Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2005

Из первых рук

Марафон – месяц новых знаний и знакомств

Вот и закончился IV Педагогический марафон учебных предметов, организованный Издательским домом «Первое сентября». Целый месяц в Московском городском доме учителя директора школ, педагоги и психологи из разных регионов России (вплоть до Красноярска) слушали лекции ученых, делились опытом работы, обсуждали новые технологии и методики преподавания учебных предметов

Редакциям газет «Здоровье детей» и «Управление школой» выпала честь открыть марафон. Мы специально объединили проблемы школьной администрации, безопасности школы и здоровьесберегающих технологий для обсуждения в один день. Во-первых, здоровье – это главное, без него никаких знаний не надо. А во-вторых, директора школ, завучи – это именно те люди, чья творческая энергия и инициатива могут сделать стиль преподавания и обстановку в школе здоровьесберегающей.

Условия создаем мы сами

О роли администрации школ в создании образовательной среды рассказал заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сонькин: «Не школа должна обеспечивать здоровье – это в первую очередь задача врачей и родителей. А вот воспитание сознательного отношения учащегося к своему здоровью может быть результатом педагогического воздействия». Нужно научить ребенка таким правилам поведения, которые обеспечивали бы ему здоровье, и не создавать в учебном учреждении условий, вредящих этому. А мы как раз и создаем условия, вредящие здоровью, хотя бы тем, что нагружаем наших детей сверх меры. На неокрепшие детские плечи ложатся большие, в основном статические нагрузки. А неподвижность – это путь к болезни.

Ребенок проводит в школе по меньшей мере треть дня. Поэтому материальная часть учебного заведения (потолки и стены, столовая и туалеты, освещение и парты и т.д.) должна соответствовать санитарным нормам и правилам. Но главное – это организация учебного процесса: нагрузка, средства и методы обучения и воспитания, педагогическая тактика, от которой очень много зависит в психическом состоянии ребенка, а стало быть, и в состоянии его здоровья.

По заказу Министерства образования и науки РФ сотрудники института провели исследования в 56 регионах России. В мониторинге такого масштаба невозможно было использовать сложную аппаратуру для измерения показателей здоровья детей из 2,5 тысяч обследованных школ. Поэтому были разработаны анкеты разного уровня, предназначенные для директоров школ, классных руководителей, учеников 1–2-х и 10–11-х классов и их родителей.

Если говорить о распространенности болезней среди школьников, то на первом месте окажутся заболевания желудочно-кишечного тракта. В том числе и такая серьезная болезнь, как кариес (у 40% опрошенных). Она приводит к тому, что в организме ребенка постоянно находится инфекция. На втором месте – нарушения осанки, разного рода искривления позвоночника (30%). Позвоночник – это спинной мозг, канал, по которому идет управление всеми без исключения функциями организма. Позвоночник искривляется не сам по себе, а потому что ребенок вынужден долгое время сидеть в неправильной позе, потому что у него ограничена двигательная активность, недоразвиты мышцы спины, которые должны держать позвоночный столб. Но ни кариес, ни нарушения осанки не являются серьезными препятствиями для получения нормального образования. На самом деле болезни, которые действительно влияют на способность ребенка к обучению, составляют 10–15%. Это тяжелые хронические заболевания. Но ими всегда страдала примерно такая же часть населения, и в царской России тоже. Нельзя сказать, что ситуация с распространением болезней катастрофически ухудшается – она не улучшается.

Врачи отмечают, что в последнее время у детей падают показатели физического развития: рост уменьшается на 1–2 см, а вес – на 4–5 кг. Но что действительно вызывает тревогу – объем воздуха, который может вдохнуть ребенок, снизился на 25 %, а сила сжатия кисти – на 30–40%. Значит, особое внимание надо уделять физическому воспитанию.

Самочувствие детей меняется в течение учебного года: в начале первой четверти школьники относительно здоровы, к концу каждой четверти заболеваемость растет как неопровержимое доказательство того, насколько наши дети устают. Хуже всего учащиеся чувствуют себя в третьей четверти, а вот в четвертой количество заболеваний не увеличивается. Начинается весна, появляется солнце, новая энергия, другой психологический настрой.

Главное не финансы, а режим

В 53% школ педагогические коллективы пытаются что-то сделать для создания здоровьесберегающей среды, но зачастую бессистемно. Это типичная ситуация. В так называемых перспективных школах (их 22% от всех средних учебных заведений) проблема здоровья учеников рассматривается как одна из основных. Ну а в 25 % школ мало обращают внимания на условия обучения детей. Соответственно, и показатели здоровья детей в этих школах разные. Самое большое количество дней, пропущенных учениками из-за обострений хронических болезней и недомоганий респираторного характера, – в обычных школах. Детей, совсем не болеющих в течение года, мало. В школах, где не обращают внимания на условия обучения детей, – в среднем 6 учеников на класс. В обычных школах – 7, а в перспективных – 9.

