Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2003

Архив

В. РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук

«Психологическая» физкультура для начальной школы

(для учителей физической культуры, школьных психологов, воспитателей)

Предлагаемый мини-цикл состоит из четырех занятий, основанных на реализации принципа так называемого сопряженного воздействия. Суть этого принципа заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, развивается физическое качество быстроты), которые способствуют положительным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения). При этом сопряженное воздействие используется как последовательно (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств), так и параллельно (упражнения одновременно воздействуют на физическую и психическую сферы).
Двигательная активность должна включать в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но также познавательный и личностный аспекты. При этом последний ориентирован на осознание собственного «Я», динамики своего физического и психического развития. Это обусловлено тем, что обучение двигательным действиям и развитие психики младших школьников тесно связаны между собой. Одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) для интеллектуального развития. В процессе физического воспитания вырабатывается образ «Я» учащегося, формируется чувство уверенности в себе.
Эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику ребенка может быть самым различным, здесь многое зависит от типа личности, темперамента и привычных установок на тот или иной вид физической активности. Задача педагога заключается в том, чтобы акцентировать внимание учащихся на своих индивидуальных особенностях и возможностях.

Урок 1.

«Влияние физической культуры на настроение человека»

Цель. Показать, как физические упражнения, мимика могут влиять на настроение человека.

Вводная часть. Краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения человека. Дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики.

Разминка. Ходьба (следить за осанкой, «бодростью» шага), легкий бег (сохранять осанку, как при ходьбе, голову держать высоко), переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ); потягивание («Я спросонья»), поднимание плеч вверх («Я удивлен»), повороты туловища в стороны и наклоны («Я ищу что-то»).

Основная часть. Дети по выбору учителя или собственному желанию выполняют следующие задания: статичные (поза, мимика, взгляд) – вид бодрого человека, усталого, злого, веселого; движения – строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту; ролевые – кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку.
Игра «Отгадай» (развивает пантомимические способности, эмоциональную сферу): водящий ребенок выходит из зала (отдаляется от спортивной площадки), остальные договариваются, что они будут показывать, когда водящий вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий здоровается и спрашивает: «Что вы делали, пока меня не было?» Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, копали яму, читали и т.д.). Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем занимались в его отсутствие.

Заключительная часть. Дети идут по кругу, выполняя глубокий вдох и медленный выдох, при этом поднимая и свободно опуская руки («Мы отдыхаем»).

Домашнее задание. Рассказать близким о том, как важно и полезно чаще улыбаться и находиться в бодрой позе.

Учителю на заметку. При выполнении ОРУ следует призывать детей стараться быть более выразительными, артистичными. В конце урока спросить детей, заметили ли они, как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики.

Урок 2.

«Основные звенья человеческого тела»

Цель. Научить чувствовать собственное тело по его основным звеньям.

Вводная часть. Краткая беседа о роли основных звеньев человеческого тела, проводимая в виде вопросов и ответов.

Разминка. Ходьба: исходное положение (и.п.) руки на поясе, продвижение вперед прыжками на двух ногах; ходьба широким шагом; бег с руками, прижатыми к телу, с руками за спиной, с активными движениями руками, согнутыми в локтях.
ОРУ: и.п. руки вперед, вращение кистями внутрь и наружу; и.п. руки вверх, сгибание рук в локтях с одновременным сжатием пальцев в кулак («Я сильный»); и.п. руки на поясе, наклоны вперед и назад; и.п. руки на поясе, приседание – руки вперед, то же, руки за спиной; и.п. руки на поясе, подъем на носки с одновременным подниманием руки через стороны вверх.

Основная часть. Дети по выбору учителя или собственному желанию выполняют следующие задания.
Ведущий (учащийся) показывает упражнения для различных звеньев тела, остальные выполняют их. Поощряются оригинальные упражнения.
Подвижные игры: «Замри!», «Журавли и лягушки». Игры выполняются следующим образом.
«Замри!» (развивает зрительную и двигательную память, воображение). Учащиеся произвольно расходятся по спортивному залу. По команде «Замри!» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающую конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой учащийся считается проигравшим и отводится в сторону (садится на скамейку). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.
«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).
Часть учащихся (меньшая по количеству) изображает журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

Заключительная часть. Спокойная ходьба со сменой направления движения.

Домашнее задание. Придумать или вспомнить упражнения для основных звеньев тела, которых не было на уроке.

Учителю на заметку. После беговых упражнений и приседаний спросить у детей, при каком положении рук легче выполнять упражнения.

