Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2008

Технология

Между нами, девочками...

Летом этого года в Детско-юношеском центре города Глазова состоялся традиционный психолого-педагогический практикум «Ты становишься взрослой». Цель практикума – оказать психолого-педагогическую поддержку девушкам 10-х классов в решении жизненных проблем, связанных со здоровьем, общением и социализацией

Статья опубликована при поддержке персонального сайта акушера-гинеколога Новицкой Ирины Алексеевны, которая готова предложить свою помощь в области планирования и ведения беременности, а также профилактики, диагностики и лечения широкого спектра гинекологических заболеваний. Не откладывайте свой визит к врачу! Опыт и высокая квалификация гинеколога Новицкой вкупе с достижениями современной медицины и новейшим оборудованием позволяют решить даже самые серьезные проблемы со здоровьем. Задать вопрос доктору, получить онлайн-консультацию и записаться на прием к И.А.Новицкой Вы можете на сайте ginekolog-kaluga.ru.

Цель: формирование навыков здорового жизненного стиля.

Задачи:

– создать поддерживающую среду;
– повысить информированность о сохранении своего здоровья;
– выработать навыки толерантного поведения;
– научить преподносить себя.

Участники: учащиеся (девочки) 10-х классов ОУ города Глазова.

Время проведения: две недели.

Содержание (предполагаемые темы):

  • Психологическое айкидо.

  • ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий.

  • Анатомия и физиология молочной железы. Гигиена.

  • Слагаемые успеха. Умение преподносить себя.

  • Анатомические и физиологические особенности строения организма.

  • Решения, которые я принимаю.

  • Факторы риска и причины заболевания молочной железы.

  • Профилактика аборта среди несовершеннолетних.

  • Готовим себя к семейной жизни.

  • Здоровье и красота. Ответственность.

  • Эти «страшные» болезни (инфекции, передаваемые половым путем).

  • Ценности семейной жизни.

  • К себе с любовью.

  • Викторина «Безопасное поведение».

  • Защита творческих мини-проектов.

Подведение итогов:

1. Вручение печатной продукции (брошюры, закладки, призы и др.).
2. Оценочное анкетирование.
3. Создание видеофильма.

Организаторы: социально-психолого-педагогическое отделение МОУ ДОД ДЮЦ.

Контактное лицо: Юдина Наталья Алексеевна.

Тел. 8 (341-41) 5-85-69.

От самопрезентации до размышлений о браке

Философия здоровья определяется отношением человека к самому себе. Здоровье – это ценность на уровне общественного и индивидуального сознания.
Та информация, с которой знакомились девушки, касалась их индивидуальной системы поведения, причем не важно, какая из тем обсуждалась на занятиях: конфликт или заболевания молочной железы, самопрезентация или семейные ценности, инфекции, передаваемые половым путем, или визитные карточки…
Надеемся, что мы помогли девушкам пополнить свой нравственный и интеллектуальный багаж определенными знаниями, развили у них потребность в самореализации, самоактуализации, самоконтроле.
Оценочная анкета, проведенная в заключительной части практикума, является очевидным доказательством вышесказанного.

  • Одним из множества упражнений, проводимых педагогами, было упражнение «География моего характера».

Нужно было нарисовать «географическую карту» своего характера и дать названия морям, горам, пустыням и т.д.
Вот какой многогранной предстала перед нами «География характера» 16-летних девушек XXI века:
они живут в городах болтливости, надежды, обид, милосердия, невнимательности;
поднимаются в горы счастья, тупости, любви, вредности, несчастья, депрессии, мечты, лжи, целеустремленности, возможностей, скрытности, усидчивости, веселья, дружбы, уверенности, высокомерия, кокетства, самостоятельности, взбалмошности;
окунаются в море радости, ненависти, фантазии, знаний, позитива, веселья, счастья, разочарования, терпимости, добродушия, спокойствия, романтизма;
в океан тьмы и света, страсти, свободы, любви к рок-музыкантам, эмоциональности;
плавают в реках смеха, двуличия, терпения, добра, несбывшихся надежд, активности, бескорыстия, надежности, лени, удовлетворения, волнения;
погружаются в болота мрачных мыслей, противоречий, лени, плохих привычек, эгоизма, упрямства;
оказываются в пустынях разочарований, гуманности, грусти, хитрости;
пребывают в лесах преданности, страхов, ненависти, сочувствия, забывчивости, раздора, неуверенности, сдержанности, уединения, сомнений, отзывчивости, легкомыслия;
на них обрушиваются водопады позитивных эмоций, нескончаемого счастья, радости, борьбы, смелости, лени, обаяния;
они прячутся на островах любви, страхов, свободы, надежды, одиночества, спокойствия, преданности, доверия;
в них все уносит и приносит: приливы настроений и энергии, заливы недоверия и дружбы;
они покоряют пик самолюбия, ненависти, подлости, ответственности, равновесия;
следуют по дорогам сомнения и по полям мудрости, свободы, веры, тупости, любопытства.

