Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2004

Архив

Е. ВОРОНОВА

Чем болеют учителя?

Статистика знает все, а то, что она ведает об учителях, нам интересно вдвойне.

Профессию учителя можно отнести к группе риска развития болезней, связанных с психоэмоциональным напряжением. Большинство педагогов отмечают у себя тревожность постоянно, кратковременно – примерно треть.

Через 10–15 лет непрерывной работы в школе у многих учителей возникают так называемые «педагогические кризы», выражающиеся в тяжелой неудовлетворенности своим трудом, появлении внутреннего сопротивления своим действиям.

Большая нагрузка на речевой аппарат, необходимость подолгу находиться на ногах в сочетании с гиподинамией приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системе. В результате – хронические заболевания при медицинских осмотрах обнаруживают у каждого второго педагога. При этом учителя, как правило, работают с большими перегрузками.

Сотрудники Башкирского государственного педагогического университета провели исследование, целью которого было оценить, есть ли у педагогов навыки по профилактике заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью. В этом исследовании приняли участие 1002 учителей г. Уфы.

Оказалось, что частые нарушения голосообразования (дисфония) имеют место у 10,2% педагогов. У 52,1% дисфония возникает изредка. Больше всего это нарушение наблюдается у учителей начальной школы (72,2%). При этом ничего не знают о существующих методиках профилактики дисфонии 48,1% учителей; используют эти методики 24,2%. Уровень освоения их выше всего у преподавателей естественных наук.

Различные формы нарушения сна имеют 87,2% учителей, почти 70% страдают частыми головными болями, у 40% регистрируется стойкое или периодическое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречаются у преподавателей точных (83%) и гуманитарных (80%) дисциплин, реже всего – у преподавателей физической культуры (68%).

Упражнения, направленные на предупреждение нервно-психического переутомления, выполняют лишь 17% педагогов. Методиками аутогенной тренировки владеют 41%, из них регулярно проводят аутотренинг только 12%.

Лишь 3,8% учителей принимают растительные средства, относящиеся к адаптогенам и рекомендуемые при нервно-психическом переутомлении; успокоительные фитопрепараты используют 54% учителей.

Динамические паузы вводят в свои уроки 30,6% педагогов, особенно редко – преподаватели теоретических дисциплин (гуманитарных, точных и общественных наук). Чаще всего динамические паузы используют учителя со стажем от пяти до двадцати лет. В более старших группах эти паузы применяют очень редко.

Простудными заболеваниями и гриппом учителя болеют обычно по нескольку раз в год (51%). Один раз в год заболевают 25%. Среди всех опрошенных педагогов 53,4% профилактику простудных заболеваний и гриппа не проводят, 42% принимают аскорбиновую кислоту, незначительное число используют ремантадин или оксолиновую мазь.

Производственной гимнастикой занимаются 14,1% педагогов (чаще мужчины, чем женщины). Только 6,7% педагогов в большинстве случаев заболеваний оформляют больничный лист. Отказываются от него 42,6%. 21,2% учителей берут больничный лист лишь при тяжелом заболевании.

А вот 42,6% педагогов любую болезнь переносят на ногах. В это верится с трудом, но статистика – дама неумолимая.

(по материалам журнала «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья»)