Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2005

Школьный возраст

Болезнь цивилизованного общества

45–60% школьников обращаются к врачам с жалобами на головную боль, слабость, утомляемость, пониженную работоспособность. И хотя симптомы их состояния могут отличаться, все эти дети страдают одним недугом – вегетососудистой дистонией

Типичный случай

Денису 12 лет. Он успешно учится в английской спецшколе. По мнению мамы, это «мальчик, с которым никогда не было проблем».
Год назад, после двухнедельной языковой практики в Англии, Денис стал жаловаться на утомляемость, раздражительность и бессонницу (ребенок с трудом засыпал). С этого же времени у него иногда повышается температура до 37,8–38,0оС. При этом мальчик чувствует слабость, головокружение, головную боль давящего характера, иногда – озноб. В дни недомоганий отказывается идти в школу. Как подчеркивает мама, неделю учится, неделю болеет.
Мальчика осмотрели все специалисты, провели необходимые обследования. И не нашли каких-либо изменений со стороны внутренних органов. Мама в замешательстве от того, что дома у Дениса может быть высокая температура, а через час, на приеме у врача, она оказывается нормальной. Невольно появляется мысль о симуляции и нежелании учиться.
Разумеется, состояние Дениса нельзя объяснить ленью или сознательным пренебрежением своими обязанностями. Врачи в таких случаях говорят о «психовегетативном синдроме» или «термоневрозе». Терморегуляция тела нарушается, температура может меняться в течение дня при отсутствии объективных причин.
Иногда пациенты предъявляют даже больше жалоб, чем Денис. Их могут беспокоить головные боли, головокружение, ощущение нехватки воздуха, потливость, тошнота, рвота, ухудшение аппетита, запоры или поносы, нарушения сна, изменчивость настроения, общая слабость, утомляемость и пониженная работоспособность.
Нередко наблюдаются учащенное мочеиспускание, озноб или чувство жара, ощущение замирания и остановки сердца. Большей частью эти расстройства сопровождаются тревогой, растерянностью, страхом тяжелого заболевания или смерти. Все эти симптомы, включая неудовлетворительную, как у Дениса, терморегуляцию, – результат несовершенства вегетативных механизмов, следствие вегетативной дисфункции.
Говоря о расстройствах регуляции, мы, врачи, подчеркиваем функциональный, преходящий характер возникшего недомогания. Другими словами, в сердце, желудке или легких нет болезненных повреждений, страдает лишь деятельность этих органов или систем.
Состояние Дениса объясняется «сбоем» в механизмах вегетативной регуляции, его принято называть «вегетососудистая дистония».

Жертвы урбанизации

Что же в действительности скрывается за этим диагнозом?
Вегетативная нервная система относится к «нижним этажам» нервной регуляции человека и призвана руководить работой сердца, желудка, легких, обеспечивать постоянные температуру тела, кровяное давление, частоту пульса, поддерживать оптимальный уровень обмена веществ, функции эндокринных желез. Иначе говоря, помогать организму адаптироваться к изменчивым внешним условиям.
Прямого отношения к интеллекту, разуму человека вегетатика не имеет. Эта регуляторная система есть и у животных. Но у человека вегетативная нервная система – лишь часть сложной психической иерархии.
Родители и педагоги убеждены, что проявления вегетодистонии у детей и подростков сейчас встречаются чаще, чем прежде. Нынешняя молодежь постоянно жалуется на головные боли, слабость, утомляемость. Появился даже модный термин – «синдром хронической усталости».
Да, симптомы вегетососудистой дистонии сейчас встречаются у значительной части населения. При этом среди горожан вегетодистония распространена больше, чем среди сельских жителей.
Тысячелетиями человек много ходил, переносил тяжести, плавал, приспосабливался к сезонным и суточным изменениям погоды. Все это совершенствовало и тренировало его вегетатику. Разбалансированность вегетативной регуляции наступила в связи с коренным изменением образа жизни.
У детей это состояние встречается отнюдь не реже, чем у взрослых. Этому способствуют, с одной стороны, высокая чувствительность и неустойчивость нервной системы ребенка, с другой – множество внешних неблагоприятных факторов: чрезмерная учебная нагрузка, недостаточная двигательная активность, нездоровое увлечение телевизором или компьютером, урбанизация и плохая экологическая ситуация.

