Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2004

Архив

М.И. СТЕПАНОВА, кандидат медицинских наук
С.В. ЧАЙКИН, кандидат медицинских наук
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Не пора ли на каникулы?

Многочисленные медицинские исследования последних лет убедительно показывают, что интенсивная учебная нагрузка неблагоприятно влияет на жизнь наших детей.
Звучит этот вывод, согласитесь, обескураживающе.

Поиск путей совершенствования школьного обучения, создание наиболее благоприятных условий для укрепления здоровья школьников сближает профессиональные интересы педагогов и врачей. Проблема создания адекватных детскому организму условий обучения в настоящее время приобрела особую остроту. Это связано, во-первых, с негативными тенденциями в состоянии здоровья детей и подростков, а во-вторых, с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последнее десятилетие. Существенное значение в профилактике утомления играет рациональное чередование учебы и отдыха детей в течение не только дня и недели, но и всего учебного года.

Большинство школ нашей страны уже не одно десятилетие работают по единому календарному графику, в котором учебные четверти разной продолжительности сменяются осенними, зимними и весенними каникулами. В гигиенических исследованиях накоплено немало сведений о несовершенстве существующей структуры учебного года. Одним из первых, кто высказался о необходимости коррекции календаря школьных каникул, был профессор С.М. Громбах.

В 1975 году на страницах журнала «Советская педагогика» автор привел целый ряд убедительных аргументов в пользу того, что принятая в школах структура учебного года не соответствует психофизиологическим особенностям детей и подростков школьного возраста.

Согласно С.М. Громбаху, «с позиций сохранения высокой работоспособности и здоровья учащихся такая структура учебного года не может быть признана оптимальной». Особенно ярко это демонстрирует степень утомления школьников в конце самой продолжительной – третьей – четверти, которая может превышать утомляемость по завершению учебного года. В последние годы в связи со значительным увеличением образовательных нагрузок и интенсификацией обучения эта ситуация еще более обострилась.

В лексиконе школьных психологов появился новый «диагноз» – «синдром третьей четверти», который подразумевает наиболее выраженную усталость, жалобы на плохое самочувствие, головные боли, сонливость, сниженное внимание.

Следует заметить, что на большей части территории России третья четверть (середина января – конец марта) приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологиче-
ского неблагополучия, прежде всего в отношении острой инфекционной заболеваемости, усиления авитаминоза. Одновременно третья четверть – это время освоения основного, как правило, наиболее трудного учебного материала.

Многочисленные исследования гигиенистов и педиатров показали: продолжительные и интенсивные учебные нагрузки на фоне традиционно низкой двигательной активности усиливают неблагоприятные сезонные воздействия на сердечно-сосудистую систему школьников и способствуют увеличению вегетативно-сосудистых расстройств со склонностью к гипертоническим реакциям.

В середине прошлого века исследованиями зарубежных авторов было установлено: работоспособность учащихся «прогрессивно и быстро падает после пяти недель учебных занятий» (Дельтиль, 1959), а непрерывное обучение свыше восьми недель приводит к тому, что кривая веса у младших школьников прекращает подъем или даже падает.

Таким образом, накоплено немало сведений о несовершенстве существующей структуры учебного года и неоднократно поднимался вопрос о необходимости ее пересмотра. Однако его решение представлялось весьма проблематичным, поскольку структура учебного года, согласно Уставу средней общеобразовательной школы, была унифицирована для всех школ страны.

С принятием Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные учреждения получили возможность выбора образовательных программ, режимов и технологий обучения. Отказ от единообразия в организации обучения детей коснулся и возможности пересмотра структуры учебного года, т.е. изменения периодов чередования учебного и каникулярного времени в течение учебного года. Возможность корректив структуры учебного года определяет «Типовое положение об общеобразовательном учреждении (1994, 2001), согласно которому «годовой календарный график разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно».

При этом Типовое положение определяет и общую продолжительность каникулярного времени в течение года – 30 дней для учащихся всех возрастов, за исключением первоклассников, которым полагаются дополнительные недельные каникулы (их, как правило, организуют в середине третьей четверти).

В середине 80-х годов прошлого века была предпринята попытка систематического школьного обучения детей шестилетнего возраста. По настоянию гигиенистов наряду с другими профилактическими мерами для шестилеток ввели эту «льготу», которая сохранена сегодня для всех первоклассников независимо от их возраста.

В настоящее время целый ряд школ не только в Москве, но и в других городах России перешли на новую структуру учебного года. В отличие от существующей она предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5–6 недель учебы сменяются недельными каникулами. При этом продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства педагогические инновации, связанные с изменением режима, программ и технологий обучения, должны иметь заключение об их соответствии возрастным и функциональным особенностям обучающихся.

Это требование содержится и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая впервые декларирует приоритет сохранения здоровья учащихся в процессе обучения и актуализирует поиск решений, в том числе и организационных, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

В этой связи было предпринято исследование, цель которого заключалась в оценке здоровьесберегающего потенциала новой структуры учебного года.

Для сравнительного физиолого-гигиенического эксперимента были выбраны учащиеся 2–3-х классов (224 чел.) школ г. Москвы. Комплексные исследования включали изучение умственной работоспособности, функционального состояния организма (ФСО), адаптационных возможностей, острой заболеваемости, учебной успеваемости, психоэмоционального статуса школьников и проводились в процессе занятий в начале, середине и конце учебного года.

В экспериментальную группу вошли учащиеся начальных классов школы с новой структурой учебного года, а в контрольную – их сверстники из школы с традиционной структурой.

Сравнительный анализ изучения умственной работоспособности учащихся, о которой мы судили по выполнению корректурных заданий, показал: более благоприятная динамика отмечается при обучении в условиях новой структуры учебного года.

Так, показатели скорости и точности выполнения корректурной пробы у учащихся 2-х классов экспериментальной группы от начала к концу учебного года постепенно улучшаются, что свидетельствует о возрастании функциональных возможностей детей по мере их взросления на протяжении годового цикла обучения. В контрольной группе аналогичный характер динамики данных показателей прослеживается только до середины учебного года. В конце учебного года скорость корректурной работы в этой группе остается на прежнем уровне, а ее точность даже ухудшается.

Окончание следует