  • Тема «Слагаемые успеха. Самопрезентация», кроме информативной части, была наполнена значимыми игровыми моментами. Упражнения «Улыбка», «Интервью», «Пустой стул», «Я иду по кругу» способствовали установлению контакта, развитию внимания, умению понимать другого, созданию положительного микроклимата.

А игры «Оцени себя» и «Я уверена в себе, если…», «Сила слова», «Главные заповеди неудачника» и др. были направлены на актуализацию собственного опыта и осознание процессов формирования чувства уверенности. Рефлексивные моменты были представлены упражнениями «Ладошка», «Лицо группы», «Ах, какие мы молодцы!» и др.

  • На занятиях по теме «Семья» в разделе «Семейные ценности» девушкам было предложено упражнение «Синквейн» (от фр. «пять»).

Правила:
1.___________________________________
(первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным)
2.___________________________________
(вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными)
3._____________________________________ (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами)
4.___________________________________
(четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающих отношение автора к данной теме)
5.___________________________________
(пятая строка – одно слово – синоним первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы)

И вот что получилось:
1. Семья.
2. Обязательная, полная /собственная, ответственная /любящая, но нервная /легкая и трудная.
3. Ценит, учит жить, греет /живет, творит, взаимодействует /рожают, трудятся, сближает / дорожит, действует, делится.
4. Семья – самое главное в жизни /круг любящих родных людей /моя семья – одно целое, ответственно отношусь к семье /вместе навсегда и вечно / очень сложно жить семьей /святое сообщество, обязательно должны быть дети /семья – интересные истории /моя самая любимая необходимость /семья – личное в жизни, родная группа, у которой нет секретов.
5. Родня, опора, союз, крепость, целое, жизнь, я, домашний очаг, муравейник, узы священные, организм, развод, ложь, всё.
А проективный тест «Моя семья» помог проанализировать существующие внутрисемейные границы, увидеть эмоциональный фон, характерный для отдельной семьи.

  • На занятиях по профилактике заболеваний молочной железы (просветительская программа «Хрустальная капелька») обучающиеся заполняли анкету.

Представим ее результаты.

1. Отметь, пожалуйста, ПЯТЬ наиболее близких тебе вариантов продолжения нижеследующего высказывания: «Я хотела бы стать женщиной, обладающей такими качествами…»:
1) имеющая любимого мужа и любящая сама - 19 человек
2) имеющая интересную работу - 15
3) прекрасная мать - 14
4) яркая личность - 12
5) красивая - 11
6) независимая - 10
7) отзывчивая - 8
8) прекрасная хозяйка в доме - 5
9) умеющая правильно строить свои сексуальные отношения - 4
10) имеющая выгодный брак - 2
Вывод: какой же видят себя в будущем наши девочки-подростки?
Это женщина, для которой на первом месте стоит брак по любви; далее – успешность в карьере на работе, которая приносит удовлетворение; это заботливая мама своим детям, рожденным в браке.
Это женщина, для которой нравственные ценности семьи преобладают над материальными ценностями.
Сравнивая предыдущие исследования, хочется отметить, что из года в год растет значимость для девушек реализации.

2. В каком возрасте, по твоему мнению, девушке лучше вступать в брак?
1) Моложе 18 лет - 0
2) 18–19 лет - 53
3) 20–24 года - 56
4) 25–29 лет - 24
5) в 30 лет и старше - 1
6) не имеет значения - 9
7) трудно сказать - 4
8) лучше вообще не вступать - 3
Вывод: для современной девушки важно иметь престижную, хорошо оплачиваемую работу, поэтому она понимает необходимость получения соответствующего образования.
Следовательно, замужество и рождение детей она планирует на возраст 20–24 года, когда уже будет относительно свободна в социальном и материальном планах.
3. Многие считают, что для вступления в брак необходимы определенные условия. Из предложенного перечня выбери четыре условия, которым ты придаешь особое значение.
1) Завершить образование - 19
2) иметь определенный уровень материального благополучия - 16
2) устроиться на работу - 15
3) испытывать чувство любви к супругу - 15
4) быть готовой к рождению и воспитанию детей - 14
5) обзавестись своим жильем - 12
6) уметь вести домашнее хозяйство - 8
7) пройти «школу» сексуальных отношений - 1
Вывод: девушки понимают значимость хорошего образования, которое послужит им трамплином для реализации задуманных планов в карьере и личной жизни. Однако, чтобы брак был удачным, для девушки важно не только материальное благополучие, которое достигается при получении образования и устройстве на работу, но также и чувства к будущему супругу. Можно сделать вывод, что брак по любви все так же актуален для нашего «зацикленного на деньгах» общества.

4. Как, по твоему мнению, влияет на семейную жизнь женщины добрачный сексуальный опыт?
1) Отрицательно - 14
2) не влияет - 59
3) положительно - 27
Считаешь ли ты, что ребенок может быть рожден только после заключения брака?
1) да - 49
2) нет - 27
3) трудно сказать - 24
Вывод: отметим, что девушки допускают возможность вступления в добрачные сексуальные отношения, но целью этого скорее всего является возможность более полно узнать любимого человека и, конечно, свобода выбора будущего супруга.
5. Следует ли применять какие-либо средства предохранения от беременности, если ты не планируешь иметь детей в данный момент?
1) Да - 93
2) нет - 7
Вывод:вступая в сексуальные отношения до брака, девушки осознают опасность ранней незапланированной беременности, поэтому большинство из них стремятся обезопасить себя, используя различные способы контрацепции.
6. Допускаешь ли ты возможность аборта при первой беременности?
1) Да - 6
2) да, при определенных обстоятельствах - 61
3) нет - 32
Вывод: однако если девочки забеременеют, то скорее всего они прибегнут к аборту как единственной возможности избежать проблем с ранней беременностью.
7. Откуда чаще всего ты получаешь знания по вопросам сексуального поведения?
1) От сверстников - 17
2) от медицинских работников - 17
3) от родителей - 13
4) из газет и журналов - 12
5) от старших товарищей - 10
6) кино, видео, телевидение - 10
7) из брошюр, специальных книг и литературы - 8
8) от учителей - 6
9) из художественной литературы - 3
10) от родственников - 1

Вывод: в большинстве девочки за информацией о сексе и об отношениях между полами обращаются к сверстникам или же получают ее из СМИ. Благодаря усилиям сотрудников Детско-юношеского центра и медицинских работников г. Глазова за последние годы выросла доля их участия в информированности подростков по вопросам полового образования и воспитания.
Подростки, отвечая на вопрос, от кого они ждут помощи в решении их проблем, называют родителей. С незапланированной беременностью в большинстве случаев они обратились бы к врачам или же поговорили об этом с родителями. Проблему венерического заболевания у партнера они обсуждали бы только в кабинете врача соответствующей специализации.
8. К кому бы ты предпочла обратиться, если бы возникли перечисленные ниже проблемы (вопросы)?
1. Непонятные изменения, происходящие в период полового созревания.
Родители - 64
Близкие родственники - 3
Друг/подруга - 10
Врачи - 15
Сама найду ответ - 6
2. Ситуация, связанная с подозрением на беременность.
Родители - 20
Близкие родственники - 3
Друг/подруга - 18
Врачи - 29
Сама найду ответ - 1
3. Подозрение на венерическое заболевание партнера.
Родители - 8
Близкие родственники - 4
Друг/подруга - 21
Врачи - 60
Сама найду ответ - 3
Другое - 3
20 из 100 опрошенных девушек изъявили желание посещать дополнительные занятия, чтобы получить информацию по следующим темам: роды, беременность, наследственные болезни, благополучная семья, аборт, психологическая совместимость партнеров.
Следует отметить, что по мере рассмотрения тем участницы практикума получали необходимый информационный материал, а на итоговом мероприятии каждая девушка получила в подарок брошюру «О тебе».

Оценка практикума учащимися

1. Понравился ли тебе практикум?

  • да

  • нет

  • 50/50

2. Получила ли ты новые знания?

  • да

  • нет

  • 50/50

Если да, то отметь несколько пунктов.

3. Можешь ли ты использовать материал практикума в своей жизни?

  • да

  • нет

  • 50/50

4. Каких тем недоставало в программе практикума?

5. Содержал ли практикум достаточное количество теории?

  • слишком много

  • достаточное количество

  • слишком мало

6. Содержал ли практикум достаточное количество упражнений?

  • слишком много

  • достаточное количество

  • слишком мало

7. Содержал ли практикум достаточное количество дискуссий?

  • слишком много

  • достаточное количество

  • слишком мало

8. Какая часть практикума тебе понравилась более других и почему?

9. Какая часть практикума тебе понравилась менее всего и почему?

10. Есть ли у тебя дополнительные предложения или замечания?

Спасибо за сотрудничество!

  • Дискуссия «Что дает семья современному человеку?»

(По книге Розина В.Н. «Любовь и сексуальность». – М., 1999)

Что дает человеку семья?

1. Нормальную жизнь в плане его социального статуса, положения в обществе, жизненных перспектив; он семьянин, с ним все ясно, его в этой роли уважают и поддерживают.
2. Обеспечена и упорядочена его интимная жизнь, он спокоен, не озабочен сексуально, здоров телом и духом.
3. В семье человек общается с близкими, понимающими его людьми, что немаловажно для современной жизни.
4. Он имеет или надеется иметь детей и, следовательно, одной ногой уже стоит в вечности, отчасти приобщается к бессмертию. Пусть сам он, когда придет срок, умрет, но его дети и дети его детей будут продолжать его род.
5. В семье жить легче: вместе воспитывать детей, вести хозяйство, справляться с трудностями.
6. Только в семье можно пережить такие чувства, как благодарность жене (мужу), ответственность за будущее детей, настоящую родственность и ряд других чувств.
7. Семья – опора в старости, ведь старому человеку не меньше, чем молодому, нужны помощь, любовь, поддержка.

Что дает человеку свобода от семейных уз?

1. Статус семейного человека, конечно, уважаем, но и одинокие люди не отвергаются обществом. К тому же они часто больше отдают себя делу, больше вникают в общественные заботы. А мало ли у нас в семьях пьяниц или бездельников, их никто не уважает, несмотря на наличие семьи и детей.
2. Теперь об упорядоченности интимной жизни в семье. Так ли это? А знаковая усталость, а отношения супругов на стороне (их, к сожалению, немало, особенно в больших городах), а большой процент импотенции у мужчин и немалый процент фригидности у женщин… Потому и тянемся к сексу, а не к любви. Все-таки какое-то разнообразие, острота чувств. Потому и смотрим эротические фильмы.
3. Общение в семье? Вот уж смешно! Через год вы знаете все, что может сказать вам супруг, даже в каких выражениях скажет и какое ухо при этом почешет. Значительно интереснее общаться с друзьями, на работе, в клубе. Там действительно настоящее общение, а в семье – так, игра, делаем вид, что общаемся. Я тебя за столом выслушаю, а ты меня. Ритуал.
4. Детей можно иметь и без семьи, и даже любить их можно и воспитывать, не имея семьи. Сегодня статус приходящего папы (реже – мамы) вполне признан в обществе. Что же касается бессмертия, то ведь оно не обязательно через детей, можно после себя оставить еще что-нибудь – дела, мысли, добрую память, книги, машины; мало ли мы помним не имевших ни семьи, ни детей великих людей! Тут главное – захотеть и постараться попасть в историю.
5. Жить в семье значительно сложнее, чем одному. Недаром многие наши женщины то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что от мужчин одни проблемы: и накорми их, и обстирай, и обласкай, а от самих мужчин – что от козла молока. Ну, чтобы завести ребенка, они еще нужны, а воспитывать его легче одной, никто не мешает. Правда, такие сентенции могут быть и вынужденными, но доля истины в них тоже есть.
6. В семье человек может пережить и благодарность, и ответственность, но зато он не свободен. Свобода же дает человеку такой простор деятельности и творчества, такие переживания и чувства! Уверен, более богатые, чем в семье.
7. В старости иметь семью хорошо, тут трудно что-нибудь возразить. Но и в этом случае все не так однозначно: одновременно супруги не умирают, дети сегодня черствые, занятые своими делами и заботами. И какая старость – во многом зависит от здоровья и достатка. Однако, согласен, такая проблема есть. Тем не менее стоит ли ради перспективы отдаленной одинокой старости терпеть семейные неурядицы, жить в семейном аду?

  • Девочки, принявшие участие в практикуме, высказали свои пожелания:

  • Побольше бы таких мероприятий!

  • Побольше упражнений!

  • Не меняйтесь!

  • Побольше подвижных игр.

  • Побольше всяких психологических упражнений.

  • Интересно бы и юношам узнать.

  • Добавьте хотя бы 10 минут к каждой лекции!

  • Все было супер!

  • Побольше конфеток!

  • Побольше времени на обсуждение.

  • Только слова благодарности!

  • Индивидуальные консультации!

  • В игру «Ассоциации» (семья) играть побольше!

Безусловно, много тем, вопросов осталось за рамками практикума. А поскольку общение – наша повседневная «работа» и учиться общению мы не перестаем всю жизнь, уже сейчас, едва простившись с «нашими» девчонками, мы с замиранием сердца ожидаем следующего практикума «Ты становишься взрослой».

Галина Градусова