Палитра проявлений

Наиболее частым проявлением вегетодистонии у детей являются головные боли. Они могут возникать эпизодически и быть кратковременными, в иных случаях головные боли появляются утром и носят затяжной характер. Большей частью головные боли провоцируются физическим перенапряжением, пребыванием в душном помещении, изменением погоды.
Наряду с головными болями детей может беспокоить головокружение. Обычно после занятий в школе или пребывания в душном помещении ребята чувствуют усталость, вялость, невозможность усвоить предлагаемый материал. Эти явления проходят после отдыха или прогулки на свежем воздухе.
У невропатолога и кардиолога есть общие пациенты – ребята с сердечной патологией, о которой говорят: это все от нервов... Дети, чаще девочки 11–15 лет, жалуются на колющие, сжимающие, ноющие боли в области сердца, которые могут сопровождаться тревогой, страхом смерти, мнительностью и поиском «нужных» врачей. Иногда неприятные ощущения со стороны сердца сочетаются с одышкой, потливостью, покраснением или бледностью лица, ознобом.
У подростков с ускоренным, интенсивно протекающим половым развитием нередко наблюдается повышенное кровяное давление. Оно поднимается после физической нагрузки или эмоционального напряжения, однако у некоторых детей повышение артериального давления становится постоянным. Если явления вегетодистонии не устранить, эти дети станут потенциальными гипертониками, риск развития гипертонической болезни у них составляет 15–20%.
При пониженной функции определенных отделов вегетативной нервной системы, быстром истощении механизмов регуляции появляется гипотония – пониженное кровяное давление. Дети с таким давлением жалуются на утомляемость, вялость, невыносливость к нагрузкам, на ощущение тяжести в голове. У них нередко наблюдаются головокружения, ломота в теле, боли в суставах. Дети отмечают, что ночной сон их не освежает, по утрам они не чувствуют себя бодрыми. В отдельных случаях на фоне пониженного артериального давления могут возникнуть обморочные состояния, в частности при резком изменении положения тела или если ребенок голоден. Если у ребенка есть склонность к гипотонии, ему надо осторожно принимать лекарства, особенно те, которые могут понизить артериальное давление.
Функциональные нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта характеризуются тошнотой, неустойчивым стулом, болями в животе. Аппетит у «вегетатиков» чаще всего понижен, но, так как они мало двигаются, то даже при плохом аппетите могут прибавлять в весе. У каждого второго пациента врачи находят дискинезию желчевыводящих путей и кишечника – следствие несовершенной вегетативной регуляции.
Как проявление вегетодистонии расценивается чрезмерная потливость детей (чаще – ладоней, стоп или головы). Могут наблюдаться покраснение, сальность кожи или ее бледность и сухость. Нередки кожные проявления аллергии – высыпания, отечность, зуд.

Первопричины

В каком возрасте вегетативные функции наиболее уязвимы?
Нарастание числа пациентов с вегетодистонией происходит в 11–15 лет. У 20–40% старших школьников отмечаются типичные симптомы «вегетативной бури» и нередко – невроза: тики, недержание мочи, заикание, страхи... В лечении этих нарушений требуются особые подходы.
Обычно я рассказываю родителям, что вегетодистония – это обширная группа болезненных состояний, которые у разных специалистов имеют различные названия. Психоневрологу, к примеру, чаще приходится иметь дело с неврозом тревоги, неврозом разлучения, паническими атаками. Первое – невроз отражает повышенную общую впечатлительность, тревожность, ожидание неприятностей, свойственные этим пациентам в сочетании со сбоями в функционировании вегетатики. Невроз разлучения – болезнь чрезмерно опекаемых, несамостоятельных детей, для которых изменение привычной обстановки (допустим, помещение в больницу) является стрессом. Термин «панические атаки» предельно ясно отражает состояние страха, беспокойства, рост лености, паники, которые сопровождают вегетативные кризы. Кстати, слово «паника» происходит от имени древнегреческого бога Пана, неожиданное появление которого вызывало ужас у людей.
Большую предрасположенность к вегетативной дисфункции имеют дети с плохой наследственностью. Нам, врачам, известно, что близкие родственники таких пациентов нередко страдают недугами на нервной почве: язвенной болезнью желудка, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, атеросклерозом. На развитие дистонии могут повлиять также различные негативные факторы периода беременности и родов: болезни и стрессы у матери, инфекции, родовые травмы у ребенка...
Не последнюю роль в возникновении вегетативных расстройств играют психологические факторы. Прежде всего – особенности характера пациентов. Вегетодистония свойственна большей частью людям впечатлительным, тревожным, застенчивым, осторожным, склонным к самоанализу и постоянному контролю своей жизни. К их основным личностным особенностям относятся сверхответственность, старательность, стремление избежать конфликтных ситуаций. У детей повышенная тревожность проявляется плохой адаптацией к детскому саду и «школьными неврозами» – отказом от посещения школы, непростыми отношениями со сверстниками и педагогами.
Родителям следует знать, что у психологов и врачей накоплено множество сведений, указывающих на явную связь событий детского возраста и последующих вегетативных расстройств. Если родители не создают в семье обстановки безопасности и любви, то у детей формируется ощущение беспомощности, эмоциональной изоляции и внешней угрозы. Причем основную роль ученые отводят отношениям ребенка с матерью, считая, что вегетатика ребенка нарушается, если мать отличается эгоистичностью, деспотичностью и невротичностью. Чрезмерная строгость отца и его диктат тоже вызывают тревогу и напряжение у детей. В любом случае дисгармония внутрисемейных отношений не способствует зрелости и уравновешенности вегетативной нервной системы ребенка.
Каждый читатель может самостоятельно оценить состояние собственной вегетатики, к примеру, по формуле (1–М/Р) х 100, где М – величина минимального кровяного давления, Р – частота сердечных сокращений в минуту, пульс. В норме полученный индекс должен быть равен 0. Плюсовые или минусовые значения этого показателя свидетельствуют о дисфункции.
Еще один способ: разделить число сердечных сокращений на число дыханий. У здоровых этот показатель равен 2,8–4,9 в минуту. Отклонения в любую сторону указывают на неэффективную регуляцию сердечно-сосудистой деятельности и дыхательной системы.

