Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2005

Технология

Физкультура для каждого

Окончание. Начало в № 19/2005

Три группы здоровья

Всех школьников 1–4-х классов в соответствии с состоянием здоровья и физического развития распределили на три медицинские группы для занятий физическими упражнениями: основную, подготовительную и специальную.

К специальной медицинской группе были отнесены учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые требуют ограничения нагрузок, однако эти дети допущены к выполнению учебной и производственной работы.

Учащиеся, зачисленные в специальное медицинское отделение для занятий физкультурой, были разделены на подгруппы А, Б, В.

Учащиеся подгруппы А могли использовать те же учебные средства, но в меньшем объеме.

Учащиеся подгруппы Б требуют дополнительных средств для коррекции физического развития и подготовленности, а также улучшения функционального состояния организма.

Учащиеся подгруппы В – это дети, характер заболеваний которых требует индивидуального планирования средств и методов физического воспитания, специальных дополнительных занятий, технических средств и тренажеров.

Общая стратегия специальных медицинских групп – сформировать физическую культуру личности. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

  • укрепление здоровья занимающихся, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, снижение заболеваемости;
  • овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
  • развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования) и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, усвоение элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, о здоровом образе жизни, влияние физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательной активности;
  • приобщение к самостоятельным занятиям, подвижным играм.

Для восстановления здоровья учащихся в специальной медицинской группе важна мотивация на здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни следует постоянно учить и формировать его навыки.

Наше ноу-хау

В последнее время опубликовано много работ, посвященных проблеме здорового образа жизни, в которых, к сожалению, не решается проблема его формирования.

В нашей школе в рамках здоровьесберегающего образования особое внимание уделяется обучению учащихся здоровому образу жизни.

В основе такого направления заложено понимание того, что способность к обучению и здоровью – две неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Девиз для всех преподавателей, работающих с детьми: «Здоровье – не только медико-физиологическая, но и социально-психологическая категория».

Факторами, обусловливающими формирование здоровья, являются среда, генотип человека и его внутренний мир. Следовательно, образование – это процесс, обучающий ребенка жить в гармонии с природой, обществом и самим собой, что в конечном итоге способствует укреплению здоровья.

Создание мотивации к усвоению принципов здорового образа жизни требует систематической работы, дифференцированного подхода к каждому ученику.

Оздоровление ребенка – не разовое мероприятие, а целенаправленная работа всего коллектива школы и планомерные, постоянные занятия в семье.

Бережное отношение к собственному здоровью следует формировать с раннего детства, пересмотрев методику обучения здоровью, используя элементы самообразования и самовоспитания, такие, как рациональный режим дня, ведение дневника самоконтроля или предложенной нами в помощь ученикам 2–4-х классов тетради-пособия «Физическая культура и здоровье». В ней представлены рекомендации, как освоить нашу программу по физической культуре, которая решает проблему организации физической активности в школе и формирования личной физической культуры ребенка с помощью семьи.

Для решения поставленных задач мы реализовали следующие условия:

  • учебно-воспитательный процесс ведется с учетом индивидуального подхода к каждому школьнику, двигательные действия подбираются в зависимости от уровня развития ребенка, вида и тяжести заболевания;
  • на уроках физической культуры используются современные здоровьесберегающие технологии: занятия на тренажерах различной модификации, позволяющие оказывать локальное воздействие на человека, дыхательные упражнения, антистрессовая пластическая гимнастика, подвижные игры;
  • усилена образовательная направленность учебно-воспитательного процесса, используется вариативная часть учебного материала;
  • формируется мотивация к физическому совершенствованию, укреплению собственного здоровья через систему самостоятельных занятий по физической культуре с использованием специальной тетради-пособия;
  • уделяется внимание саморефлексии при овладевании навыками физического самосовершенствования, ведению индивидуального дневника самоконтроля;
  • школьники специальной медицинской группы обучаются здоровому образу жизни по индивидуальным программам;
  • школьники могут выбрать физические упражнения по интересам, потребностям и мотивации (аэробика, плавание, игры), получить удовлетворение от занятий физической культурой, от улучшения физического развития и общего состояния;
  • в режим дня школьников включены обязательные домашние занятия;
  • ведется мониторинг педагогических, физиологических и социально-психологических показателей.

