Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2008

Урок здоровья

Возможности уроков биологии

Ямало-Ненецкий автономный округ географически относится к районам высоких широт и является дискомфортной территорией для проживания людей. Жизнь в условиях Крайнего Севера дает большие нагрузки на организм, создавая риск нарушения здоровья.
К экстремальным факторам среды, которые оказывают наибольшее негативное воздействие, относятся:

– длительный период низкой температуры воздуха наряду с чрезвычайной неустойчивостью погоды;
– специфический аэродинамический режим с сильными ветрами (иногда достигающими скорости 40–60 м/с);
– отсутствие обычной для человека фотопериодичности, которое неизбежно ведет к световому голоданию во время полярной ночи и световому излишеству во время полярного дня;
– резкие перепады атмосферного давления, перераспределение кислорода в составе атмосферного воздуха;
– повышенная активность космических излучений, магнитного поля Земли с резкими периодами возмущений;
– специфические свойства воды (большой процент железа и марганца, отсутствие фтора);
– природно-очаговые инфекции;
– относительная абиогенность покрова;
– монотонность внешней среды;
– специфичность питания и т.д.

Климатическое неблагополучие на Крайнем Севере усугубляется размещением там газодобывающих месторождений, которые негативно влияют на экологическую обстановку в регионе. На долю предприятий нефтегазового комплекса приходится 61% выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, основные из которых – сернистый ангидрид, окись углеводорода, окислы азота, летучие органические соединения, твердые вещества и другие.
Хуже всего реагирует на такое окружение организм подростков. Именно в этой возрастной группе наблюдается самый большой рост заболеваемости. Увеличивается частота болезней крови и кроветворных органов, мочеполовой, эндокринной систем, обмена веществ и расстройств питания.
Заболеваемость органов дыхания и глаз значительно превышает общероссийские показатели. Не радуют цифры и сердечно-сосудистых заболеваний. Факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний у подростков Крайнего Севера являются: низкая физическая активность, курение, избыточная масса тела и повышенное артериальное давление.
Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов, имеющих влияние на здоровье популяции, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение.
Наша школа работает по программе «Школа здоровья».
Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса является приоритетным направлением развития школы. Оздоровительная работа приобретает большое значение и в связи с тем, что хорошее здоровье является необходимым средством достижения образовательных целей и развития личности. Администрация школы старается организовать процесс обучения так, чтобы он учитывал физиологические, биологические, психические особенности ребенка, а само содержание предметного образования помогало осуществлять валеологическую грамотность и способствовало формированию потребности в здоровьесбережении. Практическая деятельность педагогического коллектива направлена на установление гармоничной связи между обучением и оздоровлением детей, результатом чего является повышение качества обучения без ущерба для состояния здоровья.
Моя основная цель как учителя – сформировать доминанты на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  •  сформировать психологическую установку на здоровый образ жизни;

  • создать воспитательное пространство, предметную среду, направленные на формирование привычки быть здоровым;

  • познакомить с теоретическим материалом о здоровом образе жизни и научить «минуткам здоровья» (упражнениям для глаз, для осанки, дыхательным движениям и т.д.);

  • использовать педагогические средства, направленные на ослабление влияния таких социальных факторов, как наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение.

В связи с этим мною пересмотрена вся программа курса «Биология» с учетом валеологической направленности учебно-воспитательного процесса, которая призвана сформировать правильное отношение учащихся к здоровому образу жизни.
Предложены конкретные рекомендации по каждому классу, примерное планирование тем, интегрирующий материал по вопросам здорового образа жизни, а также методические рекомендации по интеграции вопросов здорового образа жизни и репродуктивного здоровья в содержании предметов биологического цикла, сгруппированные на модульной основе. Разработан элективный курс «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии».

Для формирования здорового образа жизни дети изучают и на практике применяют знания по следующим темам:

  • «Гигиена тела»;

  • «Гигиена труда и отдыха»;

  • «Профилактика инфекционных заболеваний»;

  • «Питание и здоровье»;

  • «Наследственность и здоровье»;

  • «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»;

  • «Природная среда как фактор здоровья населения».

Мои ученики – ярые пропагандисты здорового образа жизни. Являются активными участниками научно-исследовательских конференций школы и города, где выступили с работами по следующим темам:

  • «Исследование качества питьевой воды г. Ноябрьска»;

  • «Сохранение здоровья школьников в условиях проживания на Крайнем Севере»;

  • «Исследование загрязненности твердых атмосферных осадков»;

  • «Исследование микрофлоры воздуха класса и ее влияние на состояние здоровья учащихся»;

  • «Ожирение как следствие нерационального питания»;

  • «Жевательная резинка: за и против».

В ходе учебного процесса они разработали следующие проекты:

  •  «Факторы, формирующие здоровье»;

  •  «Факторы, разрушающие здоровье»;

  •  «Режим труда и отдыха, профилактика переутомления»;

  •  «Среда обитания и здоровье»;

  •  «Родословная моей семьи»;

  • «Стресс, «болезни адаптации» и их предупреждение»;

  • «Половое воспитание и психосексуальное развитие детей и подростков»;

  • «Вредные привычки и их предупреждение».

Работа над проектами показала, что большинство людей воспринимают жизнь как величайшую личную ценность. В то же время ценность здоровья как полноценной жизни нередко только декларируются, но ничего не делается, чтобы сохранить, улучшить свое здоровье. Причинами этого выступают невежество, недостаток общей культуры, чаще – неумение правильно, в соответствии с имеющимися возможностями организовать свою жизнь и неумение беречь собственное здоровье и здоровье окружающих людей.

Ученики разработали конкретные рекомендации по вопросам здорового образа жизни:

1. Чтобы быть здоровым, необходимо выработать особый стиль жизни, который позволял бы постоянно поддерживать здоровье, иными словами, необходимо сформировать ЗОЖ.

2. Выработать собственный оптимальный, здоровый образ жизни может только культурный человек. Отсутствие же понимания значимости здоровья для полноценной жизни говорит о низком уровне общей культуры человека.

3. Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания. А сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки ЗОЖ, можно дать и получить.

Все это способствует созданию такого образовательного пространства, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющемся мире. В этом и заключается творческая задача педагога.

Эльмира Атнагулова