Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2008

Урок здоровья

Приложение

К уроку 2
В чем ты сам можешь помочь себе и другим?

 

1. Определить вид травмы или высказать предположение о типе повреждения.

Выбрать средства для оказания первой медицинской помощи: бинт, лейкопластырь, косынка, шина, пакет со льдом, йод, зеленка, кусок ткани, палка (перечень одинаковый для всех карточек).

Карточка 1
Мальчик упал с лестницы, резко оперся на руку при приземлении. У него сильно болит рука и возник бугорок в области фаланги пальца.
Ваши действия?

Карточка 2
Девочка перебегала дорогу на красный свет светофора и попала в автомобильную аварию.
Трудно сразу оценить степень повреждений, но девочка не может встать, на ноге у нее рана.

Карточка 3
Мальчишки играли в футбол. Один из игроков погнался за мячом, споткнулся и упал. Когда стал вставать, почувствовал, что все движения в суставе стопы очень болезненны и сустав приобрел необычный, отечный вид.

Карточка 4
Мальчик упал с турника и почувствовал боль в локте. Боль не сильная, но неприятная. В том месте, которое болит, – припухлость.

Карточка 5
Мальчик бежал к автобусной остановке, споткнулся и упал. При падении порвал об асфальт брюки и повредил колено. Из раны потекла кровь.

Карточка 6
В школьной раздевалке ребята, озорничая, толкались и боролись. Один из учеников толкнул другого, и тот ударился затылком о вешалку. На голове тут же показалась кровь.

2. Практическое задание: оказать первую медицинскую помощь.
Материалы для оказания медицинской помощи: бинт, лейкопластырь, настойка йода, одеколон, перекись водорода.
А) Порезал палец, идет кровь.
Б) Упал и получил ссадину.
В) Дотронулся до горячего предмета, место ожога покраснело.
Г) Обморозил кончик носа и кончик уха.
Д) Долго находился на солнце, кожа покраснела, а затем на плечах появились волдыри.
Е) В драке получил по носу, из носа потекла кровь.
Ж) При купании в водоеме наступил на ржавую банку, из ноги течет кровь.
3) Покусала собака, рука посинела, опухла, из раны идет кровь.

К уроку 7
Чем различаются мальчики и девочки?

Анкета
«Различия между мальчиками и девочками»

1) Ответьте на вопросы. 2) Пометьте знаком «*» те вопросы, которые, по вашему мнению, больше связаны со свойствами девочек, знаком «+» те, которые больше связаны со свойствами мальчиков.

1. Кто ты – мальчик или девочка?

2. В какие игры ты любишь играть?

А) В куклы, в «дочки-матери».
Б) В машины.
В) В войну.
Г) Прыгать в «резиночку».
Д) Играть в прятки.
Е) Метать дротики.
Ж) Играть с мячом.
3) Играть в компьютерные игры.
И) Играть в школу, в магазин.

Дополните список своими любимыми играми.

3. Какие книги ты любишь читать?

А) Фантастика.
Б) Приключения.
В) Сказки.
Г) Стихи.
Д) Рассказы о животных.
Е) Познавательные книги.
Ж) Другое...

4. Какие виды спорта тебе нравятся или ты хотел бы ими заняться?

А) Футбол.
Б) Хоккей.
В) Фигурное катание.
Г) Бальные танцы.
Д) Художественная гимнастика.
Е) Прыжки с трамплина.
Ж) Плавание.

5. Любишь ли ты смотреть журналы мод или телепередачи, посвященные моде (в одежде, прическах и т.д.)?

6. Любишь ли ты журналы об автомобилях и мотоциклах или телевизионные передачи, в которых показывают репортажи с автогонок, рассказывают о моделях автомобилей?

7. Любишь ли ты проводить время у зеркала?

8. Нравится ли тебе ходить по магазинам, покупать новую одежду и смотреть на витрины с косметикой?

9. Нравится ли тебе помогать маме по хозяйству (к примеру, готовить еду)?

