Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2005

Урок здоровья

Учить без отметок

Учить детей в начальных классах, не выставляя им отметок, – это для учителей непросто. В Марийском институте образования провели исследования, чтобы выяснить, готовы ли к безотметочному обучению в начальной школе педагоги Республики Марий Эл. Важно было узнать, как учителя понимают сущность безотметочного обучения. Поэтому первый вопрос к ним был: «Какую цель (цели), по вашему мнению, призвано осуществить безотметочное обучение?».

Ответы разделились на три группы:

1) чтобы не отбить у школьников желания учиться – 17,5%;
2) чтобы не травмировать психику ребенка – 66,6%;
3) затрудняюсь ответить – 14,3%.

Однако ни один учитель не назвал, пожалуй, главную цель – формирование у школьника здоровой самооценки. Здоровая самооценка должна формироваться именно в начальном школьном возрасте. И здесь важна оценочная деятельность учителя при категорическом отказе от выставления отметок. То, как отвечали учителя, показывает недостаточное понимание сущности безотметочного обучения. Поэтому для применения безотметочного метода надо прежде всего ознакомить весь кадровый состав школы с теоретическими основами и практическими возможностями нового типа обучения.

Начальная школа должна научить детей учиться – то есть научить учебной самостоятельности, сформировать у них понятие учебной деятельности и привычку в процессе обучения играть активную роль, что, конечно, способствует саморазвитию учеников. Если этот период упущен, то впоследствии у ребенка могут появиться проблемы с исполнением своих учебных функций.

Учебная деятельность имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных компонентов: мотивации; целеполагания; планирования; собственно действия (состоящего из операций); самоконтроля; самооценки. Только когда у ребенка сформированы все эти навыки, можно с уверенностью сказать, что он владеет учебной деятельностью. Это означает, что у него есть желание учиться, он умеет ставить перед собой цель и планировать ее достижение, самостоятельно выполняет действие с пооперационным контролем за его ходом, а после завершения работы способен самостоятельно оценить ее.

Задача по формированию учебной деятельности непростая. Эта работа, по словам известного ученого Д.Б. Эльконина, должна начинаться именно с развития таких ее компонентов, как самоконтроль и самооценка. Необходимо изменить содержание и всех остальных компонентов процесса обучения, а именно: цель (цели), содержание, методы, формы организации, деятельность учителя и работа учащегося, а также взаимоотношения между ними. Поэтому, когда мы говорим о безотметочном обучении, следует представлять совершенно иной, отличный от традиционного (он же иллюстративно-объяснительный, он же репродуктивный, он же авторитарно-императивный и так далее) тип обучения развивающий (он же инновационный, он же проблемный, он же продуктивный, он же гуманистический и так далее).

Развивающее (безотметочное) обучение может быть представлено в виде следующей системы.

Цель: развитие способностей ребенка, восприятие его в качестве субъекта, способного к саморазвитию; формирование умения и желания учиться.

Содержание: вариативное, альтернативное (система Эльконина – Давыдова), направленное на формирование творческой саморазвивающейся личности.

Методы: продуктивные, определяемые как методы самодеятельности ребенка, направленные на развитие его способностей и творческого потенциала, на преобразование самого ребенка; проблемные методы.

Формы организации (основанные на формах общения): диалогичные, представляющие коллективно-распределенные формы деятельности учеников и учителя, то есть сотрудничество.

Деятельность учителя: учитель организует самостоятельную деятельность детей.

Деятельность учащихся: учебная, продуктивная, творческая, поисковая, приобретение навыков саморазвития.

Контроль и оценка результатов заключаются в отказе от балльной отметки и замене ее содержательной оценкой.

Взаимоотношения учителя с учащимися: субъектно-субъектные, строятся на гуманно-личностной основе.

Новый тип обучения (вообще-то правильнее было бы говорить – образования) сложился в результате начавшихся с конца 50-х годов ХХ в. серьезных экспериментов под руководством ученых (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили), которые почти одновременно и независимо друг от друга на практике доказали теоретическое положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития индивида и вести его за собой. Для этого требуются изменения практически во всей системе образования. Таким образом, когда мы говорим о безотметочном обучении, мы должны осознавать, что речь идет прежде всего о новом типе обучения.

 

Л. Тысько