Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2003

Архив

Андрей ЛЕКМАНОВ, профессор

Четвертая международная научно-практическая конференция с таким названием прошла 23–25 мая в Москве, в Российском университете дружбы народов.
На церемонии открытия министр образования Российской Федерации, академик В.М. Филиппов обратился с приветствием к молодым медикам, приехавшим из разных городов России и Украины, Белоруссии и Армении.
На конференции работали секции по акушерству и гинекологии, терапии, лор-болезням, хирургии и травматологии, инфекционным болезням и стоматологии, педиатрии. В своих докладах и сообщениях специалисты затрагивали не только вопросы здоровья школьников, но и проблемы учителей.
Сегодня мы познакомим вас с фрагментами некоторых выступлений.

«Здоровье и образование в XXI веке»

Изучение образа жизни школьников-подростков в зависимости от обучения в лицее или обычной школе провели в г. Иваново. Условия проживания детей были приблизительно одинаковы. Укреплением своего здоровья (утренняя гимнастика, закаливание, занятия спортом), как оказалось, занимаются половина учащихся лицея и две трети – в обычных школах. Ежедневно смотрят телевизор или сидят у компьютера 94% подростков, причем в два раза чаще – учащиеся лицея. Курят больше ученики обычных школ. Уровень общей заболеваемости существенно выше у лицеистов. Ученые считают, что значительные нагрузки в условиях лицея вызывают повышенный уровень заболеваемости.

Комментарий редакции: выводы данного исследования не вполне обоснованны в связи с небольшим количеством наблюдений (всего обследовано 74 школьника), требуются дополнительные наблюдения.

При исследовании состояния опорно-двигательного аппарата и заболеваемости у детей и подростков в г. Чебоксары отмечается, что вынужденное сидячее положение и малоподвижный образ жизни учащихся создают предпосылки к возникновению различных заболеваний. При обследовании школьников у 38% было выявлено нарушение осанки, причем у первоклассников оно имелось у 49%. Следовательно, почти половина обследованных детей приходит в школу с нарушениями осанки. В дальнейшем наблюдается уменьшение процента нарушений осанки от младших классов к старшим. При сравнении учащихся лицея и обычных школ значимых отличий не обнаружено. Нарушения зрения, в основном близорукость, определяются у 30% учащихся, причем в лицейских классах снижение остроты зрения встречается чаще. Заболевания внутренних органов составляют 26%. Авторы исследования делают вывод, что для предупреждения неблагоприятного воздействия напряженного умственного труда на школьников необходимо повысить их двигательную активность и строго соблюдать режим питания и отдыха.

В Кемерово проводилось исследование состояния здоровья подростков – воспитанников детского дома. Круглосуточное пребывание в детском доме накладывает определенный отпечаток на здоровье детей, к тому же сказываются неблагоприятные социальные факторы: 96% воспитанников – социальные сироты. При обследовании у каждого пятого воспитанника выявлено низкое и очень низкое физическое развитие, у каждого третьего обнаружена задержка пубертата. Нарушения осанки выявлены у 68%, у половины – патология центральной нервной системы, у 4% сохранялся ночной энурез. У каждого четвертого – заболевания желудочно-кишечного тракта. Более чем у половины подростков (67%) диагностировали высокий уровень личной тревожности, нередко сочетавшийся с агрессией защитного характера (18%). Каждый пятый подросток злоупотребляет курением.