10. Нравится ли тебе помогать папе что-нибудь ремонтировать (к примеру, машину)?

11. Нравится ли тебе шить или вязать?

12. Нравится ли тебе собирать технику из деталей конструктора или заниматься моделированием?

К уроку 8
Чем различаются мальчики и девочки?

(Продолжение)

Карточка 1
Ваш класс едет в театр. Учитель заказал для поездки автобус. Как только все собрались, водитель открыл двери. Большинство мальчиков бросились в автобус первыми и заняли почти все места. Правильно ли поступили мальчики? Если нет, то как им исправить свою ошибку?

Карточка 2
Вы подъехали к театру. Кто должен выйти из автобуса первым? Нужно ли помогать учителю и одноклассницам выйти из автобуса?

Карточка 3
Вы с классом приехали в музей, там тяжело открываются входные двери. Как мальчики поведут себя в этой ситуации?

Карточка 4
Вы с классом приехали на выставку рептилий. Выставка размещается в небольшом помещении, аквариумы с животными находятся близко друг от друга. Как школьникам надо вести себя, чтобы все ученики увидели животных и услышали рассказ экскурсовода о них?

Карточка 5
В школьной раздевалке тесно. Ученики вашего класса не могут одеваться в ней одновременно. Как выйти из положения? Кто кому должен уступить?

Карточка 6
Брат с сестрой поехали в гости к бабушке. В автобусе они заняли удобные места. Спустя некоторое время автобус заполнился людьми и не осталось ни одного свободного места. На следующей остановке вошла женщина с маленьким ребенком. Кто в первую очередь обязан уступить ей место? Какие слова он должен услышать в ответ?

Карточка 7
Всем мальчикам в классе делали прививки в медкабинете, они пропустили конец урока и не услышали, что задано на дом. Как нужно мальчикам обратиться к девочкам, чтобы узнать задание к следующему уроку?

К уроку 10
Дружба, любовь, семья

Стихи о любви

Генрих Гейне

Бесплодно голову ломал я,
Мечтал и думал ночи и дни.
Но вдруг твои глаза увидел,
И мне подсказали решенье они.

Останусь там, где глаза твои светят, –
Их взор так нежен и глубок!
Что я любить еще раз буду,
Я и подумать бы не мог.

Александр Пушкин

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

***

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Федор Тютчев

* * *

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой.
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда.
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.

Афанасий Фет

* * *

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт,
и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,–
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

И много лет прошло,
томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос
слышу вновь,
И веет, как тогда,
во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь,
что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца
жгучей муки,
А жизни нет конца и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Анна Ахматова

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

К уроку 26
Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым?

См. табл.

Таблица различий подростка и взрослого человека

Аспекты здоровья

Подросток

Взрослый

Физический аспект

Происходит рост тела. Увеличивается вес

Процесс роста прекратился.

Вес в основном постоянный

Эмоциональный аспект

Желание иметь верного близкого друга сосуществует с постоянной сменой приятелей

Сложившиеся отношения с друзьями, родными, сотрудниками по работе

Личностный аспект

Дисгармоничность и противоречивость личности. Переход от копирования оценок других людей: взрослых, сверстников – к внутренней самооценке. Протестующий характер отношения к взрослым

Четкое осознание себя как личности, своего пути самореализации в жизни (в семье, на работе)

Социальный

аспект

Внешние проявления общения противоречивы: с одной стороны, стремление стать как все, с другой – желание во что бы то ни стало выделиться среди других

Понимание, что действительно важно при общении с другими людьми

Интеллектуальный аспект

Отсутствие четких представлений о собственных интересах и в связи с этим неспособность самостоятельно принимать правильные решения. Только начинает расширяться сфера интеллектуальной деятельности

Знание собственных интересов, умение получать нужную информацию и использовать ее при принятии решений

Духовный аспект

Начало формирования собственных ценностей и постепенная выработка своих внутренних критериев для понимания, что действительно важно для человека

Осознание своих жизненных ценностей, того, что действительно важно для данного человека и ради чего он живет

