Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2004

Архив

О.В. БАБЕНКО,
М.М. АВХИМЕНКО
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

Живые организмы и технические средства

Компьютерный бум, который охватил весь мир, и в частности Россию в последние годы, породил новые технологии, позволяющие превратить ПК в мощное средство образования.
С компьютерами контактирует все больше подростков и детей. Как это отразится на здоровье молодого поколения?

В организме человека происходят сложные процессы, в том числе передача внутри- и внеклеточной информации с помощью электромагнитного поля (ЭМП) и соответствующей электрической регуляции. Поэтому электромагнитная среда фактически может рассматриваться как источник помех жизнедеятельности человека. Возникает проблема биоэлектромагнитной совместимости – проблема взаимного влияния живых организмов и технических средств.

Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволили определить наиболее чувствительные системы организма человека. Ими оказались нервная, иммунная, эндокринная и половая.

В 1996 году в России были определены санитарные нормативы, регламентирующие время непрерывного нахождения за монитором (см. № 7 «ЗД»). Но если в учебных учреждениях их соблюдают, то в домашней обстановке родители далеко не всегда в состоянии контролировать время пребывания своего ребенка у ПК, а в компьютерных клубах этой проблеме вовсе не придают значения.

Потерянное время и виртуальная ответственность

Особая опасность подстерегает подростка, увлеченного компьютерной игрой, – он может забыть о времени. Дело в том, что «внутри» игры свой отсчет времени, своя скорость событий, в результате чего полностью теряется ощущение реального течения времени. Часто даже взрослые, собравшись «полчасика» поиграть в ту же «Civilization-2», в какой-то момент вдруг обнаруживают, что просидели за ПК более трех-четырех часов. Ситуация несколько напоминает ту, что бывает при чтении увлекательной книги. И сложности, с которыми сталкиваются современные родители при попытке оторвать свое чадо от монитора, подобны тем, что когда-то возникали у их собственных мам и пап, обнаруживших у них под одеялом томик Конан Дойла и фонарик. Тем не менее времяпрепровождение у ПК в большей степени чревато различными патологическими изменениями в организме подростка. А то, что компьютерные игры «затягивают», было уже давно подмечено владельцами компьютерных клубов, которые на этом делают деньги.

О самих компьютерных играх написано немало, существуют различные классификации игр, изучается их влияние на психику. Хочется отметить, что поскольку в сюжеты многих игр включаются погони и убийства, а в роли жертв выступают люди, то возникает ситуация снятия психологического барьера на подобные поступки, снижения ощущения ответственности в реальном мире. В виртуальном мире и ответственность виртуальная.

Влияние компьютера на обучение

Стоит сказать и о комплексе проблем, связанных с влиянием ПК на процесс обучения. Прежде всего, это неравномерность развития знаний ребенка, обучающегося в процессе игр. Например, может случиться так, что, получив знания с помощью ПК, ученик значительно опередил школьную программу по точным наукам, но при этом значительно отстал по гуманитарным или, наоборот, он отказывается изучать математику, поскольку не видит в том необходимости, предпочитая все подобные задачи решать на ПК. Некоторые дети, освоив работу с текстовыми программами, автоматически проверяющими пунктуацию и орфографию, не только не умеют самостоятельно контролировать написанное, но и вовсе теряют навык грамотного письма. Все это осложняется тем, что, во-первых, проблема индивидуального обучения в нашей стране весьма далека от решения, а во-вторых, к сожалению, очень многие учителя уступают своим ученикам по уровню компьютерной грамотности, что в силу свойственного детской психике максимализма приводит к падению авторитета преподавателя. Таким образом, педагоги, советы которых могли бы максимально помочь родителям и детям справиться с данной проблемой, оказываются не просто изолированы от ее решения отрицательным настроем учеников («Да что они (учителя) в компьютерах понимают?!»), но и сами за неимением необходимых знаний становятся источником противоречий («Да что они (ученики) в этих компьютерах нашли?!»). Сейчас Министерство образования и науки РФ и директора многих школ организуют различные курсы повышения квалификации учителей, на которых, в частности, им предоставляется возможность овладеть навыками работы на ПК. К сожалению, в силу многих, в том числе и финансовых, проблем этот процесс идет еще очень медленно. Сегодня отсутствие необходимых компьютерных навыков у родителей и учителей неизбежно ведет к снижению уважения к ним ребенка только на том основании, что они слабее владеют компьютерной техникой.

