Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2004

Архив

Андрей ЛЕКМАНОВ,
профессор

Механизм привыкания

Феномен привыкания к лекарственным препаратам хорошо известен всем людям, более или менее длительно принимающим какой-либо препарат. Типичный пример – прием снотворного средства.

Со временем лекарство, которое раньше оказывало эффективное действие, перестает помогать и приходится либо увеличивать дозу, либо переходить на другое средство. Многие пациенты уже не могут нормально уснуть, не приняв снотворное.

Но и для тех, кто редко принимает лекарства, известно своеобразное «привыкание». Если какая-либо таблетка или укол один раз помогли снять боль, в следующий раз при возникновении боли прием такой же таблетки или укол тоже снимает боль. И уже не из-за действия лекарственного препарата, а потому что включился механизм привыкания.

В медицине хорошо известен эффект «плацебо» (или пустышки): в этом случае пациенту вместо фармакологического препарата дают какое-либо нейтральное вещество, облеченное в форму такого препарата.

При многочисленных исследованиях оказалось, что плацебо оказывает фармакологический эффект у 20% пациентов. Например, если больным с повышенным артериальным давлением при артериальной гипертонии вместо средства, снижающего давление, давать нейтральный препарат, у каждого пятого давление будет снижаться. В данном случае речь идет о привыкании к тому, что прием лекарства обязательно должен помочь.

Значительно сложнее дело обстоит с привыканием к лекарственным препаратам, связанным с выработкой организмом устойчивости к его фармакологическому воздействию. Так, при артериальной гипертонии на сегодняшний день принята ступенчатая схема для длительной терапии таких больных. Сначала при возникновении этого заболевания хорошо помогает назначение легких успокаивающих средств, например даже таких общеизвестных, как настойка валерианы. В течение определенного промежутка времени эта терапия позволяет поддерживать нормальные цифры давления крови. Однако через некоторое время организм человека «привыкает» к таким препаратам, и его прием уже не помогает. После этого переходят к следующей группе препаратов.

Всем известно, что сегодня появляются все новые антибиотики для борьбы с бактериальной инфекцией. Это связано с «привыканием» болезнетворных бактерий к определенным антибиотикам.

В течение длительного применения определенных препаратов бактерии выработали различные механизмы устойчивости к ним, так что антибиотики не вызывают гибель этих микроорганизмов. Например, если в начале своего применения первый антибиотик пенициллин буквально на глазах уничтожал один из наиболее опасных микробов гнойной инфекции – золотистый стафилококк, то сегодня этот микроб сам легко разрушает пенициллин.

Особую группу составляют лекарственные средства, обладающие так называемыми аддиктивными свойствами (от английского addiction – склонность к чему-либо, пагубная привычка). Наличие аддиктивных свойств подразумевает способность препарата вызывать в чувствительном организме комплекс изменений, приводящих к возникновению непреодолимого влечения к данному препарату и поведения, направленного на повторное его введение в организм пациента. Наиболее выраженно такими свойствами обладают наркотические аналгетики, что является одним из их ключевых недостатков.

Эти препараты принято обозначать термином «опиаты», то есть вещества, извлекаемые из опия: морфин, кодеин и многие другие.

Тридцать лет назад был расшифрован механизм действия опиатов на организм человека. Тогда в головном мозге были открыты так называемые опиоидные рецепторы различных типов, с которыми после попадания в организм человека опиаты и взаимодействуют. Все вещества естественного и синтетического происхождения, взаимодействующие с опиоидными рецепторами и имеющие сходство по своим фармакологическим свойствам с эталонным препаратом этой группы морфином, были названы опиоидами.

Опиоиды применяются в медицине потому, что вызывают болеутоляющий эффект. При этом обезболивание сопровождается изменениями в психической сфере: снижается самоконтроль, усиливается воображение, в ряде случаев возникает эйфория. Вместе с тем, введение опиоидов сопровождается целым комплексом побочных эффектов: угнетение дыхания, активация рвотного рефлекса, возникновение бронхоспазма, спазма кишечника, мочевых и желчевыводящих путей и т.д.

Однако при их введении проявляются и другие специфические свойства – толерантность и аддиктивные свойства. Толерантность, как привыкание к действию опиоидов, заключается в снижении реакции организма на повторное введение вещества. Важно отметить: развивается она не ко всем эффектам опиоидов, а, прежде всего, к их обезболивающему эффекту.

Мировой опыт лечения хронической боли у различных больных показывает: снижение обезболивающего эффекта и сокращение продолжительности действия первоначально подобранной дозировки морфина наступает уже спустя 2–4 недели, и в дальнейшем требуется прогрессивное наращивание вводимых доз морфина для поддержания необходимого обезболивающего эффекта.

Аддиктивные свойства опиоидов проявляются физической и психической зависимостью.

 

Физическая зависимость от опиоидов характеризуется развитием комплекса физических расстройств при прекращении введения соответствующего препарата – так называемый абстинентный синдром. Он проявляется возникновением озноба, «гусиной кожи», тошноты, рвоты, повышенного выделения слюны, сильными болями в мышцах и животе.

 

Психическая зависимость, или пристрастие, означает состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приеме наркотического препарата для избежания нарушений психики и дискомфорта и возникающих при прекращении приема вещества, вызывающего зависимость. Источником развития психической зависимости является эйфоризирующее действие опиоидов.

Важно отметить, что психическая зависимость может развиваться параллельно с физической, либо проявляется преимущественно один их этих типов зависимости. Следовательно, возможно развитие психической зависимости без физической и наоборот.

Механизмы способности опиоидов вызывать толерантность, физическую и психическую зависимость сложны и исследованы недостаточно. Поэтому в настоящее время ведется постоянный поиск новых синтетических препаратов, которые обладали бы хорошим обезболивающим эффектом и не вызывали физической и психической зависимости.

В частности, несколько лет назад появился новейший синтетический опиоид, который вызывает полное обезболивание при его постоянном внутривенном введении: этот эффект начинает проявляться уже через 2 минуты от начала введения препарата. Сразу после окончания его внутривенного введения обезболивающий эффект также прекращается. Поэтому он с большим успехом применяется при проведении хирургических операций. До сих пор у данного препарата не выявлено психической и физической зависимости, хотя опыт его применения пока не столь велик, как других более известных препаратов этой группы.

А что делать при возникновении психической или физической зависимости? Опыт лечения пациентов с такой зависимостью к наркотикам (наркоманов) показывает: в настоящее время существуют различные методы выведения из такого состояния. Об одном из них мы писали в нашей газете, когда пациенту создают искусственную гипертермию (повышение температуры тела выше 43,5 °С). Этот прием способствует прерыванию психической и физической зависимости.

Другой метод состоит в проведении пациенту длительного внутривенного введения особых препаратов. Именно они прерывают зависимость.

Необходимо отметить, что оба этих метода являются достаточно опасными. При их проведении требуется обеспечение в течение длительного периода времени искусственного аппаратного дыхания и введения пациенту различных сильно действующих лекарственных средств. Поэтому лучше не доводить себя до зависимости от наркотиков, а оставаться самому хозяином своей воли и энергии.