Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2005

Медкабинет

Рассчитаем нагрузки для каждого

Школа – единственный социальный институт, который призван определять наиболее благоприятные пути развития каждого ребенка на протяжении 10 лет. Современная наука позволяет точно оценить физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка, адаптационные возможности его организма и учебные нагрузки, которые он может выдержать

Что мы исследуем

На базе Центра здоровья и развития школы № 1233 Москвы мы систематически проводим мониторинг развития школьников, который позволяет не только определить параметры физиологического и личностного развития детей, но и увидеть динамику этого развития, провести своевременную коррекционную работу, прогнозировать перспективы, составить программы развивающих курсов для учеников начальной, средней и старшей школы.

В систематический мониторинг входят:

  1. Саногенетический мониторинг, оценивающий резервы организма и процессы адаптации школьников на основании показателей возрастного развития и функционирования основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, психомоторной.
  2. Психологический комплекс диагностики: проверка школьной мотивации, отношения к обучению, тестирование школьной тревожности, сформированности и развития эмоционально-волевой сферы, социометрия, проективные методики («Автопортрет» и «Фантастическое животное»).

Отслеживается динамика познавательной, эмоционально-волевой сферы, особенностей межличностного общения.

Для экспериментальных классов (классов с определенной динамикой группы риска за несколько лет) проводятся уроки здоровья, тренинги психологической безопасности (развитие эмоционально-волевой сферы, навыков общения, формирование положительной мотивации в учебной деятельности).

Проведение систематического саногенетического мониторинга с прогнозированием адаптационных возможностей учащихся и выявление признаков напряженных состояний отдельных функциональных систем организма позволяет осуществлять доврачебную диагностику и профилактику соматических, психофизиологических отклонений в организме, подготовить адресные педагогические рекомендации. Саногенетический профиль – комплексная характеристика адаптивных возможностей организма, которые закладываются в раннем возрасте и позволяют человеку с минимальными физиологическими затратами приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Зная функциональный профиль организма, можно прогнозировать объем и характер учебных нагрузок.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Пример общих рекомендаций

  • Для учащегося: диетические продукты, витамины, фитопрепараты, физическая и психическая коррекция.
  • Для педагога: выбор щадящего режима обучения школьника, организация адресной физической и психической поддержки.
  • Для родителей: необходимость медицинских обследований ребенка, контроль за выполнением рекомендаций и организация каникулярного отдыха.

Пример индивидуальных рекомендаций на летний каникулярный период По сердечно-сосудистой системе и психомоторным функциям:

  • Наряду с общеразвивающими упражнениями вашему ребенку полезны ациклические спортивные игры (волейбол, баскетбол, мини-футбол). Не рекомендуется участие в соревнованиях.
  • Из лекарственной терапии рекомендуем препараты тонизирующего, стимулирующего, общеукрепляющего, вазопрессорного эффекта (адаптогены, аир, можжевельник, одуванчик, шалфей и т.д.). Примерные схемы фитотерапии приведены ниже.
  • Наряду с фитотерапией положительный эффект дает физиотерапевтическое воздействие (струевой душ, массаж и т.д.). Примерные схемы физиотерапевтического воздействия приведены ниже.
  • Следите за сбалансированностью питания (в рационе должны быть овощи, фрукты, жиры, белки и витамины). Весной, осенью и зимой необходимо принимать витаминные комплексы.
  • Ребенку надо заняться формированием волевой сферы. Начните работу над волей как игру в делового человека.

  1. Входить в работу нужно постепенно. Вначале лучше выполнять работу средней трудности.
  2. Лучше работать в одно и то же время, при одних и тех же условиях, в привычной последовательности действий.
  3. Работать с напряжением, но без перена¬пряжения. Нужно чередовать труд и отдых. Через 45 (30) минут переключаться на другие виды деятельности: физкультуру, домашний труд, слушание музыки.
  4. «Запомните правило простое: работайте сидя – отдыхайте стоя!» (В. Маяковский).
  5. Всегда доводите дело до конца, при встрече с трудностями не теряйтесь, спокойно проанализируйте положение и преодолейте возникшие препятствия.
  6. «Считайте несчастным тот день или тот час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию» (Я. Коменский).
  7. Не будьте «хронофагом». Это греческое слово означает человека, напрасно растрачивающего время (буквально – «пожиратель времени»).
  8. Если ты с кем-то соревнуешься, то соревнования должны быть конструктивными: все силы должны быть брошены на решение проблемы, а не на радость, что ты тусуешься. Жизнь не терпит сослагательного наклонения (если бы, то ...).

Рабочее место делового человека (коррекция развития волевой сферы):

Оборудуйте вместе с родителями свое рабочее место (это место – ваша гордость). Поставьте рабочий стол (по росту, свет слева), шкаф (полки) с учебниками, книгами и словарями, часы, спортивные тренажеры (гири, эспандер и др.).

