Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2005

Урок здоровья

Сотвори в себе солнце

Считается, что здоровье – личное дело каждого, и мы не чувствуем вины перед людьми, окружающими нас, за его утрату. А ведь от наших болезней страдают прежде всего близкие нам люди. Поэтому необходимо еще в младшем школьном возрасте научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность

Люди с самого рождения
жить не могут
без движения.

Уроки здоровья – серьезный шаг в решении этой проблемы. Они ориентированы на формирование у ребенка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Занятия проводятся систематически по программе с 1-го по 4-й классы и включают в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть базируется на трех взаимосвязанных аспектах.

  1. Воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, желания следовать здоровому образу жизни.
  2. Обучение детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развитие таких качеств, как выносливость, энергичность, сосредоточенность, внимательность, уравновешенность и проч.), а также определение вредных привычек и рекомендации по их устранению.
  3. Профилактика наиболее распространенных заболеваний и оздоровление.

Предусматриваются уроки по облегчению адаптации к школе, созданию психологически комфортных условий в ней. Уроки ориентированы также на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализации усвоенных им знаний и представлений в повседневном поведении.

Практическая часть занятий – закрепление теоретических знаний, выполнение практикумов по данной теме: упражнения, игры, тренинги и обязательные оздоровительные минутки. Проводятся тренировка дыхательной системы, обучение навыкам самомассажа, тренировка мышц глаз, исправление дефектов осанки, профилактика плоскостопия.

В качестве приоритетного направления оздоровительных занятий мною выбрана профилактика нарушения осанки: умение держать спину при длительной нагрузке, освоение элементов самомассажа, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечение проработки основных мышечных групп.

Для этого составлен комплекс упражнений по профилактике и устранению нарушений осанки.

1. «Держи осанку»

Упражнение выполняется сидя или стоя, руки опущены. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти поднимите, спину выпрямите, грудную клетку максимально разверните, плечи отведите назад. Дыхание спокойное (20–30 сек.). Медленно вернитесь в исходное положение. Встряхните кисти.

2. «Гора»

Руки опустите вниз, выпрямите спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половинка говорит: «Сила во мне!» – и тянется вверх. Другая говорит: «Нет, сила во мне!» – и тоже тянется вверх. «Нет! – решили они, – мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе руки, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

3. «Пружина»

Спина прямая, руки по швам, голову держим прямо и неподвижно. Поднимаем плечи до упора и в этот момент добавляем еще легкое усилие. Опуская плечи, в конце движения тянем руки вниз с небольшим усилием. Повторить 5–6 раз.

4. «Птица»

Руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения вперед-назад.

5. «Осьминог»

Круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).

Уроки здоровья включают в себя не только вопросы физического, но и духовного, психического здоровья. Необходимо, чтобы ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Гармония с собой и с миром – залог полноценного здоровья.

Поэтому особое внимание уделяю нравственному здоровью, определенным принципам мировоззрения:

  • человек самодостаточен, в нем есть все необходимое для жизни (то есть здоровье в человеке заложено, его надо только сохранить);
  • человек, управляя своей психикой, способен кардинально влиять на состояние своего организма (многочисленные случаи излечения тяжелобольных силой собственного желания жить, убеждения, занятий йогой);
  • психическое здоровье первично относительно физического.

Развивая в учениках оригинальность, самостоятельность и нестандартность мышления, мы сохраняем их силу, устраняя почву для физических заболеваний. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к самостоятельной оздоровительной деятельности.

При опросе учащихся о нравственном здоровье 56% отметили доброту. Лишь добрый человек может понять боль другого, помочь ему, отозваться на призыв о помощи. Следовательно, в уроки включаю «Этюды для души».

«Сотвори солнце в себе»

В природе есть солнце, оно всем светит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. За¬кройте глаза. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Звездочка стала большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки ладошками вверх перед собой). Давайте повернемся друг к другу и скажем добрые слова.

«Приветствие Докторам Природы»

Опустите руки ладошками вниз параллельно полу и вслух произнесите: «Я приветствую тебя, Земля!» Вытяните руки перед собой ладошками вперед: «Я приветствую тебя, Вода!». Согните руки в локтях и, подняв ладонями к плечам, обратите их к небу: «Я приветствую тебя, Воздух!» Поднимите руки вверх ладошками вперед: «Я приветствую тебя, Солнышко!» Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

Я считаю, что очень важно постепенно, шаг за шагом, прививать учащимся мысль, что они сами творцы своего здоровья. Для этого стараюсь задавать детям такие вопросы, ответы на которые подтвердили бы их здоровые привычки. Обычно это приносит радость и заинтересованность в дальнейших занятиях. Я поощряю их искренность, умение улыбаться, радоваться, проникаться интересом к окружающему миру, к здоровому образу жизни.

Для того чтобы дети активно включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на их ответы. Ведь отрицательная реакция учителя порождает у них чувство страха, которое впоследствии может вы¬звать скованность, неуверенность в себе, неискренность, непонимание проблемы.

Ребята на уроках отвечают так, как понимают, чувствуют и видят окружение. Доброжелательное, заинтересованное отношение к любому ученику вырабатывает у детей осознание важности здоровья как необходимого условия для счастливой жизни и интересной, стабильной работы.

