Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 15. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица

Задачи урока

1. Привлечь внимание к тому, что каждого из нас окружают родные и посторонние, знакомые и незнакомые люди.
2. Учить применять правила общения с родственниками, друзьями, учителями, знакомыми и незнакомыми людьми.
3. Объяснить, что поведение людей может быть основано на эгоистических или альтруистических устремлениях.
4. Учить умению соблюдать осторожность при общении с незнакомыми людьми.

Содержание урока

1. Индивидуальное задание на тему «Мое окружение».
2. Составление обобщенной схемы на доске.
3. Групповая работа на тему «Правила общения с различными категориями людей».
4. Объяснение понятий «эгоизм» и «альтруизм».
5. Повторение ключевых слов, связанных с понятиями «эгоист» и «альтруист».
6. Парная работа на тему «Эгоистичные и альтруистичные поступки».
7. Повторение основных правил общения с незнакомыми людьми.
8. Домашнее задание: составить краткий рассказ о соблюдении осторожности при общении с незнакомыми людьми.

Информация для учителя

Начните урок с индивидуального задания. Предложите детям подумать о том, кто находится вокруг них в разных жизненных ситуациях каждый день, каждую неделю, каждый год.

Обсудите это с классом и составьте на доске обобщенную схему человеческого окружения:

Я
Мои родные
Знакомые мне люди
Незнакомые мне люди
Мои близкие родственники
Мои дальние родственники
Друзья
Товарищи
Одноклассники
Соседи
Учителя
...
Мама
Папа
Бабушки
Сестры
Братья
Дедушки
Тети, дяди
Двоюродные и троюродные сестры и братья

Затем проведите групповую работу на тему, каким должно быть общение с различными категориями людей. Дайте задания группам:

1-я группа – общение с родственниками;
2-я группа – общение с друзьями;
3-я группа – общение с учителями;
4-я группа – общение со знакомыми людьми;
5-я группа – общение с незнакомыми людьми.

Группам можно предложить отвечать по следующему плану: «Перечислите слова, которые вы будете использовать (если это уместно для данной категории людей) в качестве приветствия (утреннего, вечернего), для вежливой просьбы, приглашения в гости, театр, кино, для утешения».
Далее следует повторить материал урока прошлого года, на котором рассматривалась тема: какие бывают люди и чего от них можно ждать? Вспомните определение понятий «эгоизм» и «альтруизм». Предложите ученикам вспомнить, каких людей мы называем бескорыстными, добрыми, настоящей опорой в жизни.
Можно обратиться к выполненным в прошлом году рисункам или эссе, которые были посвящены добрым и бескорыстным поступкам. Пусть ученики вспомнят, что в каждом человеке присутствуют черты эгоизма и альтруизма и он может вести себя по-разному в различных жизненных ситуациях.
Затем проведите работу в парах: один из пары приводит примеры эгоистичных поступков человека, а другой – альтруистичных.
Далее перейдите к тому, что и незнакомые нам люди могут поступать по-разному, и нам заранее неизвестно, добрые или злые у них намерения. Поэтому при общении с незнакомыми людьми необходимо соблюдать осторожность. Предложите детям вспомнить основные правила поведения с незнакомыми; также можно использовать правила, которые были сформулированы на уроках второго года обучения.

Документ