На стенах расположите: ваш девиз, портрет вашего героя (поэта, писателя, композитора, художника, ученого, героя, спортсмена), режим дня, расписание уроков и занятий в кружках, календарь, карту мира, России, Москвы или глобус, планы на ближайшее время, правила делового человека, ваши рисунки, творческие работы, грамоты, телефоны друзей...

На рабочем столе соблюдайте порядок: слева стопка учебников по предметам, которые предстоит выучить, справа, ближе к вам, – учебники по предметам уже выученным, на другом краю стола – словари, справочники, памятки по учебным предметам. В центре стола – свободное для работы место. После работы уберите все лишнее, оставьте стол чистым.

Примерный комплекс упражнений для самостоятельных занятий
в домашних условиях

Примечания

  1. После каждого упражнения максимальное расслабление мышц рук и ног в течение 30–60 секунд.
  2. Комплекс упражнений проделывают 1–2 раза в день (утром после сна, дополнительно вечером).
  3. Утром после гимнастики обтереть тело водой комнатной температуры; после обтирания растереть тело махровым полотенцем до покраснения кожи.

Примерные схемы фитотерапии

  1. Золотой корень, экстракт. По 5–10 капель 2–3 раза в день в течение 3–4 недель.
  2. Левзея сафлоровидная, экстракт. По 10–20 капель 2 раза в день в течение 3–4 недель.

Примерные схемы физиотерапевтического воздействия (закаливание)

Умывание холодной водой, обмывание холодной водой тела, холодные ванны для ног и купание в водоеме.

  1. Душ струевой. При давлении 1,5–2,0 ат. через день, температурой 34–35 °С, продолжительностью от 2 до 5 минут. 8–10 процедур.
  2. Душ шотландский. Ребенка попеременно подвергают воздействию горячей (37–45 °С) воды в течение 30–40 секунд и холодной (10–25 °С) воды в течение 15–20 секунд. Такую смену температур повторяют 4–6 раз; общая продолжительность процедуры 1–3 минуты. Как правило, процедуру начинают с горячей воды и заканчивают холодной. Колебания температуры постепенно увеличиваются к концу процедуры. По окончании процедуры – энергичное растирание полотенцем. Курс лечения включает 10–15 общих процедур, проводимых через день.
  3. Массаж воротниковой области. Длительность массажа от 3 до 12 минут. Через день. 12–15 процедур.

Примерные схемы комплексных растительных препаратов

  1. Фитовит. По 1 капле 1 раз в день в течение 1–3 месяцев.
  2. Левзея. По 5–20 капель 2–3 раза в сутки. Курс 30 дней. Вечернюю дозу следует принимать не позднее чем за 3–4 часа до сна.

Упражнения на зрительно- моторную координацию

  1. Комплекс гимнастики для глаз.
  2. Развитие мелкой моторики руки:/ бисероплетение, макраме, вышивание, вязание, шитье, приготовление пищи, работа на даче (на огороде), игра на музыкальных инструментах, рисование, игра в конструктор.
  3. Физиологические восьмерки – вспоминаем физкультурные минутки в школе (последнюю релаксационную часть).
  • Вытягиваем вперед правую руку с указывающим вперед указательным пальцем, начинаем рисовать пальцем «лежачие» восьмерки вправо и сопровождаем палец глазами, получается, что мы рисуем «лежачие» восьмерки и рукой, и глазами. Так 4 раза, а затем влево.
  • Вытягиваем вперед левую руку с указывающим вперед указательным пальцем и рисуем «лежачие» восьмерки влево рукой и глазами – 4 раза, вправо – 4 раза.
  • Вытягиваем две руки и одновременно двумя руками, сопровождая глазами, рисуем восьмерки: вправо – 4 раза и влево – 4 раза.
  • Можно рисовать «лежачие» восьмерки головой (шейным отделом позвоночника) сначала вправо, потом влево – как будто ось восьмерки проходит через ваш позвоночник. Затем влево – плечами и талией.

План на каникулы (примерный)

Саногенетический мониторинг (СГМ) школьников показал, что функциональные возможности организма у них снижаются в критические периоды: в 5, 7, 9-м классах.

Истощение адаптационных резервов влечет за собой возникновение тревожности, переутомления, психических расстройств, провоцирует респираторные заболевания.

Технология СГМ, по модели которой работает Центр здоровья и развития школы № 1233, представляет собой:

  • банк данных по состоянию здоровья всех детей школы и выделенных групп риска по основным функциональным системам организма;
  • систему мероприятий, сохраняющих здоровье, адресное использование их;
  • экспертную оценку оздоровительных мероприятий.

Обследование всех школьников проводится осенью и весной, а групп риска – по индивидуальному плану.

У здорового школьника внутренние резервы и жизненные силы постоянно находятся в состоянии мобилизации, и тем самым создаются предпосылки для успешного обучения.

 

Анастасия Боголюбова ;
Надежда Боголюбова