Урок 3.

«Элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной активности»

Цель. Научить элементарным навыкам самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной активности.

Вводная часть. Объяснить, как важно следить за своим состоянием («устал», «надоело») и как добиваться, чтобы этого не было («отдохнул», «переключился»).

Разминка. Ходьба (следить за осанкой); бег со сменой направления за ведущим, бег спиной вперед; спокойная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений (поднять и опустить руки).
После команды «Стой!» обращается внимание детей на то, что ходьба после бега способствует успокоению дыхания, при этом специальные дыхательные упражнения еще больше способствуют восстановлению дыхания.
ОРУ. Потягивание «Я спросонья»). И.п. – основная стойка (руки опущены вдоль тела, ноги на ширине плеч), на 1 – руки вперед, на 2 – руки вверх, на 3 – руки в стороны, на 4 – руки вниз; то же, но в обратной последовательности, то же, но на 2 счета; то же, но на 2 счета и в обратной последовательности. И.п. руки на поясе, прыжки на двух ногах, на каждый 4-й такт прыгнуть как можно выше.
Ходьба по кругу, выполняя глубокий вдох и медленный выдох, при этом поднимая и свободно опуская руки («Мы отдыхаем»).

Основная часть. Подвижные игры «Смени руки», «Ловишки». При игре «Смени руки» (развивает координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности) учащиеся стоят парами напротив друг друга и держат руки ладонями вперед. Правой рукой нужно «осалить» левую руку «соперника», одновременно не позволив «осалить» свою левую руку.
«Ловишки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность, внимание). Водящий (ловишка) передвигается вдоль разделительной линии в середине зала.
По команде учащиеся стараются перебежать на другую сторону мимо ловишки, который не пускает их. Кого ловишка удержал (не пропустил), тот становится в свою очередь ловишкой.

Заключительная часть. По окончании игры «Ловишки», независимо где она застала детей, им предлагается положить правую руку на область сердца и обратить внимание на его ускоренный ритм.
Ходьба по кругу с глубоким вдохом и выдохом, при этом поднимая и свободно опуская руки. Через одну минуту дети снова проверяют ритм сердца (самоконтроль пульса).
Бег по кругу, на 2 счета – глубокий вдох, на 2 счета – резкий выдох. Через 30 секунд по команде «Стой!» – самоконтроль пульса. Ходьба (см. выше). Через одну минуту – самоконтроль пульса.

Домашнее задание. Детям предлагается послушать свое сердце, частоту дыхания после совершения какой-либо игры; обратить внимание, как дыхательные упражнения помогают успокоиться, отдохнуть.

Учителю на заметку. Для учащихся 3-го класса можно предложить усложненный вариант «Ловишки» – «Ловишка с мячом»: стоя в кругу, играющие передают мяч друг другу со словами: «Раз-два-три – мяч скорей бери. Четыре-пять-шесть – вот он, вот он здесь. Семь-восемь-девять – бросай, кто умеет». Тот, у кого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я!» – и бросает его в разбегающихся детей.
Термин «самоконтроль пульса» не произносится в разговоре с детьми, можно употребить выражение «послушаем сердечко», «послушаем себя».

Урок 4 (продолжение)

Строится по аналогии с предыдущим. Для сохранения интереса учащихся к изучаемой теме следует внести некоторые изменения и дополнения в урок.
Во вводной части опросить детей о выполнении ими домашнего задания. В разминке можно применять упражнения по выбору учителя, но при этом после нагрузки следует обязательно обращать внимание на признаки восстановления (пульс, дыхание).
В основной части могут использоваться игры «Замри!» и «Пятнашки–ноги от земли». Последняя, развивая скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, выполняется следующим образом. Водящий (пятнашка) ловит играющих. Кого он коснется (запятнает), становится пятнашкой. Играющий может спастись, если встанет на какой-нибудь предмет.
В заключительной части анализируются выполняемые упражнения и изучаются понятия «сильнее-слабее», «быстрее-медленнее», «в полную силу», «не в полную силу». В домашнем задании предлагается всегда после игр или в случае усталости применять дыхательные упражнения (глубокий вдох и медленный выдох).

Учителю на заметку. В начале и при завершении последнего урока можно сказать несколько слов о цикле занятий, подчеркнуть, что «мы не только стали сильнее и быстрее, но и узнали нечто новое о себе, научились (пусть пока немного!) управлять собой».

E-mail: rodionov@premier.edu.ru