Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2008

Образ жизни

Выбор за тобой

Модульный курс для подростков 14–17 лет

Занятие второе*

Профилактика курения

Целевая установка

1. Сосредоточение внимания на формировании жизненно важных навыков, таких, как умение решать проблемы, противостоять влиянию сверстников, строить здоровые, дружеские отношения, преодолевать стрессы.
2. Формирование стремления к здоровому досугу (занятия спортом, музыкой, искусством, членство в клубах, участие в актах добровольной помощи).

1. Вводная часть

Работа над проблемными ситуациями

Участники семинара делятся на четное число групп и получают соответствующие задания.
Задание для каждой 1-й группы: прокомментировать следующий текст: «Производство безопасных спичек содействовало развитию и распространению курения. Спички, использовавшиеся ранее, были настолько опасны, что никто не носил их с собой. А сигареты зажигали от камина или лампы. Вскоре после того как были изобретены безопасные спички, которые бесплатно прилагались к сигаретам, потребление сигарет удвоилось».
Задание для каждой 2-й группы: решить задачу «Раз сигаретка, два сигаретка»: «Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один человек курил с 15 лет, употребляя по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил?».

Возможный ход решения:
Если человек умер в 55 лет, а начал курить в 15, то в целом он курил 40 лет. В 40 годах: 40 лет x 365 дней + 10 дней (високосные годы) = 14 610 дней. Общее число выкуренных сигарет: 10 x 14 610 дней = 146 100 штук. Общее число потерянных минут: 146 100 сигарет x 15 мин. = 2 191 500 мин. В сутках: 24 часа x 60 мин. = 1440 мин. Общее число потерянных дней: 2 191 500 мин. : 1440 мин. = 1521,9 дня. Общее число потерянных лет: 1521,9 дня : 365 дней = 4,17 года (4 года и 5,5 мес.).

2. Основная часть

Работа в парах:

  •  пары под четным номером: назвать кратковременные отрицательные последствия курения;

  •  пары под нечетным номером: перечислить отрицательные последствия длительного курения.

3. Анализ научной информации

Учащимся предлагается оценить способность организма устранять нанесенный ему ущерб, возникший после длительного курения, используя материал «График восстановления».
Следующая таблица демонстрирует поэтапное улучшение здоровья человека с момента отказа от табака.

График восстановления

Истекшее время

Эффект для организма

20 мин. – 1 час

Артериальное давление снижается, пульс замедляется, кисти и стопы теплеют

8 часов

Уровень угарного газа (монооксид углерода) в крови снижается до нормы, а кислорода – возрастает до нее

24 часа

Начинает снижаться риск инфаркта миокарда

72 часа

Немного увеличилась жизненная емкость легких

1 неделя

Обострились вкус и обоняние. Выдыхаемый воздух, волосы и пальцы заметно очистились от продуктов горения табака

2 недели – 3 месяца

Улучшились дыхание и кровообращение, стало легче ходить. Восстановившиеся реснички мерцательного эпителия дыхательных путей активно очищают их от слизи с уловленными вредными агентами, снижая риск бронхита, пневмонии, синусита и др. респираторных заболеваний

4–9 месяцев

Проявления усталости уменьшились, кашель стал реже, меньше заложенность носа и одышка

5 лет

Риск инфаркта миокарда и инсульта вернулся к среднестатистическому

10 лет

Риск рака легких становится вдвое ниже, чем у заядлого курильщика. Меньше угрожают и другие типы рака

15 лет

Риск преждевременной смерти почти такой же, как у никогда не куривших

4. «Разговор на бумаге»

На столах раскладываются три больших плаката с надписями: «Мой выбор – не курить: аргументы «за», «Мой выбор – не курить: аргументы «против», «Не могу определиться». Школьники ходят вокруг плакатов, читают надписи и записывают свои рассуждения. Возможны комментарии и уточнения записанных суждений.
По желанию учащиеся могут неоднократно подходить к одному и тому же плакату, однако разговаривать друг с другом им не разрешается. Коллективное обсуждение сделанных учащимися записей происходит по окончании этой работы.
По итогам заполняется таблица «Мой выбор – не курить».

