Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2005

Технология

Как оценивать успехи школьников

Для многих детей процесс выставления школьной оценки с использованием традиционной пятибалльной шкалы является стрессом. По мнению учителей, травмирующие результаты этого процесса проявляются главным образом в следующем:

  • появляются сомнения в объективности определения школьной успешности ученика;
  • искажаются отношения ученика с учителем, родителями, самим собой;
  • повышается тревожность и невротизация детей.

Преодолевая эти проблемы, школа принялась за разработку средств содержательной оценки.

В области художественного творчества содержательная оценка строится в следующих формах:

  • групповое обсуждение;
  • участие в школьных и классных выставках, концертах;
  • презентация проектов художественной направленности.

В области интеллектуальных, творческих и инициативных проявлений ребенка формами содержательной оценки стали:

  • «рефлексивная карта» ученика;
  • «тетрадь моих достижений»;
  • презентация исследовательских проектов (оформление результатов проектов в виде газет, сборников задач, сценариев праздников).

Для итоговой аттестации используются:

  • итоговый проект, листы самооценки («чему научился?», «как я оцениваю свои знания?», «взгляд в будущее»);
  • содержательная характеристика, подготовленная учителем;
  • «Ассамблея знаний»;
  • олимпиады по предметам;
  • публичная демонстрация своих успехов и достижений («портфель» ученика).

Ниже приводятся описания некоторых форм качественного оценивания.

«Портфель» ученика

Цели составления «портфеля»:

  • для учителя – выявление уровня владения умениями и навыками, обнаружение пробелов в подготовке;
  • для ребенка: выработка интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки.

Процедура составления «портфеля» проста: материал для оценивания собирают сами дети, обсуждая с учителями и родителями; отдельные элементы «портфеля» переходят вместе с учеником из класса в класс.

В ходе совместного с учениками обсуждения определяется, во-первых, из каких элементов будет состоять «портфель», как он будет выглядеть. Например:

  • письмо владельца «портфеля», в котором отражена цель его создания;
  • оглавление;
  • работы учащегося;
  • самоанализ работы за год;
  • содержательная характеристика от учителя;
  • работы, которые ученик считает лучшими;
  • результаты тестов, проверочных работ;
  • образцы изобразительного творчества;
  • схемы индивидуальных и групповых проектов;
  • формы, образцы оформления их результатов.

Весь материал ученик собирает в папку с прозрачными файлами, которая будет храниться у него. Каждая работа, включенная в «портфель», снабжена листом самооценки выполнения задания или оценочным сертификатом.

Формы оценки «портфеля» каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:

  • публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
  • выставка «портфелей» (по желанию учащихся).

Критерии оценки «портфеля» также определяются индивидуально:

  • творчество;
  • факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
  • понимание и полнота отражения учебного материала.

Предварительные результаты

Работа по технологии «портфеля» позволяет учителю:

  • оценить уровень самостоятельности детей;
  • выявить проблемы в формировании у них самооценки;
  • определить преобладающую мотивацию ребенка;
  • оценить уровень владения умениями и навыками.

«Рефлексивная карта» ученика

Цели составления «рефлексивной карты»

Для учителя – это средство оценивания:

а) интеллектуальных, коммуникативных проявлений ребенка;
б) уровня овладения предметными знаниями, умениями, навыками;

Ребенку «рефлексивная карта» помогает:

а) сформировать умение словесно оценивать свою работу, сравнивать с образцом или с результатами предыдущей работы;
б) дать представление о конкретных умениях и навыках, которые должны быть сформированы;
в) выработать потребность в организации своего труда.

Процедура составления и работы с «картой»

«Рефлексивная карта» представляет собой листы плотной бумаги, которые вклеиваются в дневник ученика. В ней отмечены предметные умения и навыки, которые дети должны приобрести в процессе обучения, а также коммуникативные умения и личностное развитие ребенка. Набор рубрик, вносимых в «карту», составляется учителем. Чтобы он стал понятным и осмысленным для детей, необходима специальная работа. Так, в начале изучения каждой темы учитель совместно с учащимися определяет, что дети должны усвоить и чему научиться в результате работы над темой. На уроке выделяется специальное время для взаимопроверки разных типов заданий в форме работы в парах. В конце урока, подводя итоги работы, учитель вовлекает детей в процесс анализа и оценки своих успехов.

Еженедельно, ежемесячно или по четвертям ученик и учитель в соответствующих графах ставят условные знаки.

Ученик (самооценка) ставит:

! – знаю или умею очень хорошо;
* – иногда ошибаюсь;
? – пока самостоятельно не выполняю.

Учитель (оценка) ставит:

+ – знает, умеет применять на практике;
* – знает, но иногда ошибается;
? – пока испытывает трудности.

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель либо соглашается с ней, либо вносит коррективы. Отметки первоначально делаются карандашом, затем выделяются ярким цветом (особенно успех).

В конце учебного года «карта» будет вложена в «портфель» ученика, в раздел «Мои достижения по предметам».

Предварительные результаты

«Рефлексивная карта» дает возможность учителю следить, как возникают умения и навыки, вовремя выявить затруднения и помочь.

Родители после ознакомления с «рефлексивной картой», как показал опыт, начинают больше интересоваться учебой детей и внимательнее относиться к учебному труду ребенка.

Возможные риски

Работа с «картой» может стать формальной, если не приучать детей к самоанализу.

Заполнение «карт» будет трудоемким, если не станет систематическим.

Очень важен контакт с родителями. Родитель, не понимающий учителя, превращается в недруга.

«Карты успеха» ученика

Цели введения карты

«Карта успеха», введенная в школе для первоклассников с 01.09.2002 г., позволяет дифференцированно подойти к оцениванию, формирует самостоятельность и ответственность.

Процедура составления и работа с «картой»

На начальном этапе в первом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, умный во¬прос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливаются учебный опыт, определенные знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно учителя первых классов вводят разбор ошибок, выписывают их на доску и предлагают создать игровую ситуацию. Затем ребенок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно дает совет, о чем нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике.

Работа усложняется. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он не знает, объясняет свою ошибку. Потом – самооценка и рекомендации – «советы самому себе».

Особое внимание наши учителя уделяют совместному определению критериев оценивания работ, на это на уроке тратится 3–4 минуты, но время окупается: дети участвуют в процессе оценивания.

Совместными усилиями разрабатываются и вводятся «карты успеха», которые по окончании четверти вручаются их авторам. На каждую четверть создается отдельная «карта», неусвоенные вопросы и неотработанные умения переносятся в «карту» на другую четверть.

Приведем пример заполнения «карты успеха» первоклассника по отдельным предметам (cм. табл. 1).

Таблица 1

Письмо

Для ученика и родителей сводная карта выглядит следующим образом:

«Карта успеха» за 1-ю четверть учени¬ка(цы) 2-го «___» класса (cм. табл. 2).

Таблица 2

Математика

Методика «Диагностика самоконтроля»

Цель методики: отслеживание развития навыков самоконтроля.

Процедура. Проводится в начале каждой четверти. Методика трудоемка, так как используется индивидуально.

Используемый материал – карточки с заданиями типа:

  • задача на содержание одного из учебных предметов;
  • текст с грамматическими или орфографическими ошибками на изученное правило;
  • математическая задача с неправильным решением.

Инструкция. Ученику предлагается ответить на вопросы и выполнить задание.

1. Бывают ли случаи, когда ты не уверен, правильно ли выполнил задание (решил задачу, составил план)?

– Если бывают, что ты в этом случае делаешь?
– Проверяешь ли ты себя, когда выполняешь домашнее задание?
– Если проверяешь, то как ты это делаешь?

2. Выполни это задание. (Ученик выполняет задание учителя.)

– Как ты думаешь, правильно ли ты решил задачу?
– Почему ты так думаешь?

3. Анализ выполненного задания.

4. Учитель записывает ответы ученика на вопросы и проверяет выполненное задание. Форма отчета

Запись собеседования с каждым учеником и общий анализ результатов исследования (сколько учащихся контролируют свои действия, сколько делают это иногда, сколько вообще этого не делают).

«Карта успешности»

Цель использования. Ученики, которым трудно учиться, могут преуспеть в других видах деятельности. Чтобы поддержать ситуацию успеха, учителя изучают, в каких областях ребенок сам его обнаруживает. Процедура. Ребенку предлагается следующая анкета.

1. В каком из перечисленных видов деятельности ты чувствуешь себя наиболее успешным?

– Учебная деятельность.
– Спорт.
– Труд.
– Творчество.
– Здоровье.
– Общение.
– Семья.
– Личный рост.

2. Кто заметил твой успех?

– Друг.
– Учитель.
– Одноклассники.
– Родные.
– Кто-то еще.

3. Считаешь ли ты себя успешным человеком?

– Да.
– Скорее да.
– Иногда.
– Нет.

4. Вспомни и опиши несколькими предложениями свой самый большой успех.

«Лист самооценки ученика»

Цель использования. Работая с этим листом, учитель может следить за возникшими у ребенка проблемами.

Процедура и материал. Лист самооценки заполняется в начале и в конце изучения темы.

Класс________________________________

Фамилия, имя_________________________

Предмет______________________________

Тема_________________________________

Что нового узнал? _____________________

Чему новому научился?________________

Чему хотел научиться,
но не получилось?_____________________

Почему не получилось?________________

Какие проблемы возникли при работе
над темой?___________________________

Пути решения проблем_________________

«Книгочей»

Цель: формировать оценочную самостоятельность, самооценку школьников.

Программа разработана учителями нашей школы для комплексной итоговой качественной оценки в младшей школе и реализуется с 2001 г.

Итог работы – коллективные творческие дела:

  • игра по станциям;
  • театрализованный праздник;
  • заочное путешествие;
  • «Угадай-ка».

Для отслеживания результатов используются:

  • тестирование;
  • викторины;
  • олимпиады по чтению;
  • собеседование;
  • конкурсы.

Программа на уровне школы и педагогов оценивается с учетом следующих факторов:

  • включенность дополнительных литературных источников в систему работы;
  • развитие форм работы с ними.

На уровне учащихся:

  • степень интереса к чтению (увлеченность, позитивное отношение);
  • наличие основных читательских умений;
  • уровень развития речи;
  • качество выполнения творческих заданий, связанных с книгой.

Формы оценки

  • В течение четверти ученики ведут учет прочитанных книг, выполненных творческих заданий.
  • В конце каждой четверти учителя проводят коллективные творческие обсуждения и подводят итоги по классам, награждают активных читателей и лучших знатоков книг.
  • В конце года по классам ученики выбирают «магистра чтения».

 

Л. Алешина ;
И. Терещенко