Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2004

Архив

Екатерина КОЗЛОВА,
г. Конаково,
Тверская область

Мышцы и их развитие

Урок валеологии в 4-м классе

Цели:

– рассказать о видах и структуре мышц человеческого организма;
– поддержать познавательный интерес детей к проблемам здоровья;
– развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование: плакаты «скелет человека», «мышцы», «мышцы лица», книга «Моя первая энциклопедия» Э.Я. Гальперштейна, фотографии спортсменов.

ХОД УРОКА

I. Работа с пословицами

У кого болят кости, тот не думает в гости.

Учитель: Прочитайте пословицу, записанную на доске. О чем эта пословица? Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Выслушиваются ответы детей.)

– А какие пословицы о здоровье знаете вы? (Дети называют свои пословицы.)

II. Повторение изученного

Учитель: Вспомните, о чем мы говорили на прошлых занятиях? Подсказка «спрятана» в выделенных клетках кроссворда, который мы сейчас будем отгадывать.

По вертикали:

1. Что подвижно соединяет кости? (сустав)
2. Из чего состоит скелет? (кости)
3. Как называется твердая часть головы? (череп)
4. Подвижная часть черепа? (челюсть)
5. Самая кривая кость? (ребро)

6. «Помещение» из позвоночника, соединенного ребрами с мечевидной костью? (грудная клетка)

Учитель: Какое слово получилось в выделенных клетках? (скелет) Из чего состоит скелет? (из больших и малых костей) Чем является скелет в нашем организме? (Скелет – это каркас, опора нашего тела, поэтому мы его называем опорно-двигательной системой.)

III. Объяснение нового материала. Объявление темы и цели урока.

1. Тема сегодняшнего урока: «Мышцы».

Сегодня мы выясним, что приводит в движение наше тело, что заставляет суставы сгибаться и разгибаться?

2. Объяснение материала

– Все кости в скелете соединены друг с другом с помощью сухожилий.

– Что такое сухожилия? Сухожилия – это упругие и прочные связки, которые, как мягкие эластичные веревки, крепко «связывают» кости в единый скелет. Поэтому наши кости (почти все) не просто «болтаются» на веревочках – сухожилиях, а соединены между собой с помощью суставов, которые помогают нам двигаться. Мышцы – это объединение клеток. Они содержат специальные волокна, которые могут сокращаться – укорачиваться в размере. Мышца похожа на «мышку» с хвостиком. Мышца тянет жесткие ленты-сухожилия, которые прикреплены к костям. Отсюда и пошло название мышцы («мускулюс» – по-гречески «мышь»), поэтому мышцы еще называют «мускулами».

– Рассмотрим на плакате, как выглядят наши мышцы. «Мышца сокращается, сухожилие подтягивается, и рука поднимается».

Практическое задание

– А теперь проделаем следующие упражнения.

1) Пальцами правой руки обхватите левую руку пониже плеча. Сгибаем левую руку в локте. Что вы почувствовали? (Как вздувается и укорачивается сгибающая руку мышца.)

2) Повторите опыт, держа пальцы правой руки под локтевой ямкой левой руки. Что вы почувствовали? (Как натянулось сухожилие.)

– Мышцы имеют разную форму: веретенообразную, круглую, плоскую. Различны они и по величине, и по выполняемой работе: одни – сгибатели, другие – разгибатели. С помощью одних мышц мы поднимаем руку, с помощью других – опускаем.

Мышцы никогда не действуют в одиночку, они всегда друг другу помогают. Поэтому, чтобы поддержать положение нашего тела и передвигать его, нужны группы мышц, больших и малых.

Физкультминутка

Мы немного отдохнем...
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз. На пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.

– Сейчас мы с вами прыгали. Поворачивались, поднимали и опускали руки. Все это – работа наших мышц, то есть мы заставили работать наши мышцы.

– А как вы думаете, кто управляет, дает команды нашим мышцам? (Мозг, он отдает нужные команды мышцам.)

Больших и малых мышц в нашем теле почти 500. Для того только, чтобы сделать один шаг, нужно сократить или расслабить два десятка мышц. Одни из них выпрямляют поясницу, другие напрягают живот, третьи сгибают ногу в колене, четвертые поднимают стопу. И все это делается поочередно. Наш организм устроен так, что все четыре движения мы делаем автоматически, не задумываясь. Одна из самых сильных мышц нашего тела – икроножная – может выдержать нагрузку до 1600 кг, а челюстные мышцы могут сжать коренные зубы с такой силой, будто на них давит груз в 72 кг. Малые мышцы помогают шевелить пальцами, губами, вращать глазами.

Мимические мышцы

Действительно, есть мышцы и на лице – лицевые, или мимические мышцы, их двадцать, и они очень разнообразны. Есть «мышца смеха», «мышца печали», «мышца гордецов» и так далее.

– Давайте рассмотрим таблицу мимических мышц.

Определить, какие эмоции изображены

Радость или горе, печаль, напряжение, страх, гнев, трусость и многие другие эмоции передает слаженная работа мимических мышц. Наиболее развиты эти мышцы у актеров и певцов.

1. Мышца внимания
2. Мышца боли
3. Мышца угрозы
4. Мышца размышления
5. Мышца смеха
6–7. Мышца плача
8. Мышца презрения

Итак, сделаем вывод: что приводит в движение наше тело? (Наше тело приводят в движение мышцы с сухожилиями, которые заставляют суставы сгибаться и разгибаться.)

– Итак, всеми движениями в нашем теле занимаются мышцы. Если их загружать работой, то организм будет выделять больше крови, они будут лучше питаться и быстрее расти. Вот почему у спортсменов так заметно увеличиваются и крепнут мускулы (рассмотрите фотографии спортсменов). Но стоит забросить занятия, как мускулы начнут слабеть и уменьшаться.

– Послушайте «Страшную историю» (читает ученик).

«Однажды один человек сломал ногу. В больнице ему на эту ногу наложили гипс, и целых три месяца он прыгал на здоровой ноге. И ждал, когда больная нога выздоровеет. Наступил счастливый момент – гипс сняли. Человек посмотрел на свою бывшую больную ногу и... ужаснулся. Он закричал: «Что вы сделали с моей ногой?» И правда, нога выглядела так, будто ее засушили».

– Как вы думаете, почему так произошло с ногой? (Ответы учащихся)

– Произошло это из-за ослабления мышц. Ведь все три месяца нога ничего не делала, в то время как другая трудилась за двоих. «Страшная история» закончилась благополучно. Человек нагрузил ногу работой – растирал и разминал ее, выполнял специальные упражнения. И она стала не хуже другой. Вот как закончилась эта история.

IV. Обобщение

– Почему необходимо тренировать мышцы?
– Как вы думаете, сила и ловкость – врожденные качества человека или приобретенные в процессе жизни?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Релаксационная минутка

Под музыку выполнить упражнения «Кошечка». Как кошечка тянется, когда просыпается. Как выгибает спинку.

V. Домашнее задание: взять сантиметр и измерить толщину плечевой мышцы руки в спокойном состоянии, а затем – в напряженном. Записать показатели в тетрадях.