Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Урок 30. Насилие

Задачи урока

1. Объяснить, что существует моральное и физическое насилие.
2. Объяснить, что случаи насилия могут происходить среди сверстников, между младшими и старшими детьми и подростками, что насилие может исходить и от взрослых людей, знакомых и незнакомых.
3. Указать на разницу между насилием и наказанием.
4. Научить избегать насилия по отношению к себе.

Содержание урока

1. Общая беседа с классом и обсуждение ситуации морального насилия.
2. Групповая работа: ранжирование ситуаций насилия по степени опасности для здоровья.
3. Обсуждение разницы между насилием и наказанием за проступок.
4. Повторение материала первого и второго годов обучения: как распознать опасность насилия со стороны взрослых и избежать ее.

Информация для учителя

Тема урока весьма сложна, но актуальность затронутой проблемы столь велика, что, несмотря на трудности, не следует отказываться от его проведения. Однако уроку должны предшествовать тщательная подготовка и четкая ориентация самого педагога в проблеме. Если вы сомневаетесь в каких-то деталях, заранее проконсультируйтесь со школьным психологом или другими специалистами, которые могут вам помочь.
В начале урока можно опросить учеников о том, бывали ли с ними случаи, когда, например, их товарищ просил сделать что-либо, чего им не хотелось делать, а он настаивал. Пусть сначала поднимут руки те, кто отказался, так как это противоречило их жизненной позиции, а затем те, кто согласился. Попросите добровольцев из первой и второй группы рассказать об этих случаях. Если ученики не сочтут это возможным, то разберите вместе ситуацию, которую вы им предложите. Например: «Два товарища выполняли домашнее задание. Оно оказалось довольно трудным. Один все же постарался и справился, а другой, увидев, что оно трудное, не стал его делать. Наутро в школе, узнав, что его товарищ справился, он попросил списать задание. Первому ученику не хочется давать списывать, так как он считает, что в этом нет никакой пользы для товарища. Вместо этого он предлагает ему помочь разобраться в задании. Но товарищ отказывается, не желая «тратить время», и начинает «морально давить на него». Задайте ребятам вопрос, как поступили бы они в такой ситуации.
Затем попросите объяснить свои ответы тех, кто дал бы списать, и тех, кто отказал бы. Подведите итог обсуждения, сделав вывод о том, что это был пример морального насилия. Расскажите детям о том, что ситуации, в которых один человек осуществляет моральное насилие над другим, могут быть различными. Как себя вести в этих случаях? Многие уступают еще и потому, что знают: за моральным может последовать физическое насилие. Например, товарищ рассердится и даже ударит тебя. Тогда вашей дружбе придет конец. Но скорее всего ей также придет конец, если ты поймешь: твой товарищ просто хочет использовать твои способности, а не является тем близким и надежным человеком, каким ты его считал. Поэтому важно осознать: если подобная ситуация возникает и твой товарищ не понимает мотивов отказа (и не желает, как в нашем примере, вместо списывания принять помощь), то это уже серьезный повод задуматься, нужны ли тебе близкие отношения с таким человеком. Придет ли он тебе на помощь в трудную минуту?
Разобрав случай насилия между сверстниками, спросите учеников о том, приходилось ли им попадать в ситуации морального или физического насилия, исходящие от старших. Попросите назвать, к каким категориям принадлежали люди, подвергавшие их моральному или физическому давлению (старшие подростки, родственники, незнакомые взрослые).
Затем проведите групповую работу по экспертизе ситуаций. Раздайте группам комплекты карточек, в которых описаны случаи морального и физического насилия между людьми, относящимися к различным категориям: между сверстниками – младшими и старшими школьниками; между школьниками и их родственниками; между школьниками и знакомыми взрослыми; между школьниками и незнакомыми взрослыми. Попросите учеников проранжировать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья. Пусть на первое место они поставят самые опасные ситуации. Комплекты карточек во всех группах могут быть одинаковыми (см. Приложение). Обсудите выбор каждой группы и обоснованность такого выбора. В ходе обсуждения выработайте общее мнение. Можно повесить на доску подготовленный заранее плакат с правильными ответами, предложив сравнить их с тем, что решили в группах ученики.
После завершения этой работы остановитесь на ситуации, когда насилие в его различных формах исходит от близких родственников (старших братьев, сестер, родителей). Объясните разницу между насилием и наказанием. Наказание часто следует за проступком. Однако для того чтобы наказание действительно достигало результата, оно не должно быть чрезмерным.
В заключение урока подойдите к самому важному вопросу: как вовремя распознать угрожающую ситуацию и избежать наиболее опасных форм насилия со стороны взрослых, часто незнакомых людей? Напомните ученикам материал программы первого и второго годов обучения, посвященный правилам поведения с незнакомыми людьми (урок 33), которые неожиданно проявляют к ребенку повышенный интерес, обещают ему различные блага и пр. Повторите эти правила с классом (предварительно либо запишите их на доске, либо повесьте соответствующий плакат). Если раньше ребята не записывали их в тетради, пусть сделают это теперь.

Документ