Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2004

Архив

Никита СМИРНОВ,
профессор

Слушает, но не слышит

Любой учитель знает, что иногда школьник «выпадает» из учебного процесса, он как бы отсутствует на уроке. Почему? Причиной могут быть и не сложившиеся взаимоотношения учителя с учеником, и явно болезненное состояние школьника, и возбуждение после предшествующего урока.
Школьник ощущает дискомфорт – соматический или психологический. Чтобы учитель мог грамотно предупреждать эти состояния, надо научиться их правильно распознавать

Соматический дискомфорт

Он проявляется легким недомоганием школьника. Чаще это несильные головные боли, легкое подташнивание, отрыжка, неприятный привкус во рту, тяжесть в желудке, неприятные ощущения и урчание в животе, обусловленное метеоризмом, насморк и кашель как проявления простуды, резь в глазах, кожный зуд в результате аллергических реакций... Обеспокоенный своими неприятными ощущениями школьник отвлекается от урока, не может сосредоточиться, быстро утомляется и иногда вынуждает учителя поступать авторитарно.

Причины этих состояний кроются вне школы. В числе основных – неправильное питание (по всем параметрам: составу, количеству, качеству, условиям и времени приема пищи, регулярности и так далее); десинхроноз – постоянные нарушения привычного, правильного ритма жизни («сбой внутренних часов»); недосыпание, столь частое у школьников; физическое переутомление от занятий спортом, увлечение рок-музыкой, пристрастие к просмотру видеофильмов, компьютерным играм и тому подобное, а также другие нарушения здорового образа жизни и функциональные расстройства невротического генеза. У старшеклассников к подобным состояниям иногда приводит чрезмерно интенсивная сексуальная активность, в том числе занятия онанизмом.

Однако списывать вину за эти состояния только на семью или плохую медицину было бы ошибкой. Примерно в 20–40% случаев причины этих состояний связаны со школой. Чаще всего это несоблюдение правил питания учащихся в школе (отсутствие горячего питания, плохая организация приема пищи, «коммерческий» ассортимент продуктов питания и напитков в буфете), что приводит сначала к соматическому дискомфорту, а в последующем к клинически выраженным заболеваниям желудочно-кишечного тракта: гастриту, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститу, панкреатиту.

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной першения в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников на резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), с неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза грязными руками.

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и тому подобное, он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобном состоянии, необходимо провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования.

Физический дискомфорт

Физический дискомфорт проявляется на уроках в беспокоящих ребенка мышечных ощущениях: чаще в спине, в ногах, в области затылка, в невозможности принять статическую позу, которая была бы удобна. Заметна нехарактерная для данного ученика непоседливость, верчение за партой, кряхтение, жалобы на неприятные ощущения в теле и т.п. После проведения физкультминутки эти проявления могут исчезнуть, но вскоре возникнуть вновь.

Одна из причин данных состояний – длительное пребывание в неудобной позе («отсидел!»), боль в мышцах после физической нагрузки при редких занятиях спортом, проявления остеохондроза, а также психологические реакции на дистресс и фрустрацию («мышечные зажимы» при авторитарном стиле работы учителей, напряжении, тревоге, страхе, подавляемой агрессивности).

Особое внимание следует уделить другой возможной причине этих состояния – гиподинамии, актуальной проблеме всех развитых стран мира. В современных условиях жизни организм городских школьников все чаще недополучает необходимую физическую нагрузку. Особенно это касается подростков, увлекающихся компьютерными играми и Интернетом, видеопросмотрами, много читающих. Как ни странно, но гиподинамия все чаще диагностируется и у сельских подростков, если им не приходится далеко ходить в школу или помогать родителям в сельхозработах.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма в движении. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать восемь-двенадцать часов в неделю.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. Теперь 80–85% дневного времени дети проводят в сидячем положении. Младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.

Складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребенку необходима повышенная умственная работоспособность, а снижение двигательной активности, необходимость длительное время находиться в статическом положении, наоборот, приводят к ухудшению снабжения мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

С гиподинамией связывают повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.п. Ребенок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий – как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры, в турпоходах. После окончания школы мальчики, страдавшие гиподинамией, с трудом адаптируются к армейской службе, имеют ограничения в выборе профессии. У девочек возникают проблемы при родах. Общий уровень здоровья у таких молодых людей заметно ниже, чем у получавших достаточную, гармоничную физическую нагрузку.

Другие проявления физического дискомфорта школьников – их повышенная двигательная активность на уроке. Опытным учителям такие проявления хорошо знакомы, а молодых педагогов постоянная повышенная активность учащихся часто побуждает предпринимать меры, которые редко дают желаемые результаты. Причины этого состояния не столько в «педагогической запущенности», сколько в нейрофизиологических проблемах ребенка, имеющих органическую природу. У педагогов, психологов и врачей всего мира рост числа детей, которым ставят диагноз «гиперкинетический синдром», или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», вызывает большую тревогу.

Такие дети не могут сидеть на одном месте, они неорганизованны, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Им не хватает санкционированных форм двигательной активности на уроках физкультуры и переменах, и они невольно пытаются компенсировать недостаток движений на каждом уроке. Если в среднем число локомоторных движений составляет 800–1300 в час, то у таких детей может достигать 5000 движений в час. Чем хуже организован двигательный режим, тем больше движений совершает школьник на уроках. Он как бы «бегает под партой», делая до 35 движений в минуту. Для таких детей также характерны невозможность сконцентрировать внимание, импульсивность, рассеянность, вспыльчивость, изменчивость настроения и плохая успеваемость.

В различных странах этот синдром диагностируется у разного числа детей: от 1% в Англии, до 20% в США. Эпидемиологическими исследованиями, проведенными сотрудниками ММА имени И.М. Сеченова, установлено, что распространенность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью среди школьников России составляет 28%.

Данные состояния могут быть обусловлены и более серьезными причинами органического характера, но это уже компетенция врачей. В подобных случаях степень выраженности синдрома может вызвать необходимость перевода ребенка в специальное учебное заведение. В общеобразовательных же школах обучаются дети с доклиническими проявлениями синдрома, и учитель должен помочь им справиться с труднорегулируемым побуждением постоянно двигаться, с невозможностью хотя бы на протяжении урока оставаться спокойными.

Окончание следует