Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2005

Технология

Физкультура для каждого

Школьный возраст наиболее благоприятен
для обучения разнообразным двигательным навыкам

Потребность в движении

Занятия физической культурой в школьные годы создают фундамент для всестороннего развития человека, укрепляют его здоровье, формируют жизненно важные двигательные навыки. Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценного развития.

Элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного время¬препровождения, позволяют избегать антисоциальных поступков (хулиганства, употребления наркотиков...).

Для детей младшего школьного возраста потребность в двигательной активности высока. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7–10 лет совершают от 12 до 16 тысяч движений. По сравнению с дошкольниками у учащихся начальных классов объем двигательной активности сокращается на 50%.

С переходом из класса в класс двигательная активность школьников не только не увеличивается, а, наоборот, уменьшается.

Переход ребенка из дошкольного учреждения в школу сопровождается резким изменением привычного для него уклада жизни. С уменьшением двигательной активности меняется режим питания и отдыха, значительно расширяется круг общения ребенка и растут требования, предъявляемые ему. Кроме того, этот период совпадает с так назы¬ваемым «критическим возрастом», приходящимся на 6–10 лет. В этот период идет бурный рост, который приводит к неравномерному развитию отдельных органов и систем организма, из-за чего они начинают работать несогласованно. Эти функциональные нарушения, особенно при неблагоприятных условиях для развития ребенка, могут прогрессировать, приводя к развитию серьезной патологии.

Необходимые исследования

Мы в своей школе решили:

  1. Провести комплексное исследование состояния здоровья детей начальных классов и сформировать учебные подгруппы для проведения оздоровительных мероприятий.
  2. Определить педагогические условия организации и проведения занятий по физической культуре с учащимися, имеющими ослабленное здоровье.
  3. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности реализации комплексной здоровьесберегающей системы в школе и формировать здоровый образ жизни у учащихся.

Эффективное обучение школьников в общеобразовательной школе определяется не только системой образования, но и их физическим и психическим здоровьем. Принимая во внимание этот факт, мы разработали и внедрили комплексную программу оздоровления учащихся младшего школьного возраста. Программа включает следующие этапы:

  1. мониторинг уровня здоровья детей;
  2. создание автоматизированной системы количественной оценки уровня здоровья;
  3. оценку уровня здоровья детей (соматического и психического);
  4. коррекцию уровня здоровья детей.

Среди комплекса мероприятий, направленных на сохранение и поддержание здоровья школьника, на первом месте стоит мониторинг состояния здоровья школьников, то есть:

  1. создание системы динамического наблюдения за состоянием здоровья на основе комплексных медицинских и психофизиологических обследований различных контингентов детей;
  2. изучение санитарно-гигиенических условий обучения, питания и принятие оперативных мер для их нормализации;
  3. разработка распределенной базы данных для различных учреждений системы образования;
  4. выделение наиболее значимых для региона факторов риска, связанных с социально-экономическим, экологическим неблагополучием, нарушением социально-психологической адаптации и т.п.

Одним из важных результатов мониторинга является выявление групп риска на основании анализа факторов риска, включая экологические и социальные.

Мы старались, чтобы все методы тестирования были достаточно надежными и информативными, но одновременно – простыми и дешевыми, а также неинвазивными (то есть не связанными с проникновением инструментов в тело).

Мы применили такую комбинацию тестов, входящих в систему валеологического мониторинга:

  • тесты физического развития для характеристики уровня, темпов и гармоничности физического развития:
    1) оценка роста и веса ребенка;
    2) окружности грудной клетки;
    3) жизненной емкости легких;
  • анамнестические данные (анкета для фиксации фактов из жизни ребенка, для определения уровня здоровья, выявления групп риска, позволяющая адекватно нормировать учебную и физическую нагрузку);
  • психологические тесты для характеристики психофизической индивидуальности и выявления психоэмоциональных факторов риска:
    1) цветовой тест Люшера;
    2) тесты Гудинаф – Харисса «Нарисуй человека»;
    3) тест Р. Бернса «Кинетический рисунок семьи»;
    4) тест-опросник родительского
    отношения (ТОРО) А. Варги и В. Столина, который заполняли родители учащихся;
  • социально-психологическое анкетирование (анкеты как для учеников, так и для преподавателей и родителей с целью выявления различных форм и видов проблем психосоциальной адаптации и выработки путей их преодоления).

Для определения количественного уровня соматического здоровья детей, а также для оценки резерва и экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем мы провели экспресс-оценку уровня физического здоровья детей по Апанасенко.

Предлагаемая Апанасенко методика скрининга основана на использовании законов термодинамики, рассматривающих степень устойчивости биосистемы как показателя ее энергопотенциала. При этом учитывается зависимость энергопотенциала биосистемы от объема физических резервов и экономизации функций растущего организма: чем выше уровень соматического здоровья, тем меньше вероятность возникновения соматической патологии и простудных заболеваний.

В основу этой методики положены показатели антропометрии (рост, вес, жизненная емкость легких – ЖЕЛ, кистевая динамометрия), а также состояние сердечно-сосудистой системы.

Критерием резерва и экономизации функций сердечно-сосудистой системы являются показатель индекса Руфье и «двойное произведение» в покое, величина которого определяется по формуле: ЧСС х АДсист./100.

Критерий резерва функции внешнего дыхания – показатель ЖЕЛ, отнесенный к массе тела, мл/кг, мышечной системы – динамометрия более сильной кисти, отнесенная к массе тела, %. Оценивается также соответствие массы длине тела. Все показатели ранжированы. Им присвоена оценка в баллах отдельно для мальчиков и девочек.

После получения каждого показателя определяется общая сумма баллов, которой оценивается уровень физического здоровья: 5 баллов и менее – низкий, 6–10 – средний, 11–15 – высокий.

Дополнительные функциональные пробы мы проводили, чтобы определить степень адаптации организма к физическим нагрузкам и к условиям гипоксии.

Для оценки уровня адаптации организма и функциональных резервов вегетативной нервной системы применяется методика Баевского, предназначенная для автоматизированного проведения кардиоинтервалографических исследований (КИГ) с применением клиноортостатической пробы (КОП). Среди функциональных проб она является одной из самых физиологичных, применимой в любом возрасте у здоровых и больных.

Факт, что сердечно-сосудистая система представляет собой функциональную систему, конечным результатом которой является обеспечение функционирования всего организма, что дает основание рассматривать систему кровообращения как универсальный индикатор адаптационной деятельности организма. Структура же сердечного ритма, заложенная в последовательности кардиоинтервалов R – R, содержит информацию о «цене» адаптационных механизмов и позволяет судить об адаптационных возможностях организма в целом.

Динамика показателей КИГ опережает динамику клинико-лабораторных, рентгенологических, электрокардиографических и других данных. Характеристика вегетативной регуляции ритма сердца при проведении клиноортостатической пробы позволяет не только осуществлять диагностику синдрома вегетативной дисфункции, но и выявлять бессимптомные формы дисфункции вегетативной нервной системы. На этом основываются донозологическая диагностика, оценка уровня адаптации организма и функциональных резервов.

База данных

Все результаты проведенных исследований заносятся в компьютерную базу данных.

Компьютерная база данных содержит всю важную информацию о каждом конкретном ученике за все время его наблюдения. Программное обеспечение базы данных позволяет автоматически формировать необходимые отчеты и выдавать их бумажные копии.

За период проведения исследования медико-психологическая служба решила следующие задачи:

  1. Определены критерии оценки уровня физиологического и психологического здоровья.
  2. Выявлены группы риска развития школьной дезадаптации у учащихся начальной школы.

Мы провели первичное обследование 300 первоклассников в течение трех лет. 100 человек обследовали в динамике во втором и третьем классах по 35 показателям уровня психологического здоровья и 80 – по показателям уровня физиологического здоровья. Полученные показатели были обработаны методом факторного анализа.

В результате было выявлено, что для учащихся начальной школы (дети в возрасте 6–9 лет) ведущими показателями уровня психологического здоровья являются:

  1. средний балл успеваемости ученика;
  2. коэффициент интеллекта IQ;
  3. количество актуальных проблем (АП) – эмоциональное состояние ребенка.

А ведущими показателями уровня физического здоровья – оценка уровня физического здоровья по Апанасенко и оценка функционального состояния организма по Баевскому.

Проведенный анализ позволил выделить из 125 показателей уровня здоровья восемь прогностических, что значительно уменьшает временные затраты при проведении массового обследования и последующей обработки результатов.

Второй задачей исследования явилось выявление групп риска развития школьной дезадаптации. Для этого мы провели углубленное исследование успеваемости, вегетативных показателей, физического и психического здоровья у детей второго и третьего классов. При статистической обработке данных учащиеся вторых классов (73 человека) были разделены на четыре неравноценные группы (кластеры).

Учащиеся первой группы (25 человек) характеризовались средними показателями интеллектуального развития, достаточно благополучным эмоциональным состоянием, средним уровнем физического здоровья (6,92 балла) и хорошими функциональными резервами вегетативной нервной системы (ВНС): аэробная работоспособность (АР) – 0,24 балла, восстановительный период (ВП) – 116,9 месяца. Исходный вегетативный тонус (ИВТ) – ваготония и эйтония, вегетативная реактивность (ВР) – нормотоническая, а ВП – нормальный. Вегетативное обеспечение деятельности (ВОД) – избыточное.

При сравнении с другими группами этот кластер можно рассматривать как наиболее удачный с позиций баланса между успеваемостью, психическим и физическим здоровьем, или как группу относительно успешной школьной адаптации.

Во второй кластер вошел 21 человек, представители этой группы характеризовались большим, чем в первой группе, IQ. Психическое развитие детей этой группы опережало возрастную норму, о чем свидетельствовал более высокий, чем в первой группе, ВП – 139,6 месяца. Но у представителей второй группы наблюдались признаки эмоционального напряжения, что нашло отражение в более высоком в сравнении с первой группой уровне АР – 0,85 балла.

Физическое здоровье детей этой группы существенно не отличалось от предыдущей и составляло 6,61 балла, а значения ВР и ВОД свидетельствуют о высокой активности системы вегетативной регуляции. Отклонения со стороны вегетативной регуляции функций являлись компенсаторными, что проявлялось в нормальных значениях ИВТ и ВП.

Средний уровень физического здоровья явился недостаточным для обеспечения высоких учебных нагрузок, и это привело к относительно большему, чем в первой группе, напряжению систем вегетативной регуляции. Тем не менее учащихся этой группы можно рассматривать как группу относительно успешной школьной адаптации.

Третья, наиболее малочисленная, группа учащихся (10 человек) была образована детьми с самым низким уровнем физического здоровья (3,2 балла) в сочетании с выраженными вегетативными нарушениями. Последние проявились в ответ на нагрузку. У большинства представителей этой группы ВП после нагрузочных проб был удлинен, а вегетативная реакция расценивалась как реакция утомления. Наряду с су¬щественными отличиями от предыдущих групп – низким уровнем здоровья и плохими вегетативными показателями – представители этого кластера психологически особенно не выделялись. Уровень IQ – средний, ВП – 121,1 балла. По уровню АП эта группа занимала среднее положение между первым и вторым кластерами.

Таким образом, наиболее характерным отличительным признаком в третьей группе учащихся явился низкий уровень физического здоровья. Он определил, вероятно, негативные изменения параметров вегетативного портрета, так же как и низкую успеваемость учащихся. По совокупности негативных отклонений в вегетативной сфере и со стороны физического здоровья можно утверждать, что учащиеся третьей группы относятся к группе риска в плане школьной дезадаптации.

Представители четвертого кластера (16 человек) отличались от всех остальных групп наименьшим уровнем интеллекта, минимальным ВП – 93,7 месяца, который был не только существенно ниже, чем во всех остальных группах, но и меньше возрастной нормы, что свидетельствует об инфантилизации детей. Представители этой группы имели наивысший уровень АП – 1,4 балла. Асимпатико-тоническая ВР и увеличение продолжительности восстановительного периода после нагрузки свидетельствуют о преобладании реакций утомления. Важно отметить, что в этой группе уровень физического здоровья детей был наивысшим в сравнении с другими группами.

Данные показатели позволяют отнести представителей четвертой группы к группе риска школьной дезадаптации. В отличие от третьей группы, основной причиной низкой успеваемости в этой группе являются отклонения в психической сфере: низкий уровень интеллекта, инфантильность, высокий уровень актуальных проблем. Они могут быть связаны с врожденными или приобретенными поражениями центральной нервной системы, усиливаться дефектами воспитания.

Как правило, в семье к детям из последней группы применялся «тепличный» режим воспитания. Малейшие отклонения в состоянии здоровья ребенка воспринимались родителями или воспитателями с преувеличенным беспокойством. Ограничение в физических нагрузках в детском саду, в семье привело к тому, что эти дети не только не были подготовлены к занятиям физкультурой, но и имели предубеждение к подвижным играм и физическим упражнениям. Дети отличались тревожностью, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью, замкнутостью.

Результаты нашего исследования показали, что число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, непрерывно растет (за три года увеличилось с 11,2% до 29,3%, т.е. почти в три раза). Именно этой категории учащихся мы уделили основное внимание и попытались создать для них здоровьесберегающую и коррекционную оздоровительную программу и реализовать ее в педагогиче¬ском процессе. Стало очевидно, что необходимо принципиально новое мировоззрение, качественное переосмысление и творческое реформирование процесса физического воспитания учащихся начальных классов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

На основании кластерного анализа показателей физического, психического здоровья и экс¬пертной оценки знаний среди школьников вторых классов выявлены две группы с успешным процессом школьной адаптации и две группы риска. В одной из них риск дезадаптации определялся низким уровнем физического здоровья, в другой – наличием психологических проблем. Принципиально различные причины развивающейся дезадаптации у учащихся в этих группах предполагают разные стратегии коррекционных мероприятий, в качестве которых можно использовать оздоровительную и лечебную физкультуру, аэробные физические нагрузки, психологические методы коррекции.

(Окончание следует)

 

Л. Романов