внимания. Остальные отговариваются отсутствием времени (более 50%), усталостью после работы (более 25%) и недостатком опыта и знаний (8%). При этом 20% отцов не смогли объяснить, почему они не уделяют внимания своему ребенку. Почти половина отцов и матерей оценила свое здоровье как хорошее, остальные – как не очень хорошее и плохое (5%). Однако, несмотря на неудовлетворительное состояние здоровья, заботятся о нем постоянно менее четверти опрошенных родителей. Серьезной социальной проблемой является употребление алкоголя в семьях (79% женщин и 86% мужчин), в том числе водки (20 и 53% соответственно).

При исследовании образа жизни семей, имеющих детей до девяти лет, в г. Пущино (Московская область) рассматривались двигательная активность как взрослых, так и детей, характер семейного питания, курение членов семьи, психологическая обстановка в семье. Возраст подавляющего большинства матерей составлял 30 лет, отцов – 35. В половине семей был один ребенок, в 43% – двое и в 5,4% – трое. Исследование показало очень низкую физическую активность отцов и матерей, причем показатели ухудшились по сравнению с аналогичными в 1995 г. Ежедневно занимаются физкультурой только 12% родителей. Объясняют они это недостатком времени. При этом 60% родителей ежедневно смотрят телевизор более двух часов. Всего 1,4% семей занимаются физкультурой ежедневно вместе с детьми. И родители, и дети едят много сладостей, хлебобулочных изделий, соли и явно мало – овощей и фруктов. Любовь к чипсам выявлена у 40% детей и 11% родителей.

Частота курения матерей за 5 лет увеличилась вдвое и составила 25%, среди отцов курят 46%. Более 60% матерей и отцов курят в присутствии детей. От пассивного курения страдают члены 73% семей. В 10% семей дети знают вкус алкоголя.

97% родителей сообщили, что в их семьях благоприятный психологический климат.

Интересно, что 97,6% родителей считают свой образ жизни здоровым, что явно необъективно. В то же время 70% родителей хотели бы изменить его ради здоровья детей. При этом 76% родителей считают, что это возможно только при сотрудничестве семьи и школы.

Теперь о детях. В 7–8 лет большинство детей оценивают свое здоровье как хорошее и очень хорошее. Оказалось, что у каждого ребенка уже есть в этом возрасте не только знания о том, что такое здоровый образ жизни, но и собственная позиция, основанная в том числе и на личном опыте. Дети осведомлены, что вредные привычки (включая употребление пива) среди других рисков занимают ведущее место. Это дает надежду, что им можно будет привить неприязнь к вредным поведенческим образам и научить противодействовать давлению окружения. Исследование выявило высокую мотивацию детей младшего школьного возраста к сохранению и улучшению своего здоровья.

Школа и здоровье

Исследование функциональных возможностей организма московских девятиклассников (учитывались работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, особенности физического развития, мышечная сила) показало, что процент подростков со сниженным уровнем здоровья достигает 78. При этом функциональные возможности у девочек хуже, чем у мальчиков, и у учащихся школ с углубленным изучением предметов хуже, чем у их сверстников из школ общего типа.

Исследования показали, что понятие «утомительность» урока зависит от нескольких компонентов:

1. Собственно трудности учебного предмета (сложности, объема, новизны и т.д.).
2. Состояния организма ребенка (особенностей и наклонностей, возможности их оптимальной реализации, возрастно-половых и индивидуальных особенностей личности, эмоционального настроя).
3. Условий обучения.

Именно возможность управления большинством из этих факторов должна предусматриваться в работе школы.

Опыт работы врачебно-профессиональной консультации школьников Ярославля показал, что врачу приходится решать вопросы не только профессиональной ориентации школьников, но и их профессионального выбора. Врач должен определить пригодность подростка к избранной им профессии. Ярославский опыт говорит о необходимости организовать такие консультации во всех крупных городах России.

Анализ уровня интеллекта и успеваемости первоклассников в Улан-Удэ показал, что распространенность неврологических нарушений у детей с низким уровнем интеллекта выше, чем у детей с высоким уровнем интеллекта. С другой стороны, дети, для которых обучение в школе является привлекательной задачей, показывают наиболее высокую успеваемость и даже при сравнительно низком уровне интеллекта достигают больших успехов в учебе. Дети с отрицательной мотивацией к учебе успешны только при высоком интеллектуальном развитии.