Для профилактики и реабилитации нарушений осанки у школьников в Симферополе разработана специальная система. Ее авторы отмечают, что традиционные занятия лечебной физкультурой в залах при поликлиниках и физкультурных диспансерах ассоциируются у школьников с болезнью, не являются эмоционально привлекательными и не формируют потребности в самостоятельных занятиях. Поэтому было решено внедрять лечебные методы в учебно-воспитательный процесс, создавать группы и проводить занятия лечебной гимнастикой непосредственно в школах с учетом общих нарушений здоровья и желания самих детей. Специалисты отмечают возросший интерес подростков к боевым искусствам, и вот на основе одного из них была разработана модель профилактики и коррекции нарушений осанки у школьников младших классов. Наиболее приемлемыми для коррекционной практики оказались занятия каратэ-до Фудокан. Было проведено сравнительное исследование двух групп школьников первых-пятых классов. В одной из них (экспериментальной) в течение полугода проводились занятия каратэ-до Фудокан в школе, в другой (контрольной) – занятия физической культурой в соответствии с программой Министерства образования Украины (два раза в неделю по 45 минут) в поликлинике. Следует отметить, что основные принципы физических упражнений системы каратэ-до Фудокан на начальном этапе соответствуют традиционным приемам лечебной физкультуры: стояние около стены, выполнение упражнений перед зеркалом, хождение с 500-граммовым мешочком с песком на голове, применяются гимнастические палки, которые позволяют ощущать правильное положение спины. Результаты сравнения показали: в экспериментальной группе улучшение осанки выявлено в 81% случаев, у 19% детей наблюдалась стабилизация осанки, не было ни одного случая ухудшения. В контрольной группе в 4% случаев отмечено улучшение осанки, в 42% случаев – стабилизация и в 54% случаев – ухудшение. Отмечено значительное улучшение психического состояния, снижение тревожности и агрессивности на всем протяжении занятий в экспериментальной группе; во время эксперимента у детей не было обострений имеющихся хронических заболеваний, тогда как в контрольной группе дети болели простудными заболеваниями, отмечались случаи обострения хронических болезней.
Важно, что развитие подобной формы организации коррекционных занятий на базе стандартного оборудования школы позволяет избежать чрезмерных экономических затрат. Стойкий интерес школьников к каратэ-до Фудокан позволяет наблюдать их активное участие в процессе коррекции нарушений осанки не только во время занятий, но и дома.

Комментарий редакции: это замечательный опыт реальных действий в оздоровлении школьников, не требующий особых финансовых вложений и приносящий существенные результаты.

В связи с широким распространением и доступностью психоактивных веществ (табака, алкоголя и токсических веществ) в среде детей и подростков проведено анкетирование учащихся десяти городских общеобразовательных школ г. Краснодара в возрасте от девяти до восемнадцати лет (более пяти с половиной тысяч учащихся). Из всех опрошенных школьников курящих 21,2% (7,6% мальчиков и 4,6% девочек), причем их доля возрастает с увеличением возраста. В младших классах количество курящих составляло 3,3% среди выпускников – 25%. Употребляют спиртные напитки различной степени крепости в среднем 48,8% школьников (22,7% мальчиков и 26,1% девочек), среди одиннадцатых классов – 82,6% (37% мальчиков и 45,6% девочек). Не считают пиво алкогольным напитком 18,1% школьников; пробовали различные наркотические и токсические вещества 4,8% школьников, в одиннадцатых классах – 9,3%; считают курение одним из наиболее вредных факторов для здоровья 72,6%, употребление алкогольных напитков – 60%; 83,7% назвали самым вредным употребление наркотических и токсических веществ.
Таким образом, употребление психоактивных веществ в среде городских школьников – явление довольно распространенное. Несмотря на то что школьники, особенно старшеклассники, являются наиболее информированными среди других социальных групп несовершеннолетних о вредном влиянии психоактивных веществ на здоровье, их мнения о негативных последствиях потребления этих веществ недостаточно сформированы.

Эксперты ВОЗ пришли к выводу, что «качество воздуха, характерное для внутренней среды различных построек и сооружений, оказывается более важным для здоровья человека и его благополучия, чем качество воздуха вне помещений». Воздух помещений загрязняется продуктами жизнедеятельности организма человека (при дыхании и с поверхности кожи), микроорганизмами, пылью с одежды, мебели и других предметов, продуктами горения газа, табачным дымом и многим другим. В помещениях с плохой вентиляцией в присутствии большого числа людей происходит уменьшение числа легких ионов и относительное увеличение числа тяжелых ионов. Это создает электрически заряженные ионы воздуха на пылевых частицах и микробах, взвешенных в атмосфере закрытого помещения, которые задерживаются в дыхательных путях человека и приводят к развитию заболеваний.
В г. Оренбурге проводилось изучение состояния здоровья дошкольников, которые не посещают дошкольные учреждения. Эти дети большую часть времени проводят в домашних условиях и, следовательно, в большей степени подвержены воздействию внутрижилищных факторов. При анализе полученных результатов оказалось, что дети, живущие в домах без приточно-вытяжной вентиляции, раньше начинают болеть и болеют в течение года существенно чаще, чем их сверстники, у которых квартиры оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией (новые застройки). Авторы исследования делают вывод об обязательном оборудовании строящихся домов такой системой вентиляции.