К уроку 27
Дурные привычки

Анкета для человека, имеющего длительный опыт курения

1. Сколько лет вы курите?
2. Хотели бы вы бросить курить?
3. Сколько раз вы бросали курить?
4. Изменился ли у вас за время курения цвет: лица; зубов; ногтей, пальцев?
5. Ощущаете ли вы запах: от вашей одежды; от волос; от кожи; изо рта?
6. Считаете ли вы, что в результате курения у вас изменяется: голос; обоняние; вкус?
7. Бывает ли у вас кашель: по утрам; в течение дня?
8. Ощущаете ли вы какие-то отрицательные изменения в работе: легких; сердца; желудка; печени; мозга?
9. Какие материальные затраты на курение вы несете: каждый день; месяц; год?
10. Какие положительные стороны курения существуют для вас: в данный момент; когда начали курить?
11. Считаете ли вы, что куря делаете что-то полезное для своего здоровья?
12. Какой совет вы дали бы начинающим курильщикам?

К уроку 30
Насилие

На карточках описаны различные ситуации морального и физического насилия. Попросите детей разобрать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья и указать наиболее опасные.

Насилие между сверстниками

1. Ученик, проходя между партами, скинул вещи своего одноклассника на пол. Обиженный одноклассник толкнул обидчика, завязалась драка.
2. Учительница на уроке выдала пособия с заданиями – одно на парту. Один из учеников пособие забрал себе, пригрозив соседке по парте, что не отдаст его, если она не выполнит данное ему задание.
3. Самый сильный мальчик в классе всех бьет и обижает, чтобы его боялись и слушались.

Насилие между младшими и старшими школьниками

1. Во дворе старшеклассники требуют деньги у младших школьников.
2. Старшеклассник просит знакомого младшего школьника сбегать в магазин за кока-колой. Мальчику не хочется это делать, поскольку он опаздывает в секцию, и он отказывается. Тогда старший начинает угрожать расправой.

Насилие между школьниками и их родственниками

1. В некоторых семьях родители очень строго относятся к учебе своих детей, поэтому дети, получив плохую оценку, боятся идти домой.
Нередко применяются «силовые меры» и для наказания за другие проступки детей (пришел с гулянья поздно, разбил нечаянно чашку и т.д.).
2. Младший брат пошел на прогулку в свитере старшего брата и нечаянно порвал его. Старший брат рассердился и дал волю рукам.

Насилие между школьниками и знакомыми взрослыми

Два одноклассника подрались после уроков. Один пострадал больше другого: получил несколько синяков и небольших ушибов. Придя домой, он рассказал о драке родителям.
На следующий день отец пострадавшего мальчика нашел обидчика и применил к нему силовые действия.

Насилие между школьниками и незнакомыми взрослыми

1. Школьник заболел и остался дома. Утром раздался звонок, мальчик подошел к двери и спросил: «Кто там?».
Ответил незнакомый голос. Звонивший представился работником рекламной службы и предложил мальчику открыть дверь и посмотреть интересный товар.
Стоит ли открывать незнакомому человеку? Какие могут быть последствия, если мальчик откроет дверь?
2. Две девочки днем возвращались из школы. Вдруг возле них остановилась машина и незнакомый мужчина предложил довезти их до дому. Надо ли садиться в чужую машину? Как эта поездка может закончиться для девочек?

К уроку 33
Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками?

Карточка 1
Ты смотришь по телевизору интересный фильм, который будет идти еще довольно долго. В это время тебе позвонил друг и предложил пойти поиграть в футбол. Твой выбор? Дай его обоснование.

Карточка 2
В выходные дни вся семья собирается дома, и вы решаете, как их провести. Родители предлагают поехать в лес, а брат настаивает на прогулке по городу с обязательным посещением «Макдоналдса» (там можно попить кока-колу и поесть гамбургеров). Чью сторону ты выберешь? Обоснуй свой выбор.