Стратегия лечения

В какой помощи нуждаются дети-«вегетатики»?
Нередко пациенты оценивают вегетодистонию как опасное для жизни заболевание. Они обращаются к врачам разных специальностей, поглощают массу лекарств, а некоторые становятся законченными ипохондриками (мнимыми больными). Поэтому очень важно, чтобы дети и их родители не относились к вегетодистонии как к катастрофе, правильно понимали суть болезни, ее причины и возможности лечения.
Прежде всего ребенка надо успокоить и объяснить, что его жалобы не объясняются тяжелым заболеванием. Он может лечиться в условиях поликлиники и не нуждается в освобождении от занятий в школе. Пребывание в безделье лишь усиливает тревожные опасения и ненужное самокопание, что само по себе не способствует выздоровлению.
Рекомендации по лечению вегетативных дисфункций я всегда начинаю с элементарных советов. Дети должны высыпаться! Достаточный по продолжительности и спокойный сон – непременное условие лечения, и тезис «сон лечит» особенно актуален в отношении этой болезни.
Не стоит злоупотреблять вечерними телепередачами или готовить уроки до поздней ночи. При любой занятости школьникам надо находить время для прогулок и занятий физкультурой.
Практически всем пациентам с вегетодистонией противопоказаны стимулирующие вещества, поэтому из рациона надо исключить кофе, крепкий чай, пряности.
Надо научить детей разумному чередованию труда и отдыха: им полезны перерывы в работе, поэтапное выполнение сложного задания, учет собственных биоритмов, например приготовление уроков в часы наибольшего подъема работоспособности.
Издавна известна польза водных процедур при вегетативной дисфункции. Я рекомендую своим пациентам занятия плаванием, посещение сауны, применение контрастного душа. Эти процедуры способствуют более совершенной регуляции сосудистого тонуса.
Улучшает состояние пациентов рефлексотерапия, то есть воздействие приборами или иголками на определенные биологически активные точки. Для этой цели применяют магнит, лазер, ультразвук, электротоки особой характеристики. Полезны также общий или шейный массажи, лечебная физкультура, физиотерапевтические процедуры.
Иногда больным назначают и медикаментозные средства. Их много, они относятся к разным группам лекарств. В последнее время большой популярностью пользуются так называемые вегетостабилизирующие транквилизаторы. Выбор препарата, его доза и продолжительность лечения – в компетенции врача. Врач может обучить различным видам психотерапии: определенным способам правильного дыхания, формулам самовнушения. Не менее важно научить ребенка разумно вести себя в разных ситуациях, в том числе во время вегетативных кризов. Это достигается путем тренировки, во время сеансов так называемой поведенческой психотерапии. Как только пациент осознает, что способен самостоятельно ослабить болезненные проявления, у него исчезает чувство фатальности, трагичности происходящего.
И еще. Дети должны научиться определенным приемам релаксации. От этого пользы не меньше, чем от продолжительного сна. Помогают снять усталость поочередное напряжение и расслабление мышц, сознательное представление ярких приятных образов, успокаивающие мелодии.

 

Владислав Брагинский