Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/2008

Конкурс

Каждому – дело по душе

Программа воспитательной работы

Пояснительная записка

Одним из показателей процветания нации является состояние здоровья детей. Пожалуй, самая важная роль в формировании здорового образа жизни среди подрастающего поколения отводится школьному учителю. Именно он помогает сформировать систему ценностных ориентаций так, чтобы бережное отношение к своему здоровью стало неотъемлемой частью поведенческих реакций ребенка. Однако было бы неправильно ограничивать сферу деятельности учителя только занятиями в школе. Настоящего педагога не может не волновать, что делает, как живет, чем увлекается его воспитанник после уроков. Поэтому здоровьесберегающая работа в школе должна быть системной и комплексной, подкрепленной внеклассными воспитательными мероприятиями.
Кратковременные и хронические отклонения в состоянии здоровья сказываются на умственной работоспособности учащихся, преобладание статических нагрузок способствует искусственному сокращению объема двигательной активности ребят. Поэтому в настоящее время много внимания уделяется физическому развитию. Но хорошо известно, что образованный, физически развитый человек может оказаться злым и безнравственным.
Родители и учителя должны осознавать важность трех направлений развития – умственного, физического и нравственного.
Психологи установили, что самый благоприятный возраст для формирования полезных привычек – дошкольный и школьный. В этот период большую часть времени дети проводят в семье, в школе, среди сверстников, педагогов, чей образ жизни и поведение становится сильнейшим фактором формирования их представлений о жизни, о сохранении здоровья.

Цель программы: создать атмосферу успеха для каждого ребенка, научить детей верить в себя, свои силы, сформировать представление о сохранении и укреплении здоровья.

Задачи:

1. Создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремлении прийти на помощь.
2. Создание атмосферы взаимного уважения среди учащихся, родителей и педагогов.
3. Отслеживание и мониторинг состояния здоровья учащихся.
4. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий в школе.
5. Стремление достичь во внеклассной работе массовости.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Формирование социальных навыков, способствующих социальной адаптации и профилактике вредных привычек.
При этом в действие вступают следующие принципы воспитания:
– Принцип природосообразности. Не бороться с природой ребенка, не переделывать его, а развивать то, что уже есть.
– Принцип смыслового равенства взаимоотношений «учитель – ученик».
– Принципы демократизма и гуманизма, культуросообразности, творческого начала, опоры на лучшие качества человека, системности воспитания.

Ожидаемые результаты

1. Формирование навыков сознательного отношения к здоровому образу жизни.
2. Накопление опыта по гигиене питания и использованию растений-целителей в оздоровлении.
3. Воспитание навыков создания фитомодулей в классном кабинете и своей квартире.
4. Снижение уровня заболеваемости у учащихся.
5. Положительная динамика состояния здоровья.
6. Снижение агрессивности в поведении.
7. Умение отказаться от вредных привычек.
8. Осмысление полученного опыта, рефлексия.

Направления воспитательной деятельности

Направления

Решаемые задачи

Технология

1. Интеллектуальное здоровье

– Развивать интеллектуальные умения класса и возможности каждого ученика с последующей коррекцией.
– Определить приемы, формы индивидуальной работы с учащимися во внеурочное время.
– Расширить кругозор учащихся, увлечения, интересы.
– Организовать помощь семье в воспитании ребенка

1. Организация бесед, тематических классных часов.
2. Проведение диспутов, дискуссий на этические темы.
3. Проведение предметных олимпиад, интеллектуального марафона.
4. Выпуск предметных газет.
5. Участие в ежегодной научно-практической конференции учащихся

2. Нравственное здоровье

– Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки.
– Воспитание интереса ученика к самому себе, желания стать лучше.
– Воспитание правильной нравственной позиции.
– Воспитание волевых качеств ученика, способности к самокритике.
– Воспитание у ученика, живущего в социуме, уважения к законам, нормам поведения

1. Посещение театров, концертов.
2. Проведение бесед, тематических классных часов.
3. Организация и проведение семейных вечеров.
4. Проведение диспутов, дискуссий на этические и нравственные темы.
5. Проведение Дней дублера.
6. Акция «Мы с вами, ветераны»