Комментарий редакции: не менее важно оборудовать хорошей вентиляцией и школьные здания.

В последние годы в нашей стране все чаще совершенствуются учебные программы и планы, что сопровождается интенсификацией учебного процесса. В результате объем знаний при имеющихся технологиях становится недоступным для значительной части школьников, что ведет к ухудшению здоровья детей и подростков, к росту хронической патологии.
Исследователи г. Ростова-на-Дону изучали уровень психического здоровья младших школьников, занимающихся по традиционной программе трех- и четырехлетнего обучения и по программе Давыдова–Элькони. В ходе исследования выявлено, что у тех, кто учится по программе трехлетнего обучения и программе Давыдова–Элькони, выраженность симптомов психического нездоровья значимо выше, чем в группе четырехлетнего обучения. Психическое здоровье учащихся по программе четырех лет остается более сохранным, чем у их сверстников из других групп наблюдения.

В г. Рязани серьезное внимание стали уделять медико-социальным проблемам здоровья школьного учителя. Этому посвящена комплексная программа в Рязанском педагогическом университете. Учитель – одна из самых массовых и древних профессий на Земле, в том числе и в нашей стране: учителей у нас более 1 миллиона 100 тысяч человек. К особенностям профессии учителя можно отнести повышенное психоэмоциональное напряжение, творческий характер работы, значительную голосовую нагрузку, преобладание статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной активности, высокую плотность эпидемических контактов и т.д. Все это очень важно, так как только здоровый и социально защищенный учитель может пропагандировать здоровый образ жизни и сделать его неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Авторы исследования справедливо полагают, что государство должно создавать условия для того, чтобы его граждане относились к своему здоровью как к непреходящей ценности, как к основе продления здорового рода, совершенствования трудового потенциала, творчества и духовности. Однако современный российский учитель, к сожалению, не имеет возможности относиться к своему здоровью как к непреходящей ценности. Эти выводы сделаны на основе анкетирования более пяти тысяч учителей в 65 школах Центрального региона России.
90% учителей – это женщины, основной их возраст – от 30 до 49 лет, то есть возраст наибольшей трудовой и творческой активности. У большинства общий стаж равен педагогическому – это убежденные приверженцы своей профессии. Большинство опрошенных (88%) не удовлетворены работой из-за низкой заработной платы: средняя зарплата учителя, несмотря на поддержку администрации, остается отрицательной по отношению к среднему уровню зарплаты в стране с разницей в 1656 рублей. Это во многом определяет престиж учителя в обществе, качество и результативность его работы. Отставание зарплаты учителя от других профессий, особенно не требующих высшего профессионального образования, влечет за собой ряд негативных явлений, таких, как отток талантливых специалистов, снижение профессионального уровня учительства, снижение уважения к учителю в обществе, низкий процент учителей-мужчин в школе. Уровень зарплаты учителей значительно сказывается на такой составляющей их здоровья, как питание: суточная калорийность у 32% учителей ниже физиологической нормы, общее содержание белка в пищевых рационах у 23% ниже рекомендуемых.
Отсутствие в течение всей трудовой жизни постоянного режима дня из-за изменения расписания занятий по полугодиям и наличие в школах двух-трехсменной работы приводят к тому, что 20% учителей принимают пищу только два раза в сутки – а это одна из причин хронических заболеваний органов пищеварения: они отмечены у 34% учителей. У большинства имеются косвенные признаки гиповитаминоза витаминов А, B и РР. С учетом этих данных учителей можно отнести к группе риска по патологии органов пищеварения.