В СТРАНЕ ЗДОРОВЯЧКОВ
Сценарий урока здоровья в 3-м классе

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Тема: правильная осанка. Оборудование: плакаты (правильная и неправильная посадка), рисунки позвоночника, таблички с афоризмами, две книги для практикума.

Учитель. На сегодняшнем занятии мы с вами пройдем по пути к большой и нужной нам стране, в которую можно попасть, имея только желание. Называется она – Страна Здоровячков.

Путь наш долгий, но интересный. Итак: «В путь-дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!»

В этой замечательной стране есть много докторов Природы, которые лечат нас совершенно бескорыстно, ничего не требуя взамен. Это наши друзья: доктор Вода, доктор Сон, доктор Свежий Воздух, доктор Здоровая Пища, доктор Доброта, доктор Любовь.

А сегодня у нас знакомство с докторами Упражнение и Красивая Осанка. Многим из вас они известны, так как говорим мы о них часто.

Чтобы настроение у вас было хорошее, проведем оздоровительную минутку «Сотвори солнце в себе» (под звуковое сопровождение).

Ребята, давайте вспомним тему сегодняшнего занятия. Рассмотрим скелет человека (рисунок). Скелет – наша опора. Опора человека состоит из костей. А опора скелета – позвоночник.

– Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

– Конечно, приятно. (Отвечают дети.)

Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет (рисунок). При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку, селезенке и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Поэтому взрослые все время вам говорят: «Не сутулься! Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине (показ плаката с правильной и неправильной посадкой). При правильной посадке расстояние от глаз до стола должно быть не менее 30 см, угол в локте – 90о.

Практикум

(Вызываются четверо помощников.) Выполняем упражнение с книгой на голове. В тот момент, когда при ходьбе осанка окажется неправильной, книга упадет. Это упражнение нужно делать дома как можно чаще.

Оздоровительная минутка «Деревце»

Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Подтянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как деревце, наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполнять 15–20 сек.) Опустите руки и расслабьтесь.

Опрос детей

У некоторых детей возникают нарушения осанки или искривление позвоночника (рисунок). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается деформация, или сколиоз, как правило, в 8–10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице. Позвоночник – основной стержень тела, он позволяет держать осанку. Проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (рисунок). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте!

– Сколько вы насчитали ребер? (12 пар.)

– Какую работу они выполняют? (Защищают внутренние органы от повреждения. Внутренние органы состоят из мягкой ткани, а ребра из костной.)

– Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, испортить ее? (Да.)

– Почему искривляется позвоночник у детей? (Не следят за осанкой.)

– Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей? (Выполнять правила для поддержания правильной осанки, научиться следить за ней и предупреждать все отклонения.)

– Когда вы болеете, доктор, к которому вы обращаетесь за помощью, дает вам советы, как быстрее вылечиться? (Да.)

Доктор Красивая Осанка, с которым мы сегодня познакомились, дает нам советы. Они немного необычны, но понятны.

Чтобы часто не лечиться,
вам придется обучиться
правильно сидеть, стоять,
груз тяжелый поднимать.
Главное – суметь понять:
можно боль предупреждать.

Ученым можешь ты не быть,
но шею должен сохранить.
Голова на шее есть –
умных мыслей в ней не счесть.

(Упражнения на шейный отдел позвоночника.)

Если вдруг пересидел,
телом весь окаменел,
обопрись о стул спиной,
потянись, зевни, запой.

(Упражнение на осанку.)

Зачем так много хочешь взять!
Возьмешь – опять тебе страдать!

(При переносе тяжестей или портфелей равномерно загружать руки.)

Будь ты толстый, будь ты тощий,
но стели лишь то, что жестче.

В жизни в ту или иную пору
каждый ищет для себя опору.
Заболел? Тут ясно и без спора.
Лучший вариант – надежная опора.

(Встать у стенки и опереться. Ежедневно надо стоять минут пять.)

Советы старины и мудры, и верны.
Все начинается со сгорбленной спины.
Держать осанку, голову поднять,
чем ниже голова, тем легче потерять.

Профилактика лечения
в бесконечности движения.

(Ходьба на месте. Различные варианты.)

И еще совет: почаще смотритесь в зеркало. Оно вам без слов подскажет, какая у вас осанка.

Эти правила надо выполнять в течение всей жизни. В вашем возрасте особенно важно заняться укреплением позвоночника и скелета. Для этого необходимо заниматься физкультурой и правильно питаться. Надо упо¬треблять продукты, в которых содержится много кальция. Например, молочные, кисломолочные, овощи, фрукты. Кальций укрепляет костную ткань, из которой состоит наш скелет и позвоночник.

Итог

– Что важного вы для себя узнали? (Познакомились с правилами доктора Красивой Осанки.)

– О чем надо помнить? (Об осанке, о зарядке.)

– Кто нам поможет сберечь красивую осанку и свое здоровье? (Мы сами.)

Я здоровье сберегу,
сам себе я помогу.

Сегодня мы с вами прошли по одной из тропинок, которая ведет в Страну Здоровячков. Для того чтобы наше занятие вам запомнилось, я приготовила для вас памятки, которые называются «Держи осанку!», ведь осанка – это не только красота, но и здоровье.

 

Екатерина Гончарук