При наблюдении за первоклассниками г. Кемерово обнаружено, что дети с хроническими болезнями и дети, не посещавшие детский сад, испытывают определенные трудности на первом году обучения и чаще болеют. Современные меры профилактики позволяют избежать роста острой заболеваемости и снизить общую заболеваемость в 1,7 раза.

В Нижегородской области начиная с 1937 г. регулярно, с десятилетними интервалами, следят за физическим развитием школьников. Анализ роста и веса школьников показал, что процесс акселерации, зафиксированный с начала 60-х гг. и имевший пик в 70-е гг., стабилизировался к началу 90-х. К началу XXI в. параметры роста и веса в большинстве возрастно-половых групп сохраняются стабильными.

Исследование структуры заболеваемости учащихся начальных классов Ижевска показало, что наибольшего внимания при проведении профилактической работы требуют следующие заболевания: костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной, дыхательной систем и заболевания глаз.

В Петрозаводске (лицей № 13) организован класс реабилитации здоровья. При его организации исходили из понимания, что внутришкольная среда особо значима для детей с хроническими болезнями. Успешная учеба таких детей и социализация после окончания школы возможны только при активной профилактике в школьных стенах. Общеобразовательная школа пока не готова к этому. Поэтому при планировании деятельности класса реабилитации здоровья была проведена подготовительная работа. Специфика класса была закреплена в нормативно-правовых документах («Положение о классе реабилитации здоровья в начальной школе», «План совместной работы школы и территориальной поликлиники по лечебно-оздоровительному сопровождению»). Для класса реабилитации подготовили комплект оздоровительных технологий. Проверена готовность детей к школе (оценка школьной зрелости). Для каждого учащегося разработаны планы диспансерного наблюдения. В выполнении этих планов участвуют не только медики, педагоги, психологи, но и родители. С каждым из родителей был заключен договор. Непременным условием открытия класса была работа по улучшению санитарно-гигиенического обеспечения и сопровождения.

Результаты работы класса реабилитации здоровья обнадеживающие. За первое полугодие у учащихся не было случаев обострения хронических заболеваний. Этот опыт важен и для других школ. Однако распространение его сдерживают недостаточное бюджетное финансирование и устаревшая нормативно-правовая база школьного здравоохранения.

Педиатры Санкт-Петербурга считают, что бесконечное реформирование школьного образования мало способствует сохранению здоровья детей, так как в основе этого реформирования лежит, как правило, увеличение нагрузки, введение новых школьных дисциплин. При этом надзор за авторскими программами со стороны медико-санитарных органов отсутствует.

В школе № 296 Санкт-Петербурга в течение двенадцати лет опробуют новые технологии организации учебного процесса. Общая для всех классов единица учебного процесса, длительность которого определена на основе физиологических исследований, составляет 30 минут (временной модуль). Уроки конструируются из модулей – от одного до четырех – в соответствии с возрастом школьников и потребностями учебного процесса. Перерывы между модулями составляют от пяти до пятнадцати минут (обеденный перерыв). В начальной школе имеется еще один перерыв для прогулки на свежем воздухе в течение школьного учебного дня. Количество изучаемых дисциплин в течение дня при модульной системе составляет 3–5, в то время как в обычной школе – 5–6. Общая учебная нагрузка, тем не менее, – 29 учебных часов, как и в обычной школе. Школа № 296 – обычная по содержательной структуре образования.

При блочно-модульной технологии учебного процесса существенно снизился уровень утомляемости школьников, повысилась их работоспособность. Снизились также общая заболеваемость и школьный травматизм. В целом успеваемость повысилась, возрос уровень комфортности пребывания детей и взрослых в школе.

В развитии современной общеобразовательной школы одним из основных направлений является массовое компьютерное обучение. При анкетировании учащихся десятых-одиннадцатых классов Москвы выяснилось, что более 50% учащихся испытывают трудности при работе с компьютером, особенно девочки. При этом более 70% работают на компьютере и в школе, и во внеурочное время. Почти 50% учащихся ощущают утомление, боли в области глаз, головные боли, тяжесть в голове.

Сегодня все чаще говорят о «синдроме педагогического насилия». Под этим термином понимают влияние неадекватных педагогических методов и программ на состояние здоровья школьников, в том числе психосоматическое. Синдром педагогического насилия подразделяется на синдром узаконенного, административного и авторитарного педагогического насилия.

Под первым следует понимать введение узаконенных министерством программ школьного образования, которые часть учеников не могут усвоить в силу своих физиологических и психологических особенностей. При этом как для школьников и их родителей, так и для учителей нет выхода из этой ситуации. Авторы таких программ обычно ссылаются на опыт других стран, не учитывая экономического положения и состояния здоровья детей в нашей стране.

