Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2005

Образ жизни

Научитесь не ошибаться

Главная потребность подростка – чтобы его понимали взрослые. Задумайтесь, всегда ли вы правы в своих отношениях с ребенком, особенно когда опираетесь на свое превосходство в знаниях и силе?

Типичные варианты неправильного отношения родителей к детям

  • Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку, как недостойное чувство. Но дети безошибочно угадывают безразличие к своему внутреннему миру, которое взрослые маскируют с помощью преувеличенной заботы и контроля. Ребенок реагирует на безразличие в открытую, подавлять себя он не умеет.

  • Эмоциональное потворство. Ребенок – центр всей жизни взрослых, растет «кумир семьи». Порой так любят своего первого внука бабушки, потакая им всегда и во всем. Такая любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность «кумира» признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. А если мнения домашних расходятся, и один запрещает, а другой разрешает, то ребенок быстро начинает использовать эти разногласия в своих сначала нехитрых целях, а потом привыкает лавировать, обманывать и даже провоцировать взрослых к столкновениям. И это уже на всю жизнь.

  • Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется, ведь он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой либо социально неприемлемые формы поведения, либо низкую самооценку.

  • Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен самому себе в выборе компании, принятии решений.

Надеемся, что вам эти варианты родительского поведения не свойственны. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичную, когда нет превосходства взрослого.

 

Валентина Зайцева