Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №14/2008

Урок здоровья

Урок-путешествие по окружающему миру

Уважаемая редакция!
Тема моей работы – «Нестандартные уроки
как средство развития познавательной деятельности
учащихся начальной школы».
Предлагаю вашему вниманию один из уроков
в третьем классе по программе «Мир вокруг нас»

Тема: «Здоровый образ жизни»

Цели:

– познакомить учащихся с понятием «здоровый образ жизни»;
– формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и здоровье как самой главной ценности;
– воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы.

Оборудование: карта путешествия к сказочным планетам, памятки, пословицы и поговорки о здоровье.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята!
Начинаем наш урок. Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие к сказочным планетам. Нам нужны успех, улыбки и, конечно же, хорошее настроение. Посмотрим, какое оно у нас перед дорогой.
Игра. У меня два нарисованных солнышка – грустное и радостное; хлопните в ладоши два раза, если у вас грустное настроение, а если радостное – три раза.
(Хлопки.)
Я надеюсь, что грустное настроение сменится радостным, а хорошее станет еще лучше. Пожелаем друг другу удачи и улыбнемся. Покажите мне свои ладошки, потрите их, погладьте себя по головке и скажите: «Какой я замечательный!».
На уроке вас ждут открытия: у кого-то они будут большие, у кого-то маленькие, но у каждого – свои.
– Ребята! Посмотрите, кто пришел! Хотите с ним познакомиться?
(На рисунке изображен худой неопрятный мальчик.)

Жил на свете мальчик Ох,
Сам собою был не плох,
Только рос он слабым, хилым
В городской своей квартире.
– Умываться – никогда!
Если намочусь – беда! –
Он ругает всё на свете,
Пожалейте его, дети!
Он все кашляет, чихает,
Как здоровым стать, не знает.

– Почему мальчик Ох слабый, хилый?

(Ответы детей.)

– Давайте ему поможем стать ловким, сильным.
Мы – земляне! Мы отправляемся в полет. Пристегните ремни. Наш корабль на старте! Девизом урока будут слова:
В дорогу знаний полетим
И здоровье защитим!
– Пока мы летим к неизвестной сказочной планете, расскажу вам притчу.
Одного мудреца спросили: «Что для человека самое важное, самое ценное в жизни – богатство, слава? Мудрец, подумав, ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее любого больного короля».
А вы согласны с мнением мудреца?
От чего зависит наше здоровье?

(Ответы детей: режим, экология, соблюдение правил личной гигиены и питания.)

– Мы приближаемся к планете Всезнайка.
Давайте расскажем нашему другу, что приносит вред, а что дает здоровье.
Сделайте правильный выбор из того, что я назову: страх, смех, тревога, удача, неуверенность, растерянность, восторг, радость, подавленность.
Гости планеты дают свои ответы.
(Проверка.)

– А какое сейчас время года?
(Ответы детей: зима.)
– Зимой люди страдают от простудных заболеваний. А каких?
(Ответы детей.)
– Я вас научу, как защитить себя зимой от простуды. У человека на теле есть определенные точки. Мы, воздействуя на них, сможем предупредить грипп. Приготовьтесь, начинаем точечный массаж ушей, носа, рук, лба.
Советую проводить массаж ежедневно, по 5–6 раз в день.
Посмотрите на мальчика Ох: он задумался – наверное, усваивает правила планеты Всезнайка, а мы продолжаем путешествие.
– В галактическом пространстве появился неопознанный объект, похожий на шкатулку. Хотите узнать, что находится внутри?.. Как вы думаете, всегда ли можно прикасаться к неизвестному предмету? Почему?
(Ответы детей: это могут быть взрывчатые вещества, что-то пугающее...)
– У вас на столе памятки – это кодекс основ безопасности здоровья.
Давайте с ним познакомимся...
(Чтение памятки.)

Кодекс основ безопасности здоровья

  •  Если ты обнаружил незнакомый предмет: сумку, сверток, коробку, то не бери его: он может быть опасен.

  •  Никуда не ходи с незнакомыми людьми.

  •  Если в доме пожар, а ты дома один, постарайся как можно быстрее выбраться на улицу.

– Вы можете дополнить кодекс вместе с родителями. Мальчик Ох тоже усвоил правила.
 Мы приближаемся к дымящейся планете. Откуда эта гарь и пыль?.. Смотрим на карту. Так это планета Вредных привычек!.. Какие вредные привычки вы знаете?
(Ответы детей.)
– А об их вредном влиянии на организм узнаем из учебника.
(Чтение статьи на стр. 159 «Не начинай курить».)
– Какой вред приносит курение? Как избежать этой вредной привычки?
(Ответы детей.)
– А о разрушительном воздействии на человека наркотиков прочтем текст на стр. 160.
Почему нельзя иметь дело с наркотиками?
(Ответы детей.)
– О вреде алкоголя вы узнаете самостоятельно из дополнительных источников.
Давайте нашему другу посоветуем выбрать ЗОЖ и скажем: «Вредным привычкам – нет!».
Мы подлетаем к планете Спортивная.

