Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №2/2005

Технология

Сначала диагностика, учеба потом

И. РЕЗВЫХ,
Г. КЛЮЕВА,
Пермь

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года важной задачей перспективного развития школы определила сохранение и поддержание здоровья учащихся. И здесь огромная роль отводится учителям, тем методам воспитания и преподавания, которые они используют в работе с детьми

В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» учащихся, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих СанПиНам, с организацией обучения здоровому образу жизни. При этом психическому и социальному благополучию уделяется крайне мало внимания. Поэтому при организации учебного процесса необходимо применение здоровьесберегающих педагогических технологий для сохранения всех аспектов здоровья школьников.

Основными критериями, в соответствии с которыми педагогическая технология может считаться здоровьесберегающей, являются:

  • обеспечение учебной мотивации;
  • построение обучения в соответствии с возрастными закономерностями психофизиологического развития учащихся;
  • недопущение форм сильно выраженного утомления.

Педагогу нужна объективная информация о состоянии этих показателей для корректировки педагогических воздействий, самооценки профессиональной деятельности. Чтобы оценить уровень каждого критерия, можно воспользоваться уже созданными и апробированными экспресс-методами диагностики.

Периодичность проведения диагностики зависит от определенных факторов.

Свойства нервной системы человека считаются стабильной характеристикой, поэтому определение психофизиологических особенностей детей проводится один раз перед началом обучения.

Контролировать утомление школьников необходимо в течение всего занятия. А применение специальных методик целесообразно, чтобы проанализировать влияние вновь вводимых методов и форм обучения на работоспособность учащихся. Замеры осуществляются в начале и в конце занятий.

Диагностика мотивации проводится на всех этапах урока (в виде учебных заданий). Исследования, проведенные психологами, убедительно доказали, что мотивация учения в рамках учебного занятия представляет собой некоторый завершенный цикл и проходит ряд этапов, связанных с началом работы (готовность, включенность), ходом ее выполнения, завершением (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и так далее).

Диагностика учебной мотивации. Мотивированное учение характеризуется продолжительной концентрацией внимания, высокой устойчивой работоспособностью, обеспечивает плавность перехода от максимальной работоспособности к ее снижению, отсутствие ранней усталости, сильного утомления и переутомления.

Диагностика мотивации обучения должна быть объективной и осуществляться по отношению к личности ученика в гуманной, уважительной форме. Предметом диагностики педагога могут быть мотивы, цели, эмоции ученика.

Учебная мотивация может быть представлена тремя группами мотивов: познавательными и социальными, внешними и внутренними, стремлением к достижению успеха и к избеганию неудач. В поведении школьника это проявляется как устойчивый интерес к учению, инициативность. А их реализация зависит от умения воплощать задуманное, наличия цели и силы воли. Эмоциональный компонент (отношение к учению и его результатам) развивается при порицании или поощрении, стимуляции положительных результатов обучения.

Для диагностики, а также для укрепления и осознания мотивов рекомендуется использование разнообразных ситуаций реального выбора: выбор учебных заданий разного уровня; выбор задач разной трудности, выбор видов деятельности. Анализируя результаты этих заданий, педагог выясняет (помимо правильности и полноты результата) готовность учащихся к решению познавательных задач, устойчивость и самостоятельность выбора этих заданий, его повторяемость, время, затраченное на выбор.

Диагностировать эмоциональное состояние ребенка на уроке можно с помощью метода цветописи Лутошкина, основанного на зависимости между состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Красный, оранжевый и желтый цвета отражают приятное состояние, восторг и радость. Зеленый – спокойствие, уравновешенность; синий – неудовлетворенность, грусть; фиолетовый – напряженность, тревожность; черный – упадок, уныние; белый – равнодушие. Школьникам предлагается оценить цветом свое настроение. Результаты могут быть представлены в виде индивидуальной цветограммы (цветные значки), составляемой самим учеником в рабочей тетради, и цветограммы всей группы.

Диагностика психофизиологических особенностей. Определение типологических свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов) обеспечивает возможность индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей, организации труда. Например, учащимся со слабой нервной системой трудно работать в ситуациях когда:

  • работа (как домашняя, так и на уроке) слишком длительная и напряженная;
  • педагог задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа (такому ребенку проще ответить письменно);
  • его отвлекают (реплики педагога, ответ или вопрос другого учащегося);
  • педагог вспыльчив и несдержан.

