Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 17. Как возникают конфликты?

Задачи урока

1. Определить, какая ситуация называется конфликтом.
2. Учить определять причину возникновения конфликта.

Содержание урока

1. Повторение понятий «эгоист» и «альтруист».
2. Работа в парах: продолжить фразу «Конфликт – это...».
3. Обсуждение с классом предложенных определений и сравнение их с одним из словарных определений конфликта.
4. Групповая работа по карточкам: причины возникновения конфликтов.
5. Практическое задание: как отличить конфликт от других видов взаимодействия людей?
6. Итоговые вопросы по теме.
7. Домашнее задание: написать эссе о конфликтной ситуации и ситуации позитивного общения.

Информация для учителя

Начните занятие с повторения материала предыдущего урока. Вспомните, что поступки людей различаются по тому, совершены они с позиции эгоизма или альтруизма. Перейдите к обсуждению понятия «конфликт».
Проведите работу в парах. Задание – продолжить ключевую фразу: «Конфликт – это...». Попросите каждую пару написать не менее пяти фраз. Затем обсудите их с классом и предложите сформулировать общее определение конфликта. Можно прочитать ученикам одно из определений, приведенных в словаре, например: «Конфликт – это несогласие между двумя или несколькими людьми или их идеями».
Разделите учеников на группы и попросите их подумать об источниках возникновения конфликта. Каждый из источников они должны охарактеризовать с помощью конкретных примеров.
Обсудите их мнения, а затем раздайте каждой группе карточки с примерами различных конфликтов. Попросите учеников самих сформулировать их причины, а затем сравнить с теми, которые предложит учитель (приведены в скобках).

Карточка 1

Брат и сестра кричат друг на друга; каждый из них хочет съесть последнее пирожное или допить глоток пепси-колы. (Причина – необходимые потребности в еде, воде, воздухе.)

Карточка 2

Два друга поссорились: один считает, что можно брать ручку друга и пользоваться ею без спроса, другой утверждает, что нужно было спросить разрешения. (Причина – различия в ценностях.)

Карточка 3

Две подруги поругались из-за цвета платья: одна считает, что оно зеленое, другая – что голубое. (Причина – различия в восприятии.)

Карточка 4

Два товарища поспорили, куда пойти: в кино или поиграть в футбол? (Причина – различие интересов.)

Карточка 5

Мама и дочь поссорились из-за того, что мама не купила дочери новое платье. (Причина – нехватка ресурсов (денег).)

Карточка 6

Мама и папа ссорятся. Мама обвиняет папу в том, что он безответственный: забыл купить больной маме лекарство. (Причина – неуверенность в ответственном отношении, ощущении своей значимости, заботе.)
Продолжите урок выполнением практического задания по выработке умения определять, какая ситуация является конфликтом. Обсудите с детьми тот факт, что все люди разные: они различаются по полу, возрасту, ценностям, интересам, поведению. Именно поэтому в отношениях между ними возникает множество самых разных ситуаций. Как же распознать конфликт? Подготовьте заранее картинки, фотографии, рассказы, изображающие конфликт или рассказывающие о нем, и другие, посвященные позитивному общению: сотрудничеству, утешению и т.д. Каждый группе раздайте эти материалы. Предложите их проанализировать и обоснованно ответить, изображают ли они конфликтные ситуации.

В конце урока задайте ученикам несколько обобщающих вопросов:

– Что является конфликтом? Как вы могли бы его определить?
– Какие причины приводят к конфликтам?
– Какие чувства возникали у вас, когда вы работали в группах и не были согласны с большинством?

Домашнее задание: написать два эссе, в одном из них представить ситуацию конфликта, а в другом – ситуацию позитивного общения (сотрудничества, утешения и т.д.).

Документ