Словарная работа

– Слово «спорт» вошло в наш язык из английского – «sport», а в английском языке оно образовалось от старофранцузского «депорт» – развлечение, забава, игра.
Поднимите руки, кто из вас посещает спортивную секцию. Какую?..
(Ответы детей.)
В школе, в которой вы учитесь, занимался в секции футбола Дмитрий Кириченко. Он начал ее посещать в вашем возрасте. Сейчас играет в сборной России. Училась в нашей школе знаменитая спортсменка Людмила Рогачева – олимпийская чемпионка по легкой атлетике.
Мы долго были в пути, сейчас отдохнем!

Физкультминутка

Вот мы руки развели,
Светло улыбнулись
И тихонько до земли
Низенько нагнулись.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Делайте зарядку ежедневно!

– Ребята, к нам пришла зашифрованная телеграмма, в которой записаны пословицы о здоровье. Но они оказались перепутанными. Давайте их расшифруем: в первом столбике начало пословицы, во втором – продолжение.

В здоровом теле – ... залог здоровья.
Кто излишне полнеет... проживешь дольше.
Двигайся больше – ... тот стареет.
Кто день начинает с зарядки... у того дела в порядке.
Чистота – ... здоровый дух.
Какие еще пословицы и поговорки вы знаете?

(Ответы детей.)

– Думаю, мы порадовали жителей планеты своими ответами, показали, какие земляне умные, смелые, сообразительные.
– Наше путешествие продолжается. Разглядываем карту путешествий. На пути у нас планета Чистюля.
Вы заметили, что вид у мальчика Ох все еще неопрятный? Давайте ему поможем!
Какие правила гигиены вы знаете?

(Ответы детей.)

Словарная работа

Слово «гигиена» в переводе с греческого означает «целебный, целительный, оздоровительный».
Люди стремились к чистоте и много веков назад. При раскопках царского дворца на острове Крит в Средиземном море обнаружены древние бани. На Руси исстари существовал ритуал: перед боем воины обязательно мылись и надевали чистое белье. Почему? На чистой коже у человека меньше бактерий, а значит, в случае ранения уменьшается вероятность заражения.
Я решила у вас спросить: какие вещи нужно брать с собой в баню, собрать перед купанием в ванне?

Игра «Какие вещи нужно брать в баню?»

Ученик показывает разные предметы (полотенце, мыло, очки, чистое белье, мочалку, счеты, шампунь, ножницы, крем, расческу, книгу, целительные мази, веник березовый), а другие дети объясняют, нужна ли эта вещь и для чего.
– Думаю, вы и наш друг Ох поняли, почему люди должны соблюдать чистоту.
– Мы приближаемся к планете Витаминка.
Может ли человек быть здоров без полноценного питания?
(Ответы детей.)
– А какое питание можно считать здоровым?
(Ответы детей: богатое витаминами, разнообразное, с соблюдением режима питания.)
– Обратите внимание на пирамиду здорового питания. Какие продукты стоят в основании пирамиды? Почему? А что еще мы употребляем в пищу? Объясните. Почему конфеты, масло мы должны съедать только в малом количестве?
(Ответы детей.)

Словарная работа

– Слово «витамин» – сложное, где «вита» – жизнь, «амин» – вещество. Витамины обозначаются латинскими буквами А, В, С, D...
А в каких продуктах содержатся витамины?
(Ответы детей.)
– Для детей вашего возраста каждый день нужно съедать 500–600 граммов овощей и фруктов.
Ребята, ваши ответы понравились жителям Витаминки, и они решили сделать вам подарок. Почему вас угостили яблоками? Посмотрите, как изменился Ох! (Рисунок чистого, опрятного мальчика.) Какой он красивый! Он просто Ах! У него веселое настроение. Изменилось ли оно у вас?
(Показываю сначала рисунок открытого солнышка, а затем солнышко, закрытое тучкой. Дети сигнализируют хлопками.)
Мы возвращаемся на Землю. А что же мы узнали, побывав на сказочных планетах? Продолжи:
Я понял ...
Я хочу ...Я никогда не буду ...
– Я благодарю вас за активную работу, за веселые улыбки. Я желаю вам здоровья. Ведь еще древний философ Сократ говорил: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». На память о нашем занятии мне бы хотелось подарить вам заповеди здорового образа жизни.

Заповеди здорового образа жизни для детей

  •  Рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будешь ты знать!

  •  Прогони остатки сна, одеяло в сторону!
    Вам гимнастика нужна – помогает здорово!

  •  С шумом струйка водяная на руках дробится.
    Никогда не забывай по утрам умыться!

  •  Дети должны усвоить, как и их родители, что горячий завтрак, обед, полдник просто необходимы!

  •  Ешь спокойно за столом, не надо торопиться.
    Это вредно, и притом можно подавиться!

  •  Неряшливость не только некрасива, но и опасна.
    Чистота – залог здоровья – знают все прекрасно.

  •  Чтобы ночью крепко спать, видеть сон хороший,
    Мы советуем гулять вечером погожим!

Галина Козьменко