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

1.

2.

3.

5. Форум

Каждая группа из 4–6 человек путем жеребьевки получает одно из положений и готовит по нему обоснование своих позиций. Затем первая «экспертная группа» занимает место на сцене и обсуждает свою тему, обмениваясь мнениями с аудиторией. Далее в обсуждение по очереди вступают и другие группы.

Задание на форум: «Проанализируйте меры, предлагаемые для предупреждения курения:
– запретить продажу сигарет вообще или лицам до 21 года;
– запретить рекламу сигарет;
– запрет со стороны родителей;
– введение штрафов за курение в общественных местах;
– получать достоверную информацию о вреде курения;
– принятие самостоятельного решения: курить или не курить?».

Подведение итогов

6. Рефлексия

Используется психологическая игра-активатор «Поменяйтесь местами». Она проводится в парах. Нужно рассчитаться на первый-второй. Участник с номером один должен уговорить участника под номером два поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.
По окончании игры проводится обсуждение увиденных в игре способов оказания давления: кому удалось уговорить поменяться местами и каким способом удалось этого достигнуть?
Запись в тетради: «Виды группового давления»: лесть; шантаж; уговоры; угрозы; насмешки; похвала; подкуп; обман; запугивание; призыв «делай, как мы».

Комментарий

1. Столы на семинаре нужно поставить так, чтобы обучаемые имели возможность ходить вокруг них и делать записи. Запрет разговаривать друг с другом во время работы по технике «Разговор на бумаге» способствует большей концентрации на написанном. Этот метод побуждает учащихся к общей рефлексии проделанной ими работы, помогает преподавателю узнать о настроении группы и получить новые неожиданные идеи (предложения) для оптимизации дальнейшей работы на семинарах.
2. Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, то есть групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Мы довольно часто не можем противостоять ему и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления – подражание окружающим («стадное чувство», например, в ситуации паники). В толпе человек может сделать то, что никогда не стал бы делать в одиночку.

Реквизит

Распечатки задачи и проблемной ситуации.
Лист «Меры профилактики курения».
Видеоаппаратура.
Видеоролик по профилактике курения.
«Графики восстановления» (по одному на группу).
Ватманы.
Фломастеры.

Шпаргалка для учителя

Возможные последствия воздействия алкоголя

Кратковременные

Длительные

  •  замедленная реакция на внешние раздражители;

  • замедленные рефлексы;

  • нарушение координации движений;

  • снижение остроты мышления;

  • ухудшение памяти;

  • рвота;

  • затуманенный взгляд;

  •  повышенный риск несчастных случаев;

  •  шатание при ходьбе или стоянии на месте;

  • потеря сознания;

  • кома;

  • смерть

  • заболевание алкоголизмом;

  • провалы памяти;

  • цирроз печени;

  • нарушение функций головного мозга;

  • нарушения нервной системы;

  • сердечно-сосудистые заболевания;

  • значительное снижение аппетита;

  • сокращение продолжительности жизни;

  •  смерть в результате несчастного случая (например, в автомобильной аварии);

  •  смерть от несчастного случая, связанного с употреблением спиртных напитков

Возможные последствия воздействия курения

Кратковременные

Длительные

  • учащенное сердцебиение;

  • рост артериального давления;

  • раздражение слизистой оболочки горла;

  • проникновение в кровь угарного газа;

  • попадание в легкие канцерогенов;

  • иногда – раздражение слизистой оболочки глаза;

  • снижение температуры кожных покровов;

  • неприятный запах изо рта

  • пожелтение зубов;

  • преждевременные морщины на лице;

  • ухудшение обоняния;

  • снижение иммунной защиты;

  • язвы;

  • хронический бронхит;

  • заболевания сердца;

  • сосудистые нарушения, инсульты;

  • эмфизема;

  •  рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы, мочевого пузыря

Занятие третье

Профилактика наркомании**

Целевая установка:

1. Сформировать новое здоровьесберегающее мышление, экологически грамотное поведение, культуру здорового образа жизни.
2. Дать ученикам навык сопротивления обстоятельствам, ограничивающим выбор.
3. Обучить приемам отказа от предлагаемых наркотиков, табака, алкоголя.