Перспективные школы неоднородны. Их можно разделить на три вида.

– Школы, у которых есть спонсоры. Значит, есть возможность оборудовать спортзалы, построить бассейны, сделать качественный ремонт, обеспечить детей горячим питанием.

– Школы, которые делают упор на оздоровление, – довольно распространенное явление. администрация школы и родительский комитет пытаются сделать что-то вроде филиала детской поликлиники: врачи разного профиля проводят диагностику и лечение, работают кабинеты физиотерапии и релаксации... Правильно ли это? Ведь профессионально лечить школа все равно не может, она должна создавать условия, при которых необходимость в лечении уменьшится.

– И третий вид: как правило, небогатые школы. У них нет средств на бассейны и тренажерные залы. Но они считают своей главной задачей создание психологического климата и соблюдение минимальных санитарно-гигиенических требований школы. Такие школы обеспечивают учащимся хороший режим – это самое важное и эффективное средство оздоровления, которым располагает школа.

Быть авторитарным – непрофессионально

Доктор медицинских наук, профессор Марина Степанова ознакомила собравшихся с результатами многолетней научной работы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. Собственно выводы, которые получили ученые, не новость, но почему-то только отдельные школы взяли их на вооружение. Речь идет о правильном распределении нагрузки, о чередовании учебы и отдыха, о том, что для ребенка лучше учиться пять недель и потом неделю отдыхать, чем следовать привычному расписанию четвертей и каникул. Что в четверг, а тем более в пятницу лучше повторять пройденное, ведь к концу недели у школьников настолько снижается работоспособность, что они просто не в состоянии усваивать новый материал...

В большинстве своем наши школы по-прежнему авторитарны. Такой стиль преподавания негативно влияет на ребенка: он быстрее устает, стрессы и конфликтные ситуации снижают его самооценку, способствуют появлению неврозов и других нарушений здоровья.

Профессионализм учителя предполагает использование разнообразных педагогических технологий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей. Это обучение в малых группах и командах, мини-исследования, практическая направленность обучения и межпредметные связи, различные формы подачи материала, решение задач на поиск закономерностей, эргономика рабочего места и многое другое. Самое главное для полноценного обучения – создание благоприятного эмоционального фона, при котором лучше запоминается учебный материал, стимулируется мышление, растет творческий потенциал ребенка и не возникает дополнительных проблем со здоровьем.

Дышите – не дышите

Ярким штрихом марафона стал мастер-класс режиссера театра «Современник» профессора Александра Савостьянова. Голос для учителя – профессиональный инструмент. Чтобы сохранить его надолго, не допустить перенапряжения голосовых связок и воспалительных процессов, нужно сначала научиться дышать по правилам. «Все патологии дыхательных путей развиваются от неправильного дыхания», – уверен профессор.

Существует четыре типа дыхания. Горловое – им можно дышать лет до сорока без осложнений, но потом, когда позвонки садятся, плечи фиксируются на новом уровне, дыхание сбивается и может привести к астме. Диафрагмальное дыхание для здоровья не вредно, но выглядит не очень эстетично, особенно у полных женщин. Третий тип дыхания – брюшной, так в основном дышат мужчины, что тоже неверно. Правильное дыхание – смешанное брюшное и диафрагмальное. Чтобы овладеть этим универсальным типом дыхания, прежде всего нужно выработать правильный рефлекторный речевой выдох, постоянно ощущая работу мышц брюшного пресса. Вдох делается только через нос, а выдох через рот. Если дышать правильно, то воздух при выдохе теплый и пламя свечи, стоящей на расстоянии 20 см от рта, будет неподвижным. А если неправильно – выдох будет холодным и пламя свечи будет колыхаться.

Упражнения на выдохе полезны тем, у кого высокий голос. Женщина с высоким и инфантильным голосом никогда не сможет «взять» аудиторию, во всяком случае – в России, где еще жив советский идеал труженицы, активистки, где женщина, прежде всего, «родина-мать». «Мяукающая» речь никого не увлечет и не убедит. Но обладатели высокого голоса могут понизить его на два тона с помощью специальных упражнений.

Затем нужно выработать правильный речевой вдох. Упражнения на вдох полезны гипотоникам (и курить после них не захочется), однако при повышенном артериальном давлении их надо делать с осторожностью.

Профессор Савостьянов показал слушателям все эти упражнения, а также приемы релаксирующего массажа. Вместе с ним учителя, посетившие мастер-класс, дружно вдыхали и выдыхали, учились задерживать дыхание и осваивали простейшие способы избавления от насморка и воспаления горла.

В этом году желающих принять участие в марафоне Издательского дома «Первое сентября» было значительно больше, чем в предыдущие годы. Значит, такая форма работы себя оправдывает. Надеемся, что этот месяц интенсивного общения помог всем нам лучше понять образовательный процесс в целом и обрести новых друзей.

До встречи через год на юбилейном, пятом марафоне!

 

Нина Семина