Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2005

Урок здоровья

Мы учим детей по Давыдову

Проведенные в нашем лицее исследования показывают,  что у детей, поступающих в первый класс, с каждым годом здоровье оказывается все хуже

В число детских заболеваний попадают и те, которые называют болезнями цивилизации: гипертония, заболевания сердца и мозга, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и заболевания аллергической природы, экземы и нейродермиты, заболевания опорно-двигательного аппарата.

Эксперимент

Вот уже 12 лет наш лицей ведет эксперимент по формированию новой педагогической практики, в основе которой – теория учебной деятельности и метод содержательного обобщения В.В. Давыдова. За эти годы учителя разработали и освоили стройную и строгую образовательную технологию постановки и решения учебной задачи. Это развивающая технология, которая позволяет решить, как сохранить и укрепить здоровье детей (cм. табл. 1).

Таблица 1

Динамика состояния здоровья детей, поступающих в первый класс лицея № 18

Группа здоровья

1999/2000

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

I группа – дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья

44,8%

30,2%

35%

23%

16%

II группа – дети, имеющие функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической зрелости органов и систем, дети с риском возникновения хронических патологий, склонные к повторной заболеваемости

39,9%

59%

58%

58%

74%

III группа – дети, имеющие хронические патологии врожденных дефектов развития в различных стадиях (компенсации, декомпенсации, субкомпенсации)

15,3%

10,8%

7%

19%

10%

Анализируя результаты эксперимента, мы заметили, что в условиях развивающего обучения учащиеся меньше болеют, у них реже наблюдаются обострения хронических заболеваний, дольше держится состояние ремиссии даже у детей с органическими нарушениями (мы не берем в расчет инфекционные и вирусные заболевания, обусловленные прежде всего таким фактором, как эпидемия).

Здоровьесберегающий эффект новой образовательной практики в начальной школе наглядно демонстрирует табл. 2.

Таблица 2

Динамика изменения состояния здоровья детей II–III групп здоровья (по количеству обострений хронических заболеваний)

Годы

1998/1999

1999/2000

2000/2001

2001/2002

2002/2003

Классы

1-е

2-е

3-и

4-е

5-е

Количество случаев диспансеризации по обострению патологии

20

11

8

3

0

Сравнивая между собой текущие показатели здоровья детей классов традиционного и развивающего обучения, мы старались определить корни этого явления, ответить на вопросы: почему дети с функциональными и органическими нарушениями в учебной деятельности проявляют себя как здоровые? В чем причины улучшения их здоровья?

На первый взгляд ответ очевиден. В классах развивающего обучения отношения между учителем и учениками строятся на основе сотрудничества, поэтому меняется морально-психологический климат урока, ослабляется нервно-психологическая напряженность ребенка, снижается вероятность возникновения у него дидактогенного невроза.

Но практика показывает, что одна лишь смена стиля отношений ничего не решает, если остается неизменным старый способ обучения, в основе которого – принуждение.

Сегодня система образования почти повсеместно копирует растущую дифференциацию науки и, стремясь объять необъятное, предельно интенсифицирует учебный процесс, все увеличивая и увеличивая нагрузку на детей. Количество нарастающей учебной информации приводит к разбуханию учебных планов и программ. Школа стремится втиснуть больше знаний в более короткие сроки, поэтому вынуждена подстраивать год-два снизу: дошкольную гимназию, группы подготовки к школе. Зачастую случается, что ребенок, еще не придя в первый класс, уже теряет естественную для этого возраста учебную мотивацию.

Школьный учитель, работающий в репродуктивном режиме, слабо влияет на развитие познавательного интереса, его задача – дать образец, по которому ученик должен воспроизвести знание. В этой ситуации ребенку нет необходимости сотрудничать с другими учениками, основная связь – вертикальная: учитель–ученик.

Но так как учебная деятельность реализуется в классном коллективе, то и оценка результата обучения осуществляется не только в соответствии с образцом, но и в сопоставлении с аналогичными результатами, полученными другими детьми. Сравнение индивидуальных достижений между собой сразу же задает ситуацию неравенства, неизбежно порождает конкуренцию, направленную на достижение престижа: выполнить задание быстрее и лучше других.

Психологическим результатом такой «совместной» деятельности является статусная структура класса, причем в статусе школьника представлена только его функциональная характеристика как ученика, а личные его качества оказываются незначимы. В соответствии со статусной структурой межличностные отношения в классе строятся на психологическом подчинении низших высшим. Многие дети сопротивляются такому положению, охладевая при этом к самой учебной деятельности, ищут другие возможности для удовлетворения своей естественной потребности в признании. Они все более и более не хотят учиться, им все тяжелее становится преодолевать себя. Дидактогенный невроз в этом случае возникает вследствие порочности образовательной технологии.

Кроме того, иерархическая модель учебной деятельности переносится на все виды межличностных отношений. Возникает идеал силы – силы вообще, как всеобщего образца, обеспечивающего престиж.

Слабый ребенок оказывается здесь перед выбором только двух форм поведения: приспособления или протеста. Причем больше страдает, как правило, приспосабливающийся. Страдает нравственно, признавая свою слабость, страдает физически, так как длительно переживает отрицательные эмоции.

Протестующий в большинстве случаев уходит из неприемлемой ситуации, ищет пути достижения высокого статуса за пределами школы и, становясь неунывающим неуспевающим, как ни парадоксально, часто сохраняет свое здоровье.

Именно устаревший способ обучения является одной из причин таких негативных явлений, как уход с уроков, склонность к бродяжничеству, беспризорность. У таких ребят закрепляются негативные варианты развития личности, потенциально опасные асоциальные формы поведения. В таких случаях нравственное нездоровье подростков часто проецирует нездоровье физическое, связанное прежде всего с вредными привычками: алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи.

Как разорвать порочный круг?

Многие педагоги нашего лицея считают, что сохранить нравственное и физическое здоровье детей можно, изменив технологию обучения. При этом необходимо свести на нет методы принуждения и включить методы, удовлетворяющие одну из базовых потребностей ребенка – потребность в поисковой активности.

Решая учебную задачу, дети самостоятельно открывают способ построения изучаемого объекта. Учитель при этом организует поисковую дискуссию, выступает как проблематизатор, включающий учеников в поиск нового знания.

Психологический механизм новой технологии можно представить следующим образом.

На первом этапе учебная задача воспринимается детьми как конкретно-практическая, и они пытаются ее решить с помощью известных им способов. Неудача этих попыток заранее спланирована учителем и призвана вызвать у школьников учебную мотивацию. Кроме того, неудача дискредитирует мотив престижа. Учащиеся оказываются равны между собой на основе общего неуспеха, что порождает потребность в совместной деятельности.

Организация сотрудничества становится необходимым условием достижения результата. Ребята обращаются друг к другу, сравнивают различные позиции между собой, содержательно их оценивают. Возникает учебная дискуссия, в результате которой дети находят необходимый способ действия с изучаемым понятием. Само решение задачи (эврика!) происходит на индивидуальном уровне путем внутреннего продолжения внешнего диалога. Поэтому обнаружение неизвестного одним из участников группы переживается всеми другими участниками дискуссии как собственное открытие. Никто никого ни с кем не сравнивает, все увлечены поиском решения задачи, все рады найденному результату.

Развивающая технология обучения приводит к тому, что учащийся постепенно овладевает нормами общения на основе поиска общественно значимого предмета. Само общение при этом приобретает особую ценность, группа становится общностью, где подросток удовлетворяет свою потребность в самоутверждении, в классе складывается система единых познавательных и нравственных ценностей, отражающих опыт сотрудничества.

По мнению многих ученых-физиологов, человек запрограммирован на гибкое, поисковое поведение в меняющемся мире. Обучение должно способствовать выполнению этой программы.

В нашей педагогической практике наработано множество приемов, способствующих формированию эмоционального комфорта учащихся как основы поисковой активности. Решая учебную задачу, дети свободно высказывают свои суждения, зная, что их никто не осудит, даже если эти высказывания неверны: на основе неправильного суждения можно сделать открытие в обсуждаемом вопросе.

Работая в группах и решив учебную задачу, дети смыкают руки в круг, тем самым устанавливают эмоциональный контакт на невербальном уровне. Это знак, говорящий учителю: «Мы готовы к обсуждению! У нас есть свое мнение!»

Активно применяется методика сменного спикера, когда каждый учащийся по очереди выступает от имени группы в межгрупповом взаимодействии. Эта методика помогает даже самым робким преодолеть себя, ставит их в ситуацию развития.

Оценка изученного производится на основе содержательной самооценки каждого ученика и представляет собой особую технологию, включающую стартовые диагностические работы, самостоятельные работы, выработку собственных критериев в изучении понятий, публичное представление результатов учебной деятельности на коллективное обсуждение. Здесь преследуются сразу две цели: определить сформированность знаний, умений и навыков и одновременно сформировать оценочную самостоятельность как умение видеть границы своего знания и незнания и зоны своего ближайшего развития.

Учитель, поставив задачу, входит в процесс ее решения как партнер, как гарант взаимопонимания всех участников дискуссии. Немецкий педагог Гербрадт писал: плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Позиция учителя в развивающем обучении – это не позиция носителя информации, а позиция организатора поисковой работы; он проблематизирует, задает определенную ситуацию, формирует целеполагание, проводит ребят через анализ условий задачи, помогает в организации поисковой дискуссии, выводит на содержательное обобщение найденного способа действия, организует взаимо- и самооценку деятельности. Несомненно, технология развивающего обучения требует особого педагогического мастерства и гуманистической позиции профессионала. Но это именно технология, она вполне может быть воспринята и передана.

Эффективность новой практики мы проследили, проведя многолетнее исследование группы учащихся с первого по одиннадцатый классы. Результаты периодических медицинских осмотров показывают, что здоровье учеников не только не ухудшается, но даже (хоть и незначительно) улучшается на рубежных этапах выпуска из начальной, основной и средней школ (см. табл. 3).

Таблица 3

Данные многолетнего исследования

Группа здоровья

1-й класс
1994/1995

3-й класс
1996/1997

9-й класс
2000/2002

11-й класс
2003/2004

%

%

%

%

I

41,6

45,8

45,8

50

II

45,8

41,6

41,6

37,5

III

12,5

12,5

12,5

12,5

Конечно, нельзя отнести выявленный здоровьесберегающий эффект только на счет новой технологии. Однако, учитывая, что система развивающего обучения создает ситуацию эмоционального благополучия ученика, удовлетворяет его потребность в поисковой активности и способствует интеллектуальному и психофизическому развитию, можно предположить, что фактор развивающей технологии благотворно влияет на здоровье растущего человека.

 

Н. Гуменюк