Под административным насилием следует понимать введение администрацией школы неузаконенных программ, обязательных и факультативных занятий сверх нормы, замену одних уроков другими (например, уроков физкультуры уроками иностранного языка) по профилю школы...

Любая форма плохого обращения педагога с детьми – это тоже насилие, так как дети не могут защитить себя. Авторитарное педагогическое насилие чаще всего проявляется при непосредственном контакте учителя и ученика в условиях педагогического процесса. Оно может быть направлено на целый класс, группу школьников или непосредственно на конкретного ученика. При этом ухудшение здоровья часто возникает не только у школьников, но и у самих педагогов. Проблемы насилия в школе требуют комплексного медико-психологического и педагогического изучения.

При изучении распространенности артериальной гипертензии у школьников семи-шестнадцати лет г. Смоленска было выявлено, что, хотя повышение артериального давления зафиксировано врачами школ у 5,8% детей, артериальная гипертензия как заболевание диагностирована у 0,9% школьников. При этом у большинства детей имелась отягощенная наследственность (один или оба родителя страдают этим заболеванием).

В сегодняшних социально-экономических условиях несовершеннолетние являются неквалифицированной, малооплачиваемой и легкодоступной рабочей силой. Анкетирование старшеклассников показало, что каждый четвертый подросток подрабатывает в свободное от учебы время. Более 20% школьников начали работать, не достигнув законодательно установленного минимального возраста приема на работу, то есть раньше четырнадцати лет. Наиболее распространена трудовая занятость в каникулы. Часто подростки привлекаются к работам, связанным с физическими нагрузками. Школьники подрабатывают в профессиях, запрещенных для несовершеннолетних (грузчики, мойщики автомобилей, парковщики, ночные сторожа, ночные продавцы, маляры и др.). Более чем в половине всех случаев подростки работают с превышением разрешенной длительности рабочей смены. Раннее начало трудовой деятельности сопровождается курением, употреблением алкоголя, наркотиков, уменьшением продолжительности сна. Работающие школьники вдвое чаще чувствуют себя больными, они чаще страдают хроническими заболеваниями. Работающие подростки также чаще болеют острыми респираторными заболеваниями и чаще пропускают занятия по болезни.

При анкетировании подростков Москвы было выявлено, что как минимум 40% и дома, и в среде своих сверстников постоянно общаются с алкоголиками, наркоманами, пятая часть связаны с криминальными элементами, а более 10%, вероятно, и сами имеют проблемы с законом. 20% юношей и девушек не отрицают пристрастия к алкоголю, а более 10% – к наркотикам. Это перекликается с отсутствием отцов в семьях более 30% детей.

Хотя опрос подростков о жизненных ценностях дал обнадеживающие результаты. Помимо внешности, их волнуют вечные человеческие проблемы: судьба родных и близких, учеба и дружба. Требует серьезного анализа весьма пренебрежительное отношение молодых людей к понятию «выполнение гражданского долга». Очевидно, мы имеем дело не с падением уровня патриотизма, а с негативным отношением к ряду явлений нашей жизни, с которыми ассоциируется служба в армии.

Школы компьютеризируются. Сейчас в России действуют около 30 виртуальных университетов, Федерация Интернет-образования. Интернет-образование, кроме знаний, несет и определенный вред учащимся. Статическая поза, значительное зрительное напряжение, электромагнитное излучение слабой интенсивности, психологические перегрузки – все это плохо влияет на здоровье. Получение знаний также стоит под вопросом: Интернет как источник образования дети относят на последний план: 64% школьников, посещающих Интернет, ищут там развлекательную информацию. И только 33% учеников хотели бы пользоваться образовательным ресурсом, под которым более 80% понимают коллекции рефератов и школьных сочинений. К тому же активно развивается новый вид спорта – компьютерный, приверженцы которого преимущественно подростки. Подготовка к соревнованиям и сам состязательный процесс предполагают многочасовые тренировки у экрана.

Реализовать школьные профилактические программы предстоит школьным врачам. В Оренбурге разработана программа «Здоровая школа» – профилактика курения, низкой физической активности, избыточной массы тела, дислипидемий, стрессов, артериальной гипертензии, и в то же время здоровое питание и здоровые зубы. Врач сотрудничает с администрацией школы, родителями, психологами, социологами. Осуществляет первичную профилактику факторов риска и неинфекционных заболеваний. Обучает детей, родителей, педагогов, как сформировать навыки здорового образа жизни, используя при этом интерактивные методы (ролевые игры, дискуссии, конкурсы). Организует питание школьников и витаминопрофилактику.