Работает учитель много и интенсивно. По данным хронометражного исследования, всю деятельность учителя можно разделить на три основных вида: преподавание предмета и подготовка к занятиям (40–60% общих затрат), работа с учениками во внеучебное время (20–30%), работа с родителями и общественностью (10–20%). Учебная нагрузка учителя различна по дням недели; кроме того, учителя выполняют многочисленные обязанности, не связанные с их профессиональным статусом: дежурства во время перемен, контроль за дисциплиной в столовых, в актовых залах, изготовление наглядных пособий, сбор денег с родителей и учащихся на завтраки, культмероприятия, ремонтные работы. Если еще добавить нередкое замещение отсутствующих по болезни коллег и частые изменения в учебных программах, можно представить себе временную загруженность учителя, которая ведется в ущерб семейным и личным делам, самообразованию и отдыху.
Основной вид деятельности учителя – урок. В структуре рабочего времени он занимает наибольшее место, предъявляя к эмоциональной, интеллектуальной, физической сферам педагога наиболее высокие требования. На уроке проявляется важная профессиональная особенность деятельности учителя – большое статическое напряжение. Сочетание длительной, повторяющейся статической нагрузки (60–70% времени они проводят стоя) с незначительной общефизической подготовкой приводит к дефициту двигательной активности, а это верный шаг к развитию неврастении и вегето-сосудистой дистонии. По данным исследователей, до 50% учителей больны гипертонической болезнью, ведущим фактором которой является гиподинамия; четверть учителей указали на бессонницу, являющуюся признаком переутомления и гиподинамии; большинство учителей имеют недостаточную продолжительность сна (50% спят шесть и менее часов в сутки). Часы, предназначенные для сна, многие учителя рассматривают как некий резерв времени, который используется для других целей: проверка тетрадей, составление отчетов, справок, планов, домашние дела... Это отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии.
Данные анкетирования явно свидетельствуют о нерациональном ежедневном и еженедельном отдыхе учителя: у большинства он носит пассивный характер, много времени в выходные уделяется домашним делам. Учитель – трудоголик: 52% учителей продолжают работать во время болезни, нарушая режим и не заканчивая курс лечения; 24% занимаются репетиторством в вечерние часы и выходные дни.
Исследования показали, что школьная среда накопила разрушительный для здоровья потенциал. Это прежде всего эффект телесно-моторной инактивации, наблюдаемый в процессе проведения занятий в режиме традиционной позы, – снижение функции скелетных мышц; эффект информационно-психогенного напряжения за счет часто меняющихся программ, обилия учебников разных авторов по одному и тому же предмету, несоответствия учебных программ физиологическим возможностям ребенка (88% учителей указывают на эти мешающие учебному процессу факторы); наконец, микроклиматические составляющие школьной среды (температура воздуха, влажность, химические компоненты, освещение, шум и т.п.), связанные с переполнением классов, нерациональным расписанием, и другие.
Учителя как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья, причем эти показатели еще более снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей с 15–20-летним стажем работы характерны ранние «педагогические кризы», «истощение», «сгорание». Сегодня профессия учителя реально должна быть отнесена к группе профессий повышенного риска по частоте невротических и психосоматических расстройств, заболеваний верхних дыхательных путей, артериальной гипертонии, а с учетом «Гигиенических критериев оценки и классификации, условий труда», утвержденных Минздравом, условия их работы рассматриваются как вредные и напряженные, что характерно для труда операторов железных дорог и авиадиспетчеров, машинистов электропоездов, станочников и других специалистов, получающих за свой вредный труд соответствующие доплаты в соответствии с различными постановлениями.
Такой сложный и напряженный труд учителя предполагает широкое использование имеющихся оздоровительных комплексов, санаториев, баз отдыха. К сожалению, 80% учителей отметили, что они не в состоянии приобрести путевки для отдыха, поехать на море, путешествовать. За год учителям г. Рязани, например, было выделено всего сорок путевок. Лечиться и отдыхать сегодня на зарплату учителя просто невозможно.