Прыжки под сказку

Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями и методическими правилами физического воспитания. Содержание программы зависит от возрастных особенностей и состояния здоровья занимающихся. Так, например, для младших школьников ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.п.).

Детей школьного возраста по возможности надо оберегать от статического напряжения и упражнений, связанных с натуживанием, с задержкой дыхания.

Двигательная активность учащихся младших классов повышается, если упражнения (движения) они выполняют под дидактические рассказы, которые носят тематический характер и имеют стихотворную форму. Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание учебного материала к возрастным особенностям детей.

Отличительной особенностью учебных занятий является акцент на решение образовательных задач: овладение школой движений, формирование элементарных знаний об основах физической культуры и здорового образа жизни.

Построение урока

Каждый урок физической культуры состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок.

В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности сохраняется некоторое время с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это явление называется фазой устойчивой работоспособности и приходится на основную часть урока.

По мере расходования функциональных резервов всех систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность постепенно снижается. Это явление называется фазой утомления, снижения работоспособности, оно приходится на заключительную часть урока.

Подготовительная часть урока. Основная ее цель – подготовить учащихся к заданиям основной части занятия. В подготовительной части решаются следующие методические задачи:

  • психический настрой на занятие;
  • активизация внимания и эмоционального состояния учеников;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
  • подготовка к первому базовому виду упражнений основной части урока (выполнение специальных подводящих и подготовительных упражнений).

Внешние признаки утомления
при физическом напряжении

В подготовительную часть урока включены игровые задания (2–3 мин.) для активизации внимания и повышения эмоционального настроя учащихся, упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, элементы танцевальных упражнений, упражнения в парах и др.

После выполнения каждого комплекса из 3–4 упражнений общеразвивающего характера выполняются дыхательные упражнения. Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть.

Разминка включает в себя упражнения с поочередным, плавным возрастанием нагрузки.

Проводя уроки с одними и теми же группами, мы стараемся разнообразить упражнения подготовительной части, поочередно включая новые задания с изменением исходных положений (лежа, сидя, стоя), упражнения с предметами (с гимнастическими палками, обручами, мячами и т.д.).

Общеразвивающие упражнения мы выполняем в таком порядке: ходьба, бег, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Общую продолжительность подготовительной части увеличиваем: она составляет 10–15 мин. и зависит не только от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды, но и от замедленности процессов вырабатывания и восстановления учащихся специальной медицинской группы.

Основная часть урока. Ее цель – решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, предусмотренные планом данного урока.

Сначала разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или в конце основной части урока. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Комплексные занятия дают большой эффект в улучшении физической подготовленности и для занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия.

Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этим решается ряд методических задач:

  • снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных мышечных групп (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения с глубокими дыханием и на расслабление, самомассаж);
  • регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
  • подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь же в доброжелательной, доверительной форме осуществляется дальнейшее стимулирование сознательной активности учеников);
  • определение домашних заданий для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Планируем нагрузки

Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки – это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности. Дозировать нагрузку – значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Это очень сложная и в то же время самая ответственная составляющая учебного процесса по физическому воспитанию учащихся специальной медицинской группы.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия, километражом преодоленного расстояния и другими показателями.

Интенсивность характеризуется показателями темпа и скорости движения, ускорения, частоты сердечных сокращений...

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее основные показатели – частота сердечных сокращений и внешние признаки утомления учащихся. Градация внешних признаков по степени утомления при физических нагрузках представлена в таблице.

Планируя нагрузки, надо учитывать их адекватность (соответствие индивидуальным функциональным возможностям организма), постепенность повышения (развитие функциональных возможностей), систематичность (последовательность и регулярность).

Физические нагрузки в каждом конкретном случае должны быть оптимальными по своим параметрам (объему, интенсивности, интервалам отдыха). Только в этом случае они обеспечивают тренирующий эффект. Недостаточные нагрузки неэффективны и ведут к потере учебного времени, а чрезмерные – наносят вред организму.

Если нагрузка не меняется, ее воздействие становится привычным и перестает быть развивающим фактором. Постепенное, плавное увеличение физической нагрузки является необходимым требованием.

Наиболее информативным, объективным и широко используемым на практике показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений.

 

Л. Романов