3. Экологическое здоровье

– Воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде.
– Формирование ответственности за природу.
– Изучение воздействия окружающей среды на организм человека.
– Формирование экологического сознания

1. Организация экскурсий в парки, в лимонарий, теплицу, на очистные сооружения госпредприятия «Рощинский».
2. Участие в экосубботниках.
3. Озеленительная работа.
4. Участие в осенних ярмарках

4. Воспитание здоровья в семье

– Организация взаимодействия семьи и школы в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.
– Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями.
– Воспитание чувства ответственности, культуры семейных отношений

1. Формирование традиций класса.
2. Организация семейных праздников.
3. Проведение бесед, классных часов.
4. Организация и проведение родительских собраний.
5. Профилактика негативного семейного воспитания.
6. Посещение учащихся на дому, индивидуальные встречи, беседы

5. «Я и другие».Психологическое здоровье

– Воспитание осознанного отношения к себе как личности, обретение навыков культурного общения.
– Создание атмосферы успеха для каждого ребенка, веры в себя, свои силы.
– Создание позитивной атмосферы в классе, чтобы каждый ребенок нашел свое место в коллективе, умел общаться, дружить, мог поддержать товарищей в трудную минуту

1. Организация встреч с интересными людьми.
2. Проведение тематических классных часов, игр, тренингов по общению.
3. Операция «Ветеран».
4. Изготовление подарков, гуманитарная помощь, выступление с концертами в детском доме

6. Эстетическое здоровье

– Воспитание чувства красоты, гармонии, формирование вкуса.
– Создание условий для реализации духовных, физических и интеллектуальных потребностей.
– Знакомство с различными видами искусства

1. Проведение школьных традиционных праздников.
2. Подготовка и съемка классных роликов, клипов.
3. Организация встреч с людьми искусства.
4. Проведение школьных конкурсов.
5. Организация выставок работ учащихся.
6. Посещение театров, музеев

7. Физическое здоровье

– Формирование знаний о человеке как представителе общества.
– Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
– Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни.
– Формирование навыков рациональной организации учебного процесса, труда, отдыха.
– Изучение правил гигиены и здорового образа жизни

1. Организация походов, прогулок.
2. Встречи-беседы со специалистами (нарколог, валеолог, психолог, юрист).
3. Выпуск листков здоровья.
4. Проведение физминуток.
5. Походы в лес для сбора лекарственных трав.
6. Отдых в школьном оздоровительном лагере.
7. Проведение дней здоровья, игр, спортивных соревнований

8. Здоровье в труде

– Формирование уважительного отношения к труду.
– Формирование ответственности за выполненную работу.
– Развитие организаторских способностей.
– Вооружение учащихся основными трудовыми умениями и навыками

1. Участие в трудовых десантах.
2. Генеральные уборки классного кабинета, школы.
3. Организация экосубботников.
4. Работа на пришкольном учебно-опытном участке.
5. Работа по озеленению и благоустройству школьной территории.
6. Работа по уборке урожая на полях совхоза

План работы

В подготовке и проведении мероприятий участвуют: завуч, классный руководитель, учителя физкультуры, биологии, библиотекарь, школьный психолог, староста класса, инициативная творческая группа и родительский комитет

Сентябрь

День знаний.
Создание актива класса.
Организация дежурства в кабинете.
Экскурсия по ПДД «Опасные участки села Рощинское».
Уборка урожая на пришкольном участке.
Участие в экосубботниках.
Участие в общешкольном легкоатлетическом кроссе.
Экскурсия в осенний лес.
Классный час «Лукошко добрых дел».
Классный час «Правильный режим дня – залог здоровья».
Классный час «Друзья Мойдодыра».
Классное родительское собрание «Педагогика семейных отношений».
Контроль занятости учащихся в кружках, спортивных секциях.
Посещение учащихся на дому.

Октябрь

Декадник к Дню Республики.
Оформление классного уголка.
Интеллектуальный марафон «Неоткрытые острова».
Презентация школьного фитобара «Сказки леса».
Открытие купального сезона в школьном бассейне.
Участие в ярмарке «Дары осени».
Посещение школьного зимнего сада во время перемен для релаксации.
Родительское собрание «Воспитание здорового ребенка в семье».
Школьный вечер «Осенний бал».
Классный час «Уроки «осