Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №18/2008

Из первых рук

Как учить детей с ОВЗ

Летом в Москве прошел Всероссийский научно-практический семинар, посвященный образованию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), организованный Департаментом воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ. Участники – депутаты Государственной думы, представители департаментов образования всех округов России, преподаватели вузов, ученые и директора специальных школ и интернатов – те, кто связал свою жизнь с воспитанием и обучением детей-инвалидов

Статья опубликована при поддержке официального сайта "Витаминного центра". В каталоге интернет-аптеки нелекарственной витаминной продукции Вы найдёте такие товары, как витамины для детей, средства для похудения, витаминные напитки, оздоровительные препараты, БАДы, витаминный кисель, омолаживающая косметика, оздоровительные бальзамы, спортивное питание, пептидные биорегуляторы и многое другое. Гарантия качества, проверенные производители, доступные цены, опт и розница. Посмотреть каталог товаров, отзывы и подробную информацию, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте центра, который расположен по адресу: http://vitaminas.ru/.

Новое название старой проблемы

В июне 2007 года Государственная дума РФ внесла поправку в Закон об образовании: вместо термина «дети с отклонениями в развитии» теперь нужно говорить «дети с ОВЗ» с расшифровкой – имеющие нарушения психического или физического развития.
Правда депутат Госдумы, Председатель общественного движения «Образование для всех» Олег Смолин считает, что наши инвалиды обижаются на слова «с ограниченными возможностями» и предпочитают называться инвалидами. Но как бы ни менялись названия, суть остается одна: эти люди нуждаются в помощи государства.
Это важная гуманистическая проблема, связанная с правами человека и в целом, с развитием человеческого потенциала страны. Не только государство нужно инвалидам, но и они нужны государству. Среди нобелевских лауреатов немалую часть составляют люди с ограниченными физическими возможностями. В большинстве стран мира приняты специальные законы о создании равных возможностей всем детям для получения образования.
Олег Смолин рассказал, что в России разработан проект отдельного закона об образовании детей с ОВЗ. Основные идеи законопроекта: ранняя коррекционная помощь, что дает ребенку больше шансов учиться в обычной школе; создание специальных образовательных условий – выделение государством дополнительных ресурсов из федерального бюджета. Подсчитано, что примерная сумма составит 2,5 миллиарда рублей в год. Лучшие экономисты мира утверждают, что вложения в образование (в частности, инвалидов) – это долгосрочные инвестиции, которые окупаются с выгодой для государства. И еще, право выбора – дети с ОВЗ и их родители должны сами решать, где получать образование: в специальных учреждениях или инклюзивное.
Для инвалидов существуют льготы при поступлении в вузы, но введенный повсеместно ЕГЭ снижает уровень льгот, создает дискриминацию, ведь не везде существуют условия для сдачи ЕГЭ, допустим, для глухих или слепых. Это значит, что многие дети-инвалиды останутся без высшего образования. Должен быть адаптированный ЕГЭ, а также законопроект о добровольности его сдачи.
«Законопроект об образовании детей с ОВЗ давно готов, но из-за позиции Минфина и Минэкономразвития получил отрицательное заключение правительства. Позицию экономии в данном случае нужно преодолеть», – призывает Олег Смолин.

Варианты могут быть разными

Нельзя сказать, что в нашей стране совсем не уделяется внимание образованию детей с ОВЗ. Главный специалист-эксперт Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Андрей Исаков отметил приоритетные направления проводимой работы:
1. Раннее выявление отклонений в развитии детей. В России работают примерно 10 000 специализированных дошкольных ОУ, которые посещают 400 тыс. детей с ОВЗ. Больше внимания стараются уделять малышам до 3 лет. В Москве Центр оказания ранней помощи принимает детей с 7 лет. Такие же центры появились в Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Новосибирской, Самарской, Саратовской и других областях.
2. Создание вариативных условий для получения образования.
Спецшколы и интернаты. Раньше не каждый субъект РФ мог создать дифференцированную сеть коррекционных учреждений, охватывающую все категории больных детей. Приходилось отдавать их в интернаты, расположенные в других городах или регионах. После 1992 года, когда регионы стали более самостоятельными, сеть коррекционных ОУ интенсивно развивается.
Коррекционные классы. Примерно 160 тыс. детей с ОВЗ посещают их в общих школах. Положительным моментом является то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Инклюзивное образование. Эта новая форма пока недостаточно разработана и не отражена в законах. Кроме того, нужны оборудование и специальная подготовка учителей. Иначе качественного образования не получится.
Инклюзивное образование необходимо также мигрантам, беженцам, детям, подвергшимся насилию, и другим.
Дома-интернаты системы социальной защиты. В 150 таких учреждениях учатся около 30 тысяч ребят. В основном это необучаемые дети с тяжелой умственной отсталостью, дети, нуждающиеся в уходе. Их родители или не имеют достаточно средств для содержания больного ребенка, или вообще от них отказываются.
Де-факто в домах и интернатах улучшилась материальная база, повышается уровень профессионализма педагогов. Де-юре – дома-интернаты не являются образовательными учреждениями, и значит, не могут выдавать документ об образовании. С 2009 года для них будет разрабатываться специальный образовательный стандарт. Есть проблема и с кадрами: социальным педагогам педагогический стаж не засчитывается. Но это вопрос решаемый: сначала нужно обратиться в пенсионный фонд и, получив там отказ, передать дело в суд. Как правило, такие дела выигрываются.

Дистанционное обучение – прогрессивный вариант

Есть дети, которые по состоянию здоровья могут учиться только на дому. К ним приходят учителя. С развитием современных технологий появился новый, прогрессивный вариант – дистанционное обучение. В Москве уже несколько лет существует школа, в которой учится тысяча детей-инвалидов, среди них 80% колясочников, есть и лежачие. В школе работают 120 преподавателей, методисты, дефектологи, веб-группа. Если ребенок может передвигаться, ему домой привозят стационарный компьютер, если ребенок лежачий, то – ноутбук. Устанавливают быстрый Интернет, обучают навыкам пользования компьютером. Ну а потом начинаются дистанционные занятия. Но мотивация ребенка к обучению без живого общения с преподавателем надолго не сохраняется, обязательно нужен личный контакт. «Мы стараемся периодически привозить в школу тех, кто хоть чуть-чуть перемещается, – рассказал директор школы Александр Ездов,  от двух раз в неделю до одного раза в 3 месяца. Эмоциональная часть обучения очень важна, мы отмечаем праздники, дети знакомятся, а потом начинают переписываться, дружить. И очень хотят видеть и своих друзей, и преподавателей. Это им позволяет полноценно жить».
Кроме собственно компьютера, устанавливаются принтер, сканер, веб-камера, одновременно могут общаться до четырех человек (если ребенок не хочет, он может себя не показывать), и дополнительное оборудование. Тем, кто проявляет желание заниматься музыкой – музыкальная клавиатура, для желающих рисовать – графические планшеты, для детей, ограниченных в движениях, – виртуальная клавиатура (на экране монитора) и специальные мыши. Например, мягкая мышь в виде шарика, которую можно катать кистью, запястьем, можно устанавливать под мышкой, можно нажимать головой. Оборудование каждому ученику подбирается индивидуально, и если есть хоть одна работающая мышца, – ребенок сможет управлять компьютером. С родителями составляется договор о сохранности техники. Случаев, чтобы что-то украли или пропили, – не было.
Обучение включает занятия с учителем, on-line уроки, работу с материалами сайта. Ребятам предлагаются 150 курсов с 1-го по 11-й класс. Есть необходимые предметы, а остальные – по желанию. Самые востребованные: языки, искусство, информатика, то есть то, что дает возможность получить в дальнейшем профессию. Педагоги стараются не оценки ставить (даже с особыми комментариями), а давать рецензии. Ведь неизвестно, что скорее пригодится ребенку-инвалиду: знание всех лишайников и ракообразных или доскональное владение фотошопом.
Сотрудники дистанционной школы готовы организовать курсы повышения квалификации для преподавателей и администрации ОУ. Среди предметов – этика общения с детьми-инвалидами, основы коррекционной педагогики, компьютерные технологии. 21 регион РФ уже дал заявки на дистанционное образование. Александр Ездов сообщил, что сотрудники выезжают в регионы, а методическое дистанционное сопровождение учителя проводится в течение года.
Сотрудники школы подсчитали, что содержание ребенка-инвалида в интернате равно по деньгам его образованию дома.

Деньги вперед

С точки зрения бюджета образование в коррекционных школах стоит дорого. Не получится ли так, что введение инклюзивного образования приведет к закрытию коррекционных ОУ и детей будут передавать в обычные школы без адекватного финансирования, создания специальных условий и подготовки педагогов?
Наталья Типенко, директор Центра универсальных программ, автор разработок по душевому финансированию, отвечая на многочисленные вопросы присутствующих, уточнила, что коррекционные классы в обычных школах финансируются по повышенным нормативам. Она представила варианты финансирования бюджетных учреждений на сегодняшний день.

1. Традиционное – по фактически сложившимся расходам (с индексацией).
2. По душевым нормативам. Этот вид финансирования сейчас активно развивается, все субъекты РФ разрабатывают свои нормы, но они пока не соответствуют требованиям коррекционных учреждений.
3. Финансовые государственные (муниципальные) задания по типам и видам образовательных программ. Все бюджетные учреждения должны перейти на финансирование в соответствии с бюджетами заданий с 01.01.09. Но подушевые нормативы по коррекционным ОУ пока не готовы.
4. Перспективное – с учетом качества бюджетной услуги, т.е. принцип финансирования, ориентированный на результат. Методика была разработана еще год назад и разослана в регионы, но в практику не вошла, федеративного стандарта бюджетной услуги пока нет.

Что касается инклюзивного образования, то школы обязательно должны получать на это дополнительные бюджетные средства.
Величина фонда оплаты труда рассчитывается по следующим ключевым показателям: учебная нагрузка педагогов, наполнение классов, доля оплаты труда администрации и вспомогательного персонала от общего фонда оплаты труда (ФОТ), вид коррекционного учебного заведения. И еще нужно учитывать количество часов индивидуальных занятий в неделю на одного учащегося, что не делается в обычных школах.
Для коррекционных школ определены свои цифры по наполняемости классов (пример Московской области): с тяжелыми нарушениями речи – до 12 человек в классе; глухие – 7, слабовидящие – 11, слепые – 9, с задержкой психического развития – 12 и т.д. Ну а субъектам федерации при расчете нужно ориентироваться на свои нормативы наполняемости, в зависимости от общего количества больных детей.
Бюджет ОУ будет формироваться по подушевому принципу, этот подход – аксиома и уже не обсуждается.
Но такое финансирование связано только с заработной платой и не касается коммунальных расходов и материально-технического обеспечения, особенностей образовательных программ и видов заболеваний учащихся.
Только когда все это будет учтено, бюджетная стоимость образовательной услуги может быть определена правильно. А значит, и образование станет качественным.

Нина Семина