Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Нам пишут

Сдвинется ли дело с мертвой точки?

12–14 мая в Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э. Циолковского прошла X Юбилейная Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России: медико- психологический аспект». В работе конференции приняли участие видные ученые – педагоги, медики, экологи, биологи, психологи – из 62 городов России

Конференцию открыл доклад члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации А.А. Коробейникова. Выступающий обозначил актуальность и в то же время глобальность проблемы здоровья учащихся, отметив, что еще 100 лет тому назад на I Международном конгрессе по школьной гигиене, состоявшемся в Нюрнберге в 1904 году, был сделан вывод: дети в школе пребывают в состоянии хронического переутомления, которое отрицательно сказывается на их физическом и психическом развитии. Позже, на семинаре, организованном Европейским региональным бюро ВОЗ (1956) и проходившем под названием «Здоровье детей и школа», отчетливо прозвучала тревога по поводу «школьного стресса». Сегодня убедительно доказано, что интенсификация учебного процесса, длительные статические нагрузки, опора преимущественно на вербальную (речевую) информацию, низкий уровень позитивных эмоций и другие серьезные проблемы определяют рост нарушений в состоянии здоровья современных детей. Прошло 100 лет, но ни одна из обозначенных проблем не решена.

Почему до сих пор не предприняты серьезные меры для снижения негативного влияния обучения на здоровье детей?

Хотя чему здесь удивляться, если из значительного количества представителей органов власти, приглашенных на конференцию, не пришел ни один! А ведь именно на этом уровне могут быть приняты серьезные решения! И, возможно, поэтому проблема за сто лет почти не сдвинулась с мертвой точки. Мы можем бесконечно говорить о том, как ухудшается здоровье детей за время обучения в школе, обсуждать эту проблему на конференциях, семинарах, симпозиумах, но до тех пор, пока властные органы не повернутся лицом к этой теме, она так и будет висеть в воздухе словесным эхом еще долгие годы...

И тем не менее ученые со всей России делились на конференции опытом, обсуждали новые подходы к решению проблемы. И в очередной раз составляли резолюцию в надежде: а вдруг их все-таки услышат.

По итогам конференции было рекомендовано Управлению реабилитационной работы и специального образования Федерального агентства по образованию создать проблемную комиссию по пересмотру Государственного стандарта Министерства образования и науки РФ по физическому воспитанию школьников, довести количество учебных часов до 4 в неделю. Ввести в школах обязательный интегрированный курс «Здоровый образ жизни» (пересмотрев содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»). В Государственный образовательный стандарт для всех специальностей вузов включить обязательный курс «Экология человека и культура здоровья». А также пересмотреть стандарт подготовки психологов в части изучения базовых предметов: «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД». Обязательно включить курс «Основы анатомии человека», необходимость которого очевидна и поддержана при обсуждении участниками конференции.

В педагогических вузах и средних учебных заведениях предложено организовать подготовку студентов для работы с детьми-инвалидами, сиротами, заключенными детских исправительных колоний.

Признав необходимость усиления информационного взаимодействия регионов РФ в решении медико-психологических проблем образования, участники конференции обратились к министру образования и науки А.А. Фурсенко с предложением создать специализированный раздел на портале «Наука и инновации в регионах России» (regions.extech.ru).

Участники конференции предложили также систематизировать и рецензировать издаваемые в регионах России учебно-методические пособия по здоровьесберегающим технологиям (предусмотрев их издание только после рекомендации УМО РФ).

Наряду с этими высказывались и другие идеи и предложения, которые вышли в виде статей участников конференции в сборнике, состоящем из двух(!) томов.

Конференция закончилась, резолюция принята, сборник издан, и напечатана эта статья… а вот сдвинется ли дело с мертвой точки? Посмотрим…

 

Елена Корниенко