1. Вводная часть

Практическая работа «Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта».

Учитель: Человеку без лекарств не обойтись. Каждый может получить травму, у каждого может заболеть голова или зуб, подняться температура или начаться расстройство желудка. В этом случае выручит домашняя или офисная аптечка. Очень важно научиться пользоваться лекарствами. Кроме того, необходимо знать, как правильно следить за сроками годности и условиями их хранения.
Большинство лекарственных средств используется людьми для облегчения недомогания, связанного с несильными болями, мигренью, вирусными инфекциями, простудой и т.д.
При этом многие препараты продаются без рецепта, так как химические вещества, входящие в их состав, считаются безвредными, если следовать инструкциям на упаковке.
Цель работы: научить читать инструкции по медицинскому применению препаратов домашней аптечки.
Учащиеся должны:
знать,
что представляют собой лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта;
уметь объяснить, когда и как употребляются лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта.
Ход работы: школьники делятся на 6 групп (по 3–4 человека). Каждая группа, получив раздаточный материал, вписывает в бланки необходимые данные о лекарственных веществах, которые можно найти у себя в домашних аптечках, купить в аптеках без рецепта врача.
Группам выдается задание для исследования одной из предложенных тем:

№ группы

Задание

1, 4

Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта, которые вызывают сонливость

2, 5

Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта, употребление которых может привести к возникновению зависимости от них

3, 6

Лекарственные вещества, отпускаемые без рецепта, обладающие стимулирующим действием

В ходе выполнения практической работы учащиеся знакомятся с лекарственными веществами, отпускаемыми без рецепта в аптеках города; самостоятельно изучают инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов. Время выполнения задания – 15–20 минут. Бланки должны содержать информацию о 7–10 лекарственных препаратах.
После заполнения бланков учитель может задать дополнительные вопросы группам.
1. Приходилось ли вам принимать какие-нибудь из перечисленных лекарственных веществ?
2. Считаете ли вы, что эти лекарственные вещества помогли бы вам или членам вашей семьи?
3. Становилось ли вам или кому-либо из членов семьи плохо после приема лекарства?
При обсуждении используется дополнительный материал под рубрикой «Информация для учителя».

Бланк № ______

Участники: _______________________________________________

Наименование

Суточная доза

Кол-во дней приема

Побочные явления

Противопоказания

Место хранения

Наличие дома

Реклама

2. Основная часть

Упражнение «Рука»

Учащиеся берут альбомные листы и карандаши и, положив на листок свою ладонь, обводят ее. Затем на каждом пальце записывают те черты своего характера, которые, по их мнению, помогут отказаться от предлагаемых наркотиков.
По окончании работы все листки вывешиваются на доске. Желающие озвучивают свои работы.

3. Обсуждение наиболее эффективных приемов отказа от предлагаемых наркотиков.

  •  Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, – это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

  •  «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

  •  Смените тему: придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы...).

  •  «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз...

  •  «Задавить интеллектом»: если употребляющие наркотики убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

  •  Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это также будет свидетельствовать о твердом характере.

  •  Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять наркотики (например: поймают, случится белая горячка, заболеют гепатитом и т.д.).

  •  Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите ее стороной.

4. Дискуссия «Как использовать приемы отказа»

Какие из этих приемов наиболее эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать?
Все приемы записываются крупно на листах, которые вывешиваются в разных местах аудитории. Затем каждый подросток может подойти к тому плакату, который соответствует его способу отказа от наркотиков и других ПАВ.

5. Работа над ошибками

После вступительного слова преподавателя учащимся необходимо опровергнуть мифы, которые существуют о наркотиках.
Учитель: «Нарке» на древнегреческом означает «ступор», «беспамятство». Основной механизм его воздействия – кислородное голодание и нарушение проводниковой регуляции между основными центрами нервной системы. Появляется ощущение обретения «нового стиля жизни», «неординарного самовыражения». Повторные приемы вызывают привыкание, выработку зависимости.
Эффект обморока и других нарушений деятельности центральной нервной системы вызывается кислородным голоданием клеток головного мозга (впрочем, как и всех органов и систем). После такого воздействия значительная часть интенсивно работавших до этого клеток головного мозга отмирает. Однако существуют мифы о наркотиках, которым необходимо найти объяснение.

! Неправда первая. Существуют «легкие» наркотики, они практически безвредны.

На самом деле любые наркотики – все равно наркотики. К «легким» наркотикам тоже привыкают. Кроме того, по статистике каждый второй потребитель легких наркотиков рано или поздно переходит на более тяжелые (во многих городах это производные мака – ханка, героин).

! Неправда вторая. Наркотики можно перестать употреблять в любое время.

К сожалению, сегодня медицина может успешно бороться только с физической зависимостью, когда организм отмывается от остатков наркотика, которые в нем скапливаются. Физическая зависимость – это совсем не главное, а от психологической зависимости лекарства пока не придумали. Так, 8 из 10 потребителей опийных наркотиков, прошедшие курс лечения, снова начинают их принимать. Примерно столько же заражаются вирусным гепатитом – тяжелым, плохо излечимым, а иногда и смертельным заболеванием. Кроме того, для потребителей внутривенных наркотиков риск заражения ВИЧ выше в 6 раз (90% ВИЧ-инфицированных в России заразились внутривенным путем при употреблении наркотиков).

! Неправда третья. Если человек зависим от наркотиков, то его жизнь кончена.

Это другая крайность (смотри: «Неправда вторая»). Человек, решивший отказаться от наркотиков, способен это сделать! Для этого нужно: постараться максимально сохранить свое здоровье до момента отказа; самому принять решение отказаться от наркотиков; обратиться за помощью к специалистам: наркологу, психотерапевту, психологу; чтобы в этот трудный период поведение близких людей способствовало отказу от наркотиков.

! Неправда четвертая. Вдыхание героина через нос не вызывает зависимости.

Вот уж действительно неправда! Совершенно не важно, каким образом наркотик попал в организм. Главное – он оказывается в крови и вызывает точно такие же реакции, что и при внутривенном введении. Так что привыкание все равно наступит. Кроме того, вдыхание героина – весьма дорогое «удовольствие» и очень быстро может оказаться не по карману, поэтому большинство потребителей вскоре переходят на внутривенное введение.

Подведение итогов

6. Рефлексия

Используется методика «Сделай свой выбор!». У каждого школьника по 5 карточек разного цвета. На столе учителя – «чаша для сбора мнений», в которую учащимся нужно опустить карточку соответствующего цвета.

Красная

Я против наркотиков

Желтая

Мне все равно

Розовая

Жизнь коротка, и надо успеть попробовать все

Синяя

От судьбы не уйдешь – будь что будет

Зеленая

Я – личность, все в моих руках

Заканчивается занятие самостоятельным заполнением таблицы в тетрадях: «Мой выбор: «нет» – наркотикам»

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Комментарий

В аптечки, используемые для практической работы, необходимо положить аннотации относительно безобидных лекарственных препаратов, чтобы показать важность грамотного использования лекарственных препаратов.

Реквизит

Наборы для практической работы: складные картонные коробочки и/или пустые флаконы от лекарств, инструкции по медицинскому применению препаратов домашней аптечки, бланки для заполнения.
Карандаши. Альбомные листы.
Буклеты «Приемы отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя».
Карточки пяти цветов на каждого учащегося.

_____________

* Продолжение. См. № 16/2008

** В подготовке занятия принимала участие ст. преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности ЯГПУ им. К.Д. Ушинского П.А. Гужова.

Продолжение в № 2/2009, № 4/2009

Ксения Безух