Сегодня открывается множество школ нового типа с альтернативными формами обучения. В них с первых классов вводятся дополнительные предметы и занятия. Нагрузка увеличивается, учебный процесс идет более интенсивно, и это сказывается на здоровье детей. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья 300 школьников Смоленска показало, что нарушения у детей из классов с ранней школьной специализацией выявляются в более ранние сроки (во втором классе), в то время как у остальных – достоверно позднее (в четвертом-пятом классе). У детей с повышенной интеллектуальной нагрузкой чаще возникали нарушения сердечно-сосудистой, центральной нервной систем, опорно-двигательного аппарата, органов зрения.

Проанализировав взаимосвязь между курением и состоянием нервно-психической сферы подростков, ученые выявили снижение познавательной функции, особенно у курящих мальчиков. Для курящих девочек характерны также повышенная боязнь неудач и снижение надежд на успех. При выборе профессии курящие подростки сильнее стремились к материальному благополучию и меньше интересовались содержательной стороной профессии. Для курящих подростков типично также стремление к обогащению. Полученные данные свидетельствуют о том, что курение может являться одним из серьезных факторов, ведущих к отклонениям высших психических функций у подростков.

Все знают о хроническом ухудшении здоровья населения России. Особую тревогу вызывает здоровье детей и подростков. Около одного миллиона детей школьного возраста сегодня освобождены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Необходим единый подход к формированию как физического, так и психического здоровья детей. Опыт такого подхода реализуется в Ивановской области, называется – экспериментальная площадка «Повышение потенциала молодого поколения граждан России». В основу опыта легла программа «Общая физическая культура с элементами лечебной физкультуры и основ медицинских знаний». Программа предполагает не только информировать школьников о здоровом образе жизни, но и формировать у них устойчивый навык самооздоровления. Практические занятия имеют новую методическую форму, которая названа психофизической тренировкой. У учащихся формируется целостный подход к физической культуре как к основе воспитания здорового человека и способу избавления от болезней.

Поступление в школу – стресс для ребенка, один из критических этапов в его жизни: меняется стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В Вязьме на базе центра «Гармония» создана программа социальной адаптации к школе, ее цель – сформировать предпосылку для успешного перехода к школьному обучению. В центре разработана программа комплексной психолого-педагогической, медико-социальной помощи младшему школьнику, имеющему проблемы адаптации, а также реализуется система взаимодействия с учреждениями здравоохранения и образования.

Ухудшает здоровье школьников и внутришкольная среда (превышение фактической вместимости школ над проектной, двухсменные занятия и др.). С поступлением в школу у детей резко снижается уровень двигательной активности. Сейчас хорошо известны отрицательные последствия влияния гипокинезии на растущий организм. Последние исследования говорят о том, что в школах уровень двигательной активности детей в два-три раза ниже даже минимально необходимого. Он составляет лишь 60% от уровня активности школьников 60-х гг. Поэтому необходима коррекция общепринятой программы физического воспитания.

При исследовании состояния опорно-двигательного аппарата у детей обнаружено, что нарушение осанки у школьников определяется в среднем в 31% случаев. Уплощенную стопу имеют в среднем 16% школьников. Сейчас в г. Долгопрудном ведется профилактика ортопедических нарушений в условиях школы. Основные направления:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения.
2. Гигиенически рациональная организация занятий физической культурой.
3. Проведение массажа (по назначению специалистов).
4. Занятия лечебной физкультурой.

Такая работа должна проводиться с первого класса и усиливаться к моменту вступления ребенка в пубертат.

В Барнауле 10 лет проводили сравнительный анализ влияния школьного обучения на здоровье детей в гимназии и в массовой средней школе. Результаты показали, что к окончанию школы хронические патологии практически не различались в сравниваемых группах, однако имелись значительные отличия в характере заболеваний. В итоге – ухудшение состояния здоровья к окончанию 10-летнего курса обучения наступает у школьников независимо от типа учебного заведения.

В Нижнем Новгороде образовательные учреждения работают над сохранением и укреплением здоровья школьников при взаимодействии с областной общественной организацией «Школа здоровья». Существует программа «Здоровье детей – руками детей». Ее цель – сформировать у детей активную позицию в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих. Одной из форм оценки результативности программы являются областные конкурсы: «Мой адрес – микрорайон «Здоровье», «Я и мое здоровье», «Я = здоровье + красота».