Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №8/2005

Образ жизни

Учебный процесс требует гигиены

Если гигиенические условия в школе не соблюдаются, это отражается на всем: на учебном процессе, на здоровье детей, на воспитании культуры...

Все гигиенические условия регламентированы Санитарными правилами и нормами (СанПиНами). Влияние этих факторов на здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. Ответственность за контроль над ними, приведение их в соответствие с гигиеническими нормативами лежит одновременно и на медицинских работниках, и на администрации школы, но приоритет компетенции медиков (врачей Госсанэпиднадзора, курирующих данное образовательное учреждение, школьного врача, медицинской сестры) здесь очевиден. Имея измерительные приборы и методики, они могут не только определить необходимые показатели, но и оценить их неблагоприятное воздействие на здоровье детей. По данным исследований, проведенных в 2000 г., в 13% школ выявлены отклонения от норм по шуму, в 34% – по электромагнитным полям, в 31% – по освещенности, в 21% – по микроклимату, в 25% – по мебели.

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять органолептически (с помощью своих органов чувств) явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока, и по возможности менять их в лучшую сторону – самому или с помощью администрации школы, других учителей, медиков. Потому что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%.

Условия освещенности

Ученые Калифорнийского университета пришли к выводу, что в хорошо освещенном солнцем помещении с большими окнами учащиеся гораздо лучше запоминают новый материал, проводят математические вычисления, успешнее сдают экзамены. Дневной свет стимулирует работу мозга.

По мере изменения естественной освещенности в течение дня и года учителю нужно как можно точнее определять время включения искусственных источников света, учитывая, что уровни освещенности в первом ряду парт в 3–4 раза выше, во втором – в 1,5–2 раза выше, чем в третьем ряду. Это определяет раздельность и последовательность включения искусственного освещения: в первую очередь включаются светильники третьего ряда, затем – второго и, наконец, – первого. Сочетание искусственного и естественного освещения оценивается некоторыми физиологами как неблагоприятное для зрения, поэтому следует по возможности использовать дневной свет.

Задача учителя – следить, чтобы все светильники в классе горели, и сразу требовать у админи¬страции замены перегоревших ламп. Недопустимо также, чтобы люминесцентные лампы жужжали, даже слабо.

Расположение классных помещений таково, что дневной свет падает на парты слева. Учитель должен не только вовремя включать искусственное освещение, но и следить за тем, чтобы и в этом случае рабочие места школьников были правильно освещены, то есть чтобы основной поток света падал слева.

Воздушно-тепловой режим

От температуры в помещении и других характеристик воздуха, который окружает человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.п.), так и риск ухудшения здоровья. Воздух помещений школы во время проведения занятий изменяет свои физические, химические и биологические качества. Помимо углекислого газа, который выдыхает каждый человек, организм выбрасывает в воздух еще более 200 химических соединений – антропогенных веществ. Основу этого «букета» составляют метан, этан, уксусная и муравьиная кислота, а также аммиак, ацетон, метиловый и этиловый спирт, сероводород, меркаптан, хлорсодержащие соединения и бензол. Часть этих «воздушных отходов» гигиенисты именуют одним жестким словом «антропотоксины», то есть человеческие яды. Они обладают токсическими, аллергизирующими свойствами и раздражающим действием, неприятны по органолептическим свойствам.

Обеспечить оптимальные микроклиматические условия помещений можно только при наличии в здании эффективных систем вентиляции и отопления, правильной их эксплуатации. В школах применяются две системы вентиляции: неорганизованный местный приток воздуха через форточки, фрамуги и канальная система вытяжки с естественным и механическим побуждением (вытяжная вентиляция и организованный приток свежего воздуха в двух вариантах – децентрализованный с неподогретым воздухом и централизованный с подогретым воздухом).

В течение урока температура в классе может повышаться на 3–4 оС, что само по себе ухудшает условия для проведения занятий. Не менее важно, что резко ухудшается качество воздуха. Поэтому на каждой перемене учителю необходимо проводить интенсивное (сквозное) проветривание в отсутствие детей под контролем термометра. Критерием полного воздухообмена являются снижение температуры воздуха на 2–3 оС и его субъективно ощущаемая свежесть. При этом охлаждения учащихся не происходит, так как в первые несколько минут урока температура восстанавливается.

Хотя контроль за воздушно-тепловым режимом и обеспечение правильной эксплуатации вентиляционных устройств – задача медицинских работников, реально выполнять необходимые требования должны учителя, особенно во время дежурства по школе, и уборщицы. Они должны помнить, что холодный воздух вытесняет теплый, поэтому недопустимо открывать форточки (фрамуги) в туалетах, так как холодный воздух из них будет вытеснять воздух туалета в рекреации, а затем и в классы. К этому же ведет направленная циркуляция холодного воздуха через входные двери первого этажа. Происходит не обновление воздуха, а перетекание его с первого этажа на второй, а затем и выше. По этой причине самая неблаго¬приятная воздушная среда – на верхнем этаже школы. Приток воздуха должен осуществляться с таким расчетом, чтобы он поступал в помещение с более высокой температурой и вытеснял последний через вытяжные каналы. Например, открытая в коридоре во время урока фрамуга обеспечивает приток свежей струи в классное помещение и удаление загрязненного воздуха через вытяжку, находящуюся в верхней его части.

Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18...+20 оС. При температуре +16...+17 оС и +21...+22 оС возникает умеренное напряжение терморегуляции. Если это происходит эпизодиче¬ски, то считается допустимым и даже целесообразным для детей, потому что способствует тренировке терморегуляционной системы. Нахождение учащихся только в комфортных условиях задерживает возрастное становление этой системы, что, в свою очередь, является фактором риска, снижающим неспецифическую устойчивость к простудным заболеваниям. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья.

В зимнее время основное внимание администрации школы и учителей сосредоточено на температуре воздуха («чтобы дети не замерзли»), что нередко приводит к повышению сухости, а это неблагоприятно сказывается на состоянии как учащихся, так и педагогов, особенно их голосовой функции. Есть простой способ повысить влажность воздуха: положить на батареи мокрые полотенца, нижний край которых опускают в сосуд с водой, чтобы быстро не высыхали. На переменах легко увлажнить и слегка очистить воздух с помощью опрыскивания помещения из бутылочки с простой насадкой, используемой на садовых участках. Оптимальные параметры влажности – 30–50% (допустимо 25–60%).

Проветривая помещение, мы очищаем воздух от внутренних загрязнителей, однако впускаем вредные вещества из атмосферы. Хорошо, если школа расположена в экологически чистой зоне, где нет крупных предприятий и автомагистралей, иначе внутреннее воздушное пространство «обогатится» окисью углерода, углеводородами, окислами азота, сернистым газом и выхлопными газами, содержащими свинец и бензопирен. С воздухом из форточки в помещение класса может быть занесена самая опасная разновидность пыли – цементная.

Чтобы этого не допустить, лучше использовать наружные системы кондиционирования и вентиляционные фильтры для очистки атмосферного воздуха, ставить воздухоочистители, кондиционеры, которые уменьшают концентрацию углеводородов, оксидов азота, аэрозолей, жировых туманов, а также взвешенных минеральных частиц. Решать эти эколого-гигиенические проблемы необходимо на уровне управления образования, администрации района, города.

Воздействие шума

Говоря о психогигиенической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона (субпороговый) человек не воспринимает – но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Но вот сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития астеноневротических состояний, депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, кон¬фликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний.

Физические и психические реакции организма на звуковое возбуждение разнообразны и во многом зависят от индивидуальной чувствительности, психического и физического состояния человека. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности, чем на физической. Неожиданное возникновение интенсивного шума всегда нарушает деятельность и приводит к временному снижению производительности труда, если задание носит психомоторный или интеллектуальный характер.

Дети более чувствительны к шуму, чем взрослые, поэтому в школах должны предусматриваться специальные акустические мероприятия, препятствующие усилению звука, его распространению. Школы обычно располагают вдали от транспортных магистралей, при их строительстве используют звукозащитные материалы, обсаживают здание деревьями и кустарниками. Шум в 50–60 дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния ЦНС, поэтому допустимый уровень шума при расчете звукоизоляции для классных помещений не должен превышать 40 дБ.

Стремясь оградить нервную систему учащихся от чрезмерного внешнего шума, надо не забывать о более актуальной задаче – уменьшении внутреннего шума от чрезмерно громких разговоров, криков. Шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели. С этих позиций следует осторожно относиться к включению на переменах радиотрансляции, особенно повышенной громкости.

Некоторые аспекты, касающиеся неблагоприятного воздействия шума на учащихся, связаны с воспитательными задачами. Очевидный вред слуху и здоровью школьников наносит постоянное прослушивание музыки через наушники, особенно при повышенной громкости. Характер прослушиваемых произведений и качество звучания часто приближают звук в наушниках к шуму с сильным ритмическим компонентом. В сочетании с повышенным уровнем шума в школе, а нередко и дома это приводит к сильной перегрузке слухового анализатора, а следовательно, к перевозбуждению центральной нервной системы, изменениям психического состояния, снижению адаптационных ресурсов организма. Задача учителя, классного руководителя – донести до сознания учащихся потенциальный вред для их здоровья от такого сильного звукового воздействия.

Санитарно-гигиеническое состояние школы

Оно включает соблюдение чистоты, регулярное и правильное проведение уборки всех помещений, дезинфекции и т.п. Если внимание администрации школы будет сосредоточено на инновациях типа организации фитобара, кабинета эмоциональной разгрузки, «горного воздуха» и т.п., но в школе грязно, дети неопрятные, половина туалетов не работает, то к охране здоровья все это не будет иметь никакого отношения.

Хотя поддержание чистоты – это задача обслуживающего персонала школы, а контроль за выполнением обеспечивают администрация и медики, каждый учитель обязан в своем классе, а при дежурстве – во всей школе, в столовой следить за выполнением основных гигиенических требований.

(Окончание следует)

Публикация статьи произведена при поддержке производственной компании «Сад радости», специализирующейся на изготовлении декора для сада. Отличный ассортимент световых фигур, зеленых скульптур топиари и декоративных садовых фигурок из гипса для сада, покрытых полимерным составом и яхтным лаком, что придает им повышенную атмосферостойкость. Садовые фигурки и прочие товары можно купить с доставкой по Краснодарскому краю транспортными компаниями. «Сад радости» гарантирует качество и долгий срок службы своих изделий.

Никита Смирнов