Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2004

Архив

Татьяна КИСЛИЦИНА,
учитель валеологии,
г. Железногорск,
Красноярский край

Продолжение. См. № 21, 22, 23/2004

Что у нас внутри?

НЕКРАСИВАЯ ДЕВЧОНКА

Среди других играющих детей
Она напоминала лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!

Н. Заболоцкий

Неслучайно, друзья мои, начался урок сегодня с этого замечательного стихотворения. Прослушав его, ответьте, пожалуйста, что же у нас внутри? Что должно быть внутри каждого человека? Внутри каждого достойного человека?

(Ответы детей.)

Давайте же мы с вами будем помнить о том, что в каждом должна жить доброта, любовь, сердечность, чистая и светлая душа.

А теперь, после такого вступления, я думаю, мы с вами можем попытаться ответить на этот вопрос, что же у нас внутри, немного по-другому. Пожалуйста.

(Ответы детей.)

Легкие: у каждого из нас два легких – правое и левое. Находятся они внутри грудной клетки и напоминают большую, красивую губку. Как губка, они могут сжиматься и расправляться. Когда легкие в расправленном состоянии, воздух всасывается в них, а в сжатом – выталкивается.

А теперь гимнастика для легких.

1. И.п. – основная стойка. Подняться на носки, руки вверх, вдох. И.п., выдох. Повторить 5–6 раз.
2. И.п. – основная стойка, руки вверх – в стороны. Наклон вперед, вдох. И.п., выдох.
3. Соревнование: кто быстрее надует шарик.

А теперь давайте вместе, хором проговорим слова поддержки для наших легких.

  • Я вдыхаю и выдыхаю свободно, полной грудью.

  • Я люблю и ценю мои прекрасные легкие.

  • Мне нравится мое дыхание.

Сердце. Как вы думаете, когда начало биться ваше сердце? В день вашего рождения? Намного раньше. Оно начало биться за 8 месяцев и 10 дней до вашего появления на свет. Вы и на человека тогда не очень были похожи. И сердце было не таким, как сейчас. Всего лишь малюсенькая красненькая капелька. Но эта капелька уже билась, уже пульсировала. Давайте послушаем друг у друга, как бьется сердце. Находится оно чуть слева, между легкими. Послушали. Наше сердце работает как насос. Оно перекачивает кровь. Это очень сильная мышца, размером с кулачок своего хозяина. Весит сердце около 350 грамм. За одну минуту оно перекачивает 4 л крови, если вы спите. Если быстро идете, то целых 10–12 л. В течение года количество перекачанной крови достигает 3000 тонн.

Давайте и сердцу скажем слова, оно, как и все внутренние органы, живое, и с ним тоже можно разговаривать.

  • Мое сердце разносит радость по всему телу, питает его.

  • От меня исходит любовь.

  • Вся моя жизнь – это радость.

  • Я люблю сердцем.

  • Я люблю и ценю свое сердце.

Скажите, ребята, как говорят о человеческом сердце, каким оно бывает?

(Ответы детей.)

Желудок. Он похож на мешок, выкроенный в форме крючка. Мешок подвешен под ребрами слева. У новорожденного длина желудка всего 5 см. У взрослых любителей поесть желудок достигает величины, превышающей футбольный мяч. У малоежек может быть размером с кулачок. В течение суток желудок может существенно изменяться. Голоден человек, желудок пустой – его размеры сокращаются. Поел – желудок увеличился. Этот орган предназначен для переваривания пищи. Не все продукты одинаково долго находятся в желудке: мясо может перевариваться 8–9 часов, молоко – 4 часа, овощи – до двух часов.

Не пожалеем добрых слов и для желудка.

  • Мой желудок работает исправно.

  • Я люблю и ценю мой желудок.

Гимнастика под названием «Заболел живот – почеши ухо».

При помощи массажа ушной раковины можно значительно улучшить самочувствие человека. На ухе имеется более 120 биологически активных точек, и существует связь между внутренними органами и ушной раковиной. Вот наиболее эффективные упражнения.

  • Загибание вперед ушных раковин – 5 раз.

  • Оттягивание мочки уха вниз, число движений соответствует возрасту.

  • Легкое поглаживание и растирание ушной раковины ладонями.

  • Для улучшения слуха: ладони прижать к ушной раковине и резко отдернуть (воздушная подушка) – 5 раз.

  • Массаж противозавитка (позвоночник) указательным пальцем.

  • Массаж сосцевидного отростка.

Печень. Справа под ребрами прячется достаточно крупный орган – печень. Весит она 1,5 кг. Печень удивительна! Она активная участница всех жизненно важных процессов в организме человека. К печени притекает вся кровь. Здесь происходит обезвреживание ядов, лекарственных препаратов. Значит, печень – санитарный пост на пути всех веществ, попадающих в кровь.

В 1992 г. в США была проведена уникальнейшая операция. Дочери пересадили меньшую долю печени матери. Операция прошла успешно. А через некоторое время у матери отросла меньшая недостающая доля, а у дочери – большая!

Давайте поддержим нашу великую труженицу и волшебницу – печень.

  • Моя печень надежно очищает кровь.

  • Я люблю и ценю мою замечательную печень.

Кишечник – это живой лабиринт. Когда пища покидает желудок, она попадает в кишечник. Он похож на длинную, мягкую трубку, которая, петляя, заполняет почти весь живот. Здесь происходит расщепление пищи и ее всасывание. Кишечник имеет длину около 9 м. Поддержим же наш драгоценный кишечник.

  • Все идет хорошо в моем мире.

  • Я люблю и ценю мой замечательный кишечник.

Почки. Большая часть нашего тела состоит из воды. Такое большое количество воды в нашем теле должно быть постоянным. Вода поступает в организм каждый раз, когда мы едим или пьем. Выводится вода, в основном, с мочой, которую производят почки. Если мы потеем, мочи выделяется меньше. Давайте положим ладони на талию сзади так, чтобы большие пальцы смотрели вперед, а остальные – назад. Как раз под ладонями и окажутся почки. По форме они напоминают фасоль. Только размером почти с кулак своего хозяина. В нашем организме образуются вещества, которые не усваиваются организмом. Это для человека – яд, который должен быть выведен. Эта нелегкая работа и лежит на почках. Почки мы тоже не оставим без поддержки.

  • Я люблю и ценю мои замечательные почки.

  • Мне нравится мой рост.

  • Мне нравится мой вес.

  • Мне нравится моя внешность.

  • Мне нравится мое тело, это прекрасный дом для жизни.

  • Оно служит мне так хорошо.

  • Я люблю и ценю мое прекрасное тело.

А теперь опять стихотворение.

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет.
И в каждой есть особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

Кто бы мог объяснить, как понимает эти строки?

(Ответы детей.)

И наконец, в качестве повторения и закрепления всего, что мы сегодня изучили, кроссворд.

1. Орган, который очищает кровь? (Печень)
2. Где живет доброта, чистота, любовь? (Сердце)
3. В какой внутренний орган попадает воздух? (Легкие)
4. Назовите орган выделения? (Почки)
5. Из какого вещества состоит тело человека более чем на половину? (Вода)
6. Где происходит переваривание пищи? (Желудок)
7. Что в организме человека имеет длину более чем 9 м? (Кишечник)

Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у нас получилось по вертикали. (Человек)

Молодцы!

Спасибо!

(Окончание следует)