Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2005

Вместе с психологом

Время адаптации

Что труднее всего дается детям в школе? Не математика и не родная речь. Труднее всего дается адаптация к школе и переход из начальной школы в основную

Знакомство

К приему детей в первый класс школа поселка Донское приступает заранее. В начале учебного года проходит сверка списков будущих первоклассников. Заслушиваются рекомендации врачей, ведутся беседы с родителями. В марте проводим родительское собрание, на котором говорим о том, по каким программам и учебным пособиям будут обучаться дети.

В апреле при школе организуется вводный курс, где дети знакомятся со школьным пространством, с будущими учителями. Учитель и психолог наблюдают за детьми, составляют психолого-педагогическую характеристику на каждого будущего первоклассника. Воспитатели детского сада «Звездочка» приглашают учителей к себе на занятия, родительские собрания. Все это помогает малышам быстрее привыкнуть к школе.

Период острой адаптации

Первый год особенно труден для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, приходится приспосабливаться к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Весьма неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Социально-психологическая адаптация проходит по-разному. Значительная часть детей (50–60%) адаптируется в течение первых 2–3 месяцев. Эти дети привыкают к коллективу, ближе узнают своих одноклассников, приобретают друзей. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу.

Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к школьной жизни. Они предпочитают до конца первого полугодия игровую деятельность учебной, часто дерутся, капризничают, жалуются, плачут.

Примерно 14% детей болезненно и длительно привыкают к школе. У них наблюдаются устойчивые отрицательные эмоции, они не хотят учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить одноклассники, потому что они ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки.

Наиболее напряженные для всех детей – первые четыре недели обучения. Этот период называется острой адаптацией. Чтобы помочь детям успешно прожить эти недели, я строю обучение особенным образом.

  • Не подгоняю детей на уроках и не тороплю.
  • Предоставляю им разные по сложности учебные задания, в этом мне помогает комплект учебников и пособий системы развивающего обучения Л.В. Занкова.
  • Фиксирую внимание детей только на их достижениях, не делаю резких замечаний, стараюсь не одергивать.
  • Общаюсь с детьми доброжелательно, терпеливо. Использую невербальные формы: обнимаю учеников, глажу их по голове.
  • Поощряю любые проявления инициативы, желание высказаться.
  • Учу организовывать свою деятельность, планировать действия.
  • Структура урока дробная, включает несколько видов деятельности. Урок длится 35 минут, предлагаю через каждые 10 минут физкультпаузы, включаю игровые моменты. Ведь игра – основной вид деятельности детей 6–7-летнего возраста.
  • Опираюсь на наглядно-образное мышление первоклассников.

Для облегчения адаптации детей в сентябре–октябре мы проводим каждый день только по 3 урока. Остальное время заполняем целевыми прогулками, экскурсиями, развивающими играми. Со второй четверти у первоклассников уже по 4 урока. При составлении расписания уроков учитываю степень умственного напряжения (первые уроки – русский язык, математика, литературное чтение).

Наша школа третий год работает в режиме эксперимента, и уже можно сказать, что четырехлетняя начальная школа более благоприятна для развития ученика, она позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности каждого школьника.

От начальной школы к основной

Десятилетний ребенок не готов к резкому и внезапному изменению формы и содержания образования. Ему важно обеспечить мягкий, постепенный переход от начальной школы к основной.

В нашей школе образовательный процесс в среднем звене строится так же, как и в начальной школе. В 5–6-х классах я была классным руководителем и вела как предметник географию. Дети имели возможность находиться в своем родном кабинете. Учителя поддерживали тесную связь с родителями. Поэтому процесс адаптации прошел легко, незаметно для детей, родителей и учителей-предметников.

Опираясь на свой опыт и опыт коллег, могу предложить некоторые рекомендации для переходного этапа.

  • Комплектуя класс, полезно составить психолого-педагогическую характеристику на каждого ученика и познакомить с ней всех учителей-предметников.
  • Разработать рекомендации по организации школьного расписания и режима дня.
  • Организовать перманентное учебное сотрудничество между младшими школьниками и младшими подростками, вовлекать их в общешкольную жизнь.
  • Всю работу строить на основе принципов гуманизма и оптимизации, на основе дальнейшего осуществления идей Л.В. Занкова.
  • Создавать на переходном этапе ситуации успеха.
  • Формировать у школьников положительное отношение к учебе.
  • Целенаправленно воспитывать у детей ориентацию на свой внутренний мир, на свою личность, формировать в них чувство собственного достоинства.
  • Развивать навыки исследовательской деятельности, творческого мышления, способности к самопо¬знанию, самоконтролю, саморегуляции.
  • Для устранения перегрузки предлагать ученикам разнообразные домашние задания, предоставлять им право выбора.
  • Поддерживать и стимулировать активность учащихся, развивать их критическое мышление, поощряя самостоятельные выводы, самостоятельный поиск знаний.
  • Оценивать продвижение детей как в учебной деятельности, так и в личностном развитии.

 

В. В. Помогаева