Вред и польза Интернета

Интернет обеспечивает формирование объединяющей платформы, расширяет сферу общения, предоставляет огромные возможности для поиска различной информации. В то же время никто не гарантирует соответствия этой информации действительности, так как законы, регламентирующие, что можно размещать в Сети, а что нельзя, пока отсутствуют. И если проблема доступа детей к порносайтам более или менее решается, то доступ к информации откровенно националистической или связанной с насилием абсолютно свободен. Детская психика особо ранима и восприимчива, поэтому все эти опасения обоснованны и понятны. Чрезмерная погруженность ребенка в Интернет впоследствии может привести к трудностям в общении со сверстниками. Общение через Интернет позволяет анонимно устанавливать связи с теми, кто находится далеко. Когда ребенок, не имеющий необходимых навыков общения в реальности, но привыкший к регулярному общению в Сети, оказывается «извлеченным» из своего компьютерного мира, он обнаруживает, что его техническое мастерство не имеет значения. Для таких детей первоочередной задачей становится развитие способности к общению с людьми в реальной жизни.

Важно отметить, что компьютерная грамотность стала неотъемлемой частью жизни молодежи. В крупных городах подростки смотрят на своих товарищей, не владеющих навыками работы на ПК, как на тех, кто не умеет читать или писать. В глазах подростков ПК – это не только необходимо, но и престижно. И если еще лет пять назад для того, чтобы «быть на уровне», надо было слушать определенные кассеты, смотреть американские видеофильмы, читать книги популярных авторов, то теперь к этому списку прибавилась «необходимость» знать определенные компьютерные игры. Причем мало уметь в них играть, надо пройти некоторое количество уровней, демонстрируя тем самым как свои технические навыки и интеллект, так и доступ к сложной, дорогостоящей технике.

Компьютерные клубы

Для людей, не имеющих домашнего ПК (и для тех, чьи ПК не соответствуют возросшим техническим требованиям), выходом становятся компьютерные клубы. Правда, туда ходят и те, кто, имея дома хороший ПК, хочет просто поиграть в некоторые компьютерные игры не с машиной, а с друзьями. Конечно, можно использовать локальную сеть или Интернет, но стоимость услуг интернет-провайдеров достаточно высока, а качество связи обычно оставляет желать лучшего. Поэтому различные «турниры» по компьютерным играм проводятся в основном в компьютерных клубах. По нашему мнению, положение компьютерных клубов в России – серьезнейшая проблема: большего несоблюдения санитарно-гигиенических норм, касающихся работы за ПК, вообразить трудно! Как правило, в плохо проветриваемом и скудно освещенном помещении площадью около 50 м2 стоят рядами на столах более 50 машин. Основные посетители – дети и подростки, из них 90% мальчики. В клубах подростки проводят зачастую по 3–4, а то и по 6–8 часов подряд.

Неизбежно возникает ряд вопросов. Во-первых, откуда у подростков столько свободного времени? Ответ: в большинстве случаев за счет прогула школьных уроков или невыполнения домашних заданий (не говоря уже о занятиях спортом). Во-вторых, час игры в компьютерных клубах стоит от 10–15 руб. утром и до 30–50 руб. вечером. Откуда у подростков деньги? Допустим, кому-то их дают родители, кто-то экономит на завтраках, но ведь компьютерная зависимость, подобно наркотической, требует все большего времени игры, а значит, и все больших денег. Конечно, эти суммы не сопоставимы с теми, что требуются на наркотики, но ведь и 300–400 руб. в неделю (а именно столько и тратят в клубах) для большинства семей очень существенны! К сожалению, следствием такой ситуации становится криминализация молодежи.

Поэтому ситуация, сложившаяся вокруг компьютерных клубов, требует незамедлительного вмешательства властей и врачей-гигиенистов. Доступ к ПК как средству работы, учебы, поиска информации нельзя ограничивать, но он должен осуществляться в цивилизованных условиях, полностью соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.

(«Медицинская помощь», 2002, № 5)