Еще один очень важный аспект данной проблемы. Особенности восприятия, запоминания, мышления, эмоциональная сфера человека определяются функциональной асимметрией мозга (распределением психических функций между полушариями). При доминировании левого полушария (левополушарные люди) характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Доминирование правого полушария предполагает конкретно-образное мышление, развитое воображение. Существуют также люди, у которых отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий (равнополушарные).

Педагог должен знать не только врожденные особенности организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий. При распределении материала по сложности в ходе учебного занятия необходимо учитывать, что девушки быстрее достигают оптимального уровня работоспособности. У юношей более длительный период адаптации к работе.

Знание о предпочтительных каналах восприятия ребенком информации (различают аудиальный, визуальный и кинестетический) позволит преподавателю излагать учебный материал на доступном для каждого языке, облегчив процесс его запоминания.

Таким образом, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка, сохранив его здоровье, необходимо создать оптимальные условия для учебы с учетом объективных данных о типе нервной системы, функциональной ассиметрии мозга, предпочтительном канале восприятия информации каждого ученика.

Диагностика психофизиологических особенностей школьников проводится в начале обучения с помощью стандартных методик, подобранных в соответствии с выделенными параметрами изучаемого показателя (тип высшей нервной деятельности, каналы восприятия информации, доминирующее полушарие).

Для определения подвижности нервных процессов применяется методика дозированной по времени корректурной пробы с помощью буквенной таблицы В.Я. Анфимова. Определение ведущего канала восприятия проводится по методике «Аналитический обзор стиля обучения (АОСО)». Типы асимметрии полушарий исследуются с помощью теста И.П. Павлова. Этот тест выявляет доминирующее полушарие.

По результатам диагностики составляются индивидуальные психофизиологические карты-характеристики (табл. 1) и даются рекомендации по созданию условий, необходимых для успешной учебы каждого школьника. Для составления рекомендаций можно воспользоваться сводной таблицей (табл. 2). Идеальный вариант, когда при поступлении в учебное заведение такая диагностика осуществляется специалистами: психологом или врачом. Но, к глубокому сожалению, дальше информации о группе здоровья для урока физкультуры дело не идет. Таким образом, многие педагоги-предметники практически не знают своих подопечных.

Диагностика утомления. При утомлении снижаются обменные процессы, иммунобиологическая реактивность, резервы здоровья. Специальные исследования показывают, что в конце занятий у школьников возникает неспецифическое напряжение организма (десинхронизация биологических ритмов) – десинхроноз, который является основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижение усталости, контроль над работоспособностью детей в процессе обучения способствует охране здоровья.

Начальное состояние утомления заметно по некоторым признакам: учащийся начинает смотреть по сторонам, «закатывать глаза к потолку», покачиваться на стуле. В данный момент им перерабатывается полученная информация и появляется защита от внешнего воздействия. Ускорение темпа работы, громкая речь педагога могут вызвать у него агрессию и раздражение. Пауза, возможность передохнуть и усвоить полученную информацию будут способствовать сохранению здоровья.

Для диагностики утомления можно применить специальные методики: тепинг-тест и психологический тест «САН». Достоинствами первого являются простота и скорость проведения (20 секунд) и обработки (ее могут проводить сами учащиеся). Кроме того, данная методика позволяет переключить внимание, сменить вид деятельности, снять эмоциональное напряжение и выявить детей, у которых усталость развивается быстрее и раньше, чем у других.

Тест «САН» ограничен в применении на уроке, так как его необходимо размножить для каждого ученика и обработка достаточно трудоемка, но он позволяет определить самочувствие (С), активность (А) и настроение (Н).

Анализируя полученные результаты, можно ввести необходимые корректировки в учебный процесс.

Эти методы педагогической диагностики успешно используются уже на протяжении нескольких лет в практике и педагогической работе по подготовке и повышению квалификации Пермского областного института повышения квалификации работников образования, внедрены в учебно-воспитательный процесс ряда учебных заведений НПО Пермской области.

Таблица 1

Индивидуальная психофизиологическая карта учащегося

Таблица 2

Сводная таблица рекомендаций по созданию условий
для успешной учебной деятельности учащихся
с учетом психофизиологических особенностей

 

Г. Клюева ;
И. Резвых