Карточка 3
Реклама чаще всего агитирует нас покупать кое-какие продукты.
К примеру, вспомните рекламу конфет «фрутис» или «чупа-чупс». Герой первого ролика выступает с лозунгом: «Дети любят фрукты!» – и съедает вместо фруктов жевательную конфету «фрутис», а овощами заваливает клетку морской свинки. Вторая реклама гласит, что успех чемпиона связан с тем, что он постоянно лакомится конфетами «чупа-чупс». Согласен ли ты с этими или подобными рекламными утверждениями? Что ты сам выберешь: овощи, фрукты, спорт или конфету?

Карточка 4
На улице пасмурно и дождливо. Ты пришел в гости к другу. Как вы проведете этот день?
Сделаете ли вы сначала уроки, а потом поиграете в какие-нибудь подвижные игры или сразу начнете играть в компьютерные, пересмотрите все мультфильмы по телевизору, подкрепляясь конфетами, а уже вечером, вернувшись домой, ты сядешь за уроки? Дай обоснование своего выбора.

Карточка 5
У тебя скоро день рождения, и ты собираешься пригласить друзей. Как ты спланируешь этот день? Вы просидите несколько часов за столом со сладостями, кока-колой, пирогами или проведете этот день более подвижно: будете играть в различные игры, танцевать, пойдете все вместе на прогулку? Придумай небольшой сценарий своего дня рождения – как можно провести этот праздник с пользой для твоего здоровья и здоровья твоих друзей?

Карточка 6
Родители зовут тебя в лес за ягодами или грибами, но все твои друзья собираются пойти на городской пляж. Останешься ли ты в городе или пойдешь с родителями в лес?

Карточка 7
Учитель предупредил ваш класс, что завтра после школы вы поедете в музей и вернетесь домой поздно, и попросил, чтобы вы взяли с собой еду. Какие ты возьмешь с собой продукты: быстросуп «Галина Бланка», бутерброды с маслом, сыром, колбасой, фрукты, овощи, чипсы, печенье, кефир, творожную массу, йогурт, орехи, сок, газированные напитки? Выбери полезную еду для поездки и обоснуй свой выбор.

К уроку 34
Как помочь своему здоровью и здоровью окружающих

Карточка 1
Даша мечтает стать врачом-косметологом, но у нее есть дурная привычка: она грызет ногти. Может ли помешать эта привычка в осуществлении Дашиного желания? Поясните свой ответ.

Карточка 2
Митя хочет в будущем стать путешественником, но он часто болеет, легко простужается. Как частые болезни могут сказаться на осуществлении мечты и как избежать недугов?

Карточка 3
Марина мечтает быть фотомоделью, но при этом совершенно не следит за своим питанием, ест много сладостей, мучного. Может ли ее мечта осуществиться при таких обстоятельствах?

Карточка 4
Слава мечтает о карьере крупного бизнесмена, но в этом году попал в дурную компанию. В этой компании практически все курят, употребляют спиртные напитки, а иногда и наркотики. Сможет ли Слава осуществить свою мечту, оставаясь в этой компании?

Карточка 5
Коля хочет стать водителем грузовой машины, но любит читать книги в полулежачем положении при плохом освещении. У него уже резко падает зрение и болит спина. Может ли эта привычка оказать влияние на будущую жизнь?

Карточка 6
Света мечтает стать известной теннисисткой, но она не соблюдает режим дня: любит много спать, подолгу смотрит телевизор, не следит за своим питанием, уроки делает поздно вечером. Сможет ли Света при таком режиме дня осуществить свою мечту?

Тесты для проверки знаний

Третий год обучения

1. Сформулируй определения:

А) Факторы здоровья – это ...
Б) Резервы организма – это ...
В) Образ жизни – это ...
Г) Закаливание – это ...

А – природная среда, наследственность, образ жизни, медицина.
Б – его ресурсы, запас здоровья.
В – привычки, поступки.
Г – укрепление здоровья с помощью физической культуры и спорта.

2. Какие средства оказания первой помощи ты выберешь, если у тебя или твоего друга:

А) ссадины;
Б) ушиб;
В) небольшой порез?

Напротив каждой ситуации поставь номера предполагаемых ответов:

1) бинт;
2) лейкопластырь;
3) настойка йода;
4) перекись водорода.

А – 2, 3; Б – 3; В – 1, 2, 4.

3. Из перечисленных ниже ситуаций сгруппируй (укажи соответствующие цифры) те, в которых:

А) ты окажешь пострадавшему помощь сам;
Б) позовешь на помощь взрослых;
В) вызовешь «скорую помощь».

Ситуации:

I) ссадина;
2) легкий порез;
3) небольшой ожог;
4) ушиб;
5) кто-то тонет в реке;
6) кто-то провалился под лед;
7) удар электрическим током;
8) сильный ожог;
9) перелом;
10) автомобильная авария;
11) взрыв;
12) отравление;
13) высокая температура;
14) угорание;
15) шок;
16) потеря сознания.

А – 1, 2, 3, 4.
Б – 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16.
В – 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16.

4. Напиши номера телефонов:

А) «скорой помощи»;
Б) пожарной службы;
В) службы спасения;
Г) милиции.

А – 03; Б – 01; В – 04; Г – 02.

5. Соотнеси названия возрастных этапов с периодами жизни человека:

А) от рождения до 3 лет; 1) младенчество;
Б) от 3 до 7 лет; 2) детство;
В) от 7 до 14 лет; 3) молодость;
Г) от 14 до 16 лет; 4) зрелый возраст;
Д) от 16 до 25 лет; 5) старость;
Е) от 25 до 60 лет; 6) отрочество;
Ж) от 60 до 75 лет; 7) юность;
З) от 75 до ... 8) пожилой возраст.

А – 1; Б – 2; В – 6; Г – 7; Д – 3; Е – 4; Ж – 8; 3 – 5.

6. Дай определения:

А) конфликт – это …
Б) обида – это …
В) страх – это …
Г) тревога – это …
Д) самовоспитание – это ...
Е) цель – это ...
Ж) ценность – это ...

А – несогласие между двумя или несколькими людьми;
Б – эмоциональная защита человека от действий других людей, затрагивающих его интересы;
В, Г– эмоции человека, возникающие при ощущении близкой опасности или беды;
Д – действия человека, направленные на самосовершенствование;
Е – ориентир в организации своей деятельности (прогнозируемый результат);
Ж – в отличие от цены, важный жизненный ориентир, например, сама жизнь.

7. Выбери из приведенного списка то, что ты относишь к ценностям:

1) игрушки;
2) друзья;
3) семья;
4) жевательная резинка;
5) кока-кола;
6) велосипед;
7) окружающая природа;
8) твои родные;
9) книги;
10) телевизор;
11) конфеты;
12) знания;
13) домашние животные.

3, 8, 2, 7, 12, 9, 13.

8. Дай определение:

А) Рост – это ...
Б) Развитие – это ...

А – количественное увеличение размеров и веса тела;
Б – качественные изменения в организме.

9. Выбери привычки, которые ты считаешь:

А) полезными;
Б) вредными.

Укажи номера предполагаемых ответов:

1) курить;
2) мыть руки после туалета и перед едой;
3) лениться готовить уроки;
4) опрятно одеваться;
5) беречь свою одежду и обувь;
6) увлекаться кока-колой;
7) делать зарядку;
8) чистить зубы утром и вечером;
9) пить пиво и вино;
10) грубить родителям и учителям;
11) дразнить слабых;
12) списывать домашнее задание;
13) помогать дома родителям;
14) поддерживать друзей в беде;
15) беречь свое здоровье;
16) заниматься спортом;
17) сплетничать;
18) говорить неправду;
19) обижать слабых;
20) соблюдать чистоту в классе, дома, на улице.

А – 2, 4, 5, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 20.
Б – 1, 3, 6, 9, 10, 11, 12, 17, 18, 19.

Документ