Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №24/2004

Архив

Нина ЛИХОЛЕТ,
кандидат педагогических наук, г. Воронеж

Искусство тоже лечит!

музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни в семье

Овладение эстетической культурой, чему способствуют в школе предметы гуманитарного цикла, невозможно без освоения учащимися навыков культуры психической, необходимых для жизни в современном обществе. Рост школьных неврозов, характеризующихся потерей интереса к учебе, общей апатией или раздражительностью и агрессивностью, повышенной тягой к алкоголю, табакокурению и наркомании, заставляет искать возможные пути преодоления негативных последствий стрессогенных факторов общественной жизни. Одним из таких путей является арт-терапия (лечение искусством), представляющая собой целый комплекс методов и приемов вовлечения учащихся в различные виды деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно окрашенными чувствами и мыслями.

Предлагаем некоторые методы и приемы искусствотерапии, способствующие выведению детей из зоны отрицательных эмоций:

  • пение песен успокаивающего и воодушевляющего характера.

  • пение вокализов, нацеленных на формирование навыков концентрации внимания и сосредоточения на своем внутреннем мире.

  • разучивание и исполнение формул музыкального самовнушения, нацеленных на формирование у учащихся уверенности в своих силах, высокой самооценки, внутреннего спокойствия и невозмутимости в трудных ситуациях, гуманистического отношения к окружающим и оптимизма.

  • просмотр различных по тематике слайдов, которые обогащают зрительные представления, активизируют эстетические переживания средствами изобразительного искусства, фотографии и так далее.

  • рисование как способ снятия стрессовых состояний, избавления от бессонницы, напряжения, агрессии. Дело в том, что рисование участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, поскольку в процессе творчества координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие, то есть особенно важной оказалась связь рисования с мышлением и речью. Цвет также важен в профилактике и лечении различных заболеваний. Известно, что яркие краски действуют возбуждающе, а нежные чистые тона – успокаивающе.

  • двигательные и ритмические упражнения, среди которых особое внимание уделяется освоению навыков брюшного (диафрагменного) и межреберного дыхания как наиболее эффективных при снятии отрицательных эмоциональных состояний.

  • пластическое интонирование, театрализация помогают распрямить искривленное сознание и закрепить правильные реакции на травмирующие психику ситуации.

Искусство повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон. Музыка влияет непосредственно на гормональную работу клеток, выбрасывающих ферменты. Если мы сможем с помощью музыки воздействовать на реакции в организме на клеточном уровне, то значительно улучшим прохождение биохимических процессов. Здоровье находится в многослойном переплетении причин и следствий. Например, состояние гортани отражает состояние всего организма. И наоборот, состояние нашего организма влияет на состояние горла. Качество голоса также зависит от нашего здоровья, но и наше здоровье зависит от звукообразующего комплекса.

Давно известна могучая сила воздействия настоящего классического искусства на людей. А самым серьезным средством влияния на физиологические функции можно считать пение (звукоизвлечение).

Звук и вибрационные характеристики испокон веку использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Если немного потренироваться, то можно ощутить вибрацию произносимых или пропеваемых нами звуков, прикладывая кончики пальцев к различным частям головы (головной резонатор). Понятно, что зажатое горло и мышцы шеи блокируют не только дыхание и звукоизвлечение, но и выражение тех или иных чувств человека. Именно по окраске, тембру, интонациям голоса можно считывать состояние души человека (ребенка), воспринимать сигналы личности на том едином языке, которым для всего мира является вибрация.

Всё – кости, мышцы, кровь – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям.

Звуковая волна, которая идет от больного человека, достигает больного органа как с внешней стороны (снаружи) – конкретно, так и с внутренней – через образное представление. Такая глубинная связь вибраций звука и образа изгоняет болезнь. Следовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть, что мы дарим самим себе – хвори или здоровье, страхи или радость, напряжение или свободу полета.

Состояние гортани или неверная работа голосового аппарата могут привести к нарушению лимфо- и кровотока, снижают сопротивляемость организма к инфекциям. Звуки обращаются к нашим органам в обход нашего сознания и совершают определенную работу над нами. Значит, правильное, хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать физиологические искажения, благотворно влиять на весь организм. В китайской системе излечения с помощью звуков («Нэй Цзин») утверждается, что для селезенки подходит сочетание звуков «гон», для сердца – «чен», для легких – «шэн», для почек – «ю», а для печени – «гуо»1.

Метод «физвокализ» улучшает работу сердца. Исчезает одышка, перестает болеть горло. С помощью определенных движений и звуков «у-о-а-ф-с» можно помочь вылечиться от бронхиальной астмы, бронхита, болезней легких. Правильное использование звука «з» активизирует мозг, нормализует функции почек, глаз, носа, ушей.

Звук «э» активизирует железы внутренней секреции, действует на мозг, органы головы, способствует усвоению железа.

Звук «а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу, верхние доли легких.

Звук «о» приводит в порядок среднюю часть груди, диафрагму, печень, желудок.

Сочетание «о-и, я-я» массирует сердце.

Сочетание «а-у-м» стабилизирует кровеносную и костную системы.

Все эти упражнения можно использовать не только на уроках музыки, чтения и русского языка, но и на занятиях по другим предметам эстетического цикла, а также в домашних условиях в качестве оздоровительной зарядки.

Для улучшения функционирования конкретных частей тела пойте мелодии и мантры на соответствующих нотах, слушайте звуки и музыку, основанную на этих нотах2.

(Продолжение следует)


1 Китайская Цигун-терапия (пер. с англ. М.: Энергоатомиздат. 1991. С. 161).

2 Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук (пер с англ. В. Козлова. М.: Крон-пресс, 1998. С. 112–123).