Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2004

Архив

Елена ЛИТОВСКИХ,
учитель информатики
гимназии им. Н.Д. Лимана,
г. Тобольск, Тюменская область

Как не устать во время урока информатики

Как только в начальной школе начался эксперимент по введению нового предмета – информатики, в прессе стали появляться статьи с размышлениями, не подорвет ли здоровье младшего школьника общение с компьютером

В прошлом году, когда информатику стали преподавать со 2-го класса, среди учащихся 2–3-х классов мы провели анкетирование, чтобы узнать, как работа на компьютере влияет на общее состояние учащихся. На первый вопрос «Устаете ли вы на уроках информатики?» отрицательно ответили 76% учащихся, положительно – 24%. На вопрос «Когда чаще всего наступает усталость?» ответили «в середине урока» –9% опрошенных, «в конце» – 15%. Дети отмечали, что в первую очередь у них устают спина, руки, глаза, голова. Проанализировав ответы учащихся, я задалась вопросом: как сделать сотрудничество ребенка и компьютера безопасным? Конечно, на уроке мы проводим физкультминутки и для глаз, и для спины, и для рук, и для улучшения кровообращения. Но этого недостаточно. Факторов, отрицательно влияющих на здоровье ребенка при работе на компьютере, несколько.

В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Публикация статьи произведена при поддержке социальной сети будущих и состоявшихся родителей "Детсрана". Блоги, сообщества, живая лента, консультации, статьи, общение с единомышленниками, новости и конкурсы - всё для родителей и их малышей. Планирование, календарь и расчёт веса при беременности, рейтинг товаров для детей, вещи в роддом и для новорожденных, справочник лекарств, подбор имени ребёнку, календарь развития ребёнка, грудное вскармливание и другие актуальные темы. Если эти темы Вам близки и интересны, перейдите по ссылке, чтобы узнать подробнее: https://detstrana.ru/service/disease/pregnant/gemangioma/ .

Кабинет информатики для малышей в нашей гимназии расположен в блоке начальных классов, окнами он выходит на восток, оборудован жалюзи. Мы понимали, что офисный стиль при оформлении кабинета неуместен. У нас на стенах висят репродукции картин с пейзажами Шишкина, Лебедева, Ригера, много зелени: это и хлорофитумы, и папоротники, и вьющиеся растения. Отказались мы от широколистных растений, так как на них скапливается пыль, и от высоких – они закрывают свет. Такое оформление создает уютную атмосферу, позволяет детям, переводя взгляд от компьютера, отдохнуть и расслабиться.

При подготовке к урокам важно продумать их структуру, какими видами деятельности займутся дети. Урок информатики в этом смысле имеет свою специфику: младшие школьники быстрее утомляются, поэтому им необходима постоянная смена деятельности.

Уроки я провожу по такому плану:

1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, целей урока.
3. Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, правилами).
4. Физкультминутка.
5. Работа в тетради. (Запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере. Запись производится в виде схем, граф-схем, таблиц– цветной пастой, карандашами. Это может быть и коллективное составление программ, небольшая самостоятельная работа.)
6. Практическая работа (включение компьютера, вход в программу ЛогоМиры, выполнение задания).
7. Зарядка для глаз.
8. Подведение итогов. Защита проектов.
9. Оценивание.
10. Завершение работы на компьютере.

Хочу заметить, что такая структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть меньше. Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 15 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.

Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата.

Что помогает мне создавать благоприятную обстановку на уроках информатики?

Во-первых, это использование программы ЛогоМиры, которая соответствует возрасту учеников. Эта программа позволяет знакомить учащихся с возможностями компьютера в игровой форме. К тому же, программа ЛогоМиры – интегрированный курс. Знания, полученные на других уроках, помогают ребятам успешно осваивать новый материал по информатике.

Во-вторых, курс информатики в младших классах является пропедевтическим, поэтому нет жесткой привязанности к оценке. Если ребенок не справился с заданием данного урока, то оценка не ставится. Но у него есть возможность получить высокую оценку на следующем уроке, проанализировав ошибки данного урока самостоятельно или с учителем.

Существует мнение, что на уроках информатики оценки ставятся за выполненное задание на компьютере. Это не совсем так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка ставится за работу у доски при составлении программы, оценка за самостоятельное составление программы, за выполненное творческое задание (составление кроссворда, стихов, загадок по теме).

Чтобы разнообразить уроки информатики, мы готовим с ребятами тематические сообщения на такие темы:

  • из истории вычислительной техники;

  • поисковые информационные системы в Интернете;

  • какие растения нужно выращивать в кабинете информатики;

  • болезни, приобретаемые при работе на компьютере;

  • история происхождения символа «@».

Чтобы приготовить сообщения, дети работают с разными источниками: энциклопедиями, книгами, берут информацию из журналов и газет, в том числе и из газеты «Здоровье детей», т.е. учатся самостоятельно добывать нужную информацию.

Работа с компьютером, изучение информатики не оставляют детей равнодушными. В результате появляются стихи, загадки, ребусы, кроссворды. Особенно много творческих работ посвящено компьютерной мыши.

Вот как описали ее ребята: «устройство ввода, бегающее по коврику», «компьютерный зверек», «электронное животное с хвостиком», «на природе живет в норке, а у компьютера – на коврике», «звериное название части компьютера», «зверь, управляющий компьютером».

И сочинили такие загадки:

Мышка на столе сидит,
За ней кошка не бежит,
Потому что если кошка
Эту мышку проглотит,
То у этой кошки сразу
Вдруг животик заболит.

Ничего не грызу, а по коврику скольжу.

Маленький шарик на коврике шарит.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Об этом говорил еще К.Д. Ушинский: «Основной закон детской природы можно выразить так: дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.»

Для обеспечения активной деятельности на уроках я использую работу в группах, парах. Разве это возможно на уроках информатики? Да, возможно.

Класс (12–15 человек) делится на группы по 4–5 человек, каждая группа получает задание, которое выполняет коллективно в течение 5–7 минут. Все учащиеся получают оценки за совместное выполнение задания, при этом учитывается не только качество выполнения, но и умение работать в коллективе.

Эффективна работа учащихся в парах, когда они составляют программу. При такой форме работы у ребят увеличивается количество шансов выполнить работу успешно, да и к тому же появляется больше уверенности, если рядом друг, с которым можно посоветоваться.

Очень нравится ребятам работать с маршрутным листом при обобщении изученного материала. На листе несколько заданий, они оформлены так, что прежде, чем перейти к практической части или к новому заданию, ученик подходит к учителю, чтобы показать прогнозируемый результат.

Маршрутный лист (3-й класс)

Обобщение по теме: «Основы программирования. Команда ПОВТОРИ».

Задание 1

Какие фигуры нарисует черепашка, выполняя такую команду:

1. по нц 125 повтори 6 [вп 50 пр 60]

Ответ ученика: шестиугольник розового цвета.

Запишите программу в Поле программ (блокнотик) в своем файле.

Задание 2

Используя команду ПОВТОРИ, выделите повторяющийся элемент и составьте программу для такой фигуры: 1.

Ответ ученика:

Программа: вп 50 пр 90 вп 50 пр 90 вп 50 лв 90 вп 50 – для повторяющегося элемента; для всей фигуры: повтори 6 [вп 50 пр 90 вп 50 пр 90 вп 50 лв 90 вп 50].

Задание 3

Практическая работа.

Научим черепашку писать буквы. Если вы внимательно напечатаете программу, то получится буква. Какая?

по нрп 30 нц 135 вп 100 повтори 3 [пр 90 вп 50] пп домой.

Ответ ученика: буква «Р» алого цвета с толщиной линии в 30 мм.

Работа рассчитана на 15 минут, дети могут работать индивидуально или в паре. При выполнении работы у ребят есть возможность двигаться, перемещаться по классу (когда подходят к учителю), смена позы позволяет отдохнуть спине, рукам, снять напряжение с глаз. Рабочая обстановка при этом не нарушается, нет усталости, и результаты при такой форме работы достаточно высокие.

Говоря об успешности в обучении, хочется отметить, что, благодаря таким формам работы и использованным видам оценивания, итоговые результаты по информатике выглядят так: во 2-х классах степень обученности колеблется от 98% до 100%, процент качества – от 95% до 100%; в 3-х классах степень обученности колеблется также от 98% до 100%, процент качества – от 85% до 100%; в 5-х классах и степень обученности и процент качества достигает 100%.

Когда позволяет тема урока, я включаю в план игры. Например, при изучении темы «Программирование движения» объясняю детям, что черепашка подобна человеку с завязанными глазами, она выполняет только те команды, которые ей дают. Легко это или сложно? Предлагаю детям побывать в роли черепашки. Завязываем кому-либо из учеников глаза и даем команды: вперед 5 шагов, направо 90 0, вперед 7 шагов, назад 4 шага, налево 90 0 (с градусной мерой к этому времени ребята уже знакомы). Такие упражнения помогают не только лучше усвоить материал, но и разрядить обстановку.

На уроках информатики ученики могут выступать в роли консультантов. Дети, которые быстрее и успешнее других справляются с полученными заданиями, помогают одноклассникам. Это неоценимая помощь для учителя, так как он не может применить индивидуальный подход к 3–4 ученикам, которые одновременно нуждаются в его помощи, работая каждый за своим компьютером. Пока учитель консультирует одного ребенка, другие ученики – консультанты – помогают одноклассникам. Отстающие ученики с удовольствием принимают такую помощь, а ученик-консультант, сменив вид деятельности, может испытать радость от того, что помог другому, что его знания кому-то пригодились. Ну, конечно, и те и другие ребята уходят с урока с положительными оценками, к которым добавляется еще и словесное одобрение учителя.

Приемы, о которых я рассказала, помогли мне скорректировать работу по сохранению здоровья учащихся на уроках информатики, создать доброжелательную обстановку, сделать уроки динамичными.

Используемая литература:

1. Макарова Н.Ф. Информатика. Начальный курс. – СПб.: Питер, 2000. С. 90
2. Педагогические здоровьесберегающие технологии.//«Здоровье детей», № 23, 1–15 декабря/2003. С. 12–13.
3. Попова Н.Д., Пустоваченко Н.Н. Курс – конструирование на ЭВМ. Информатика в младших классах. – М.: Информатика и образование, 1999. С. 3–5.
4. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. – М.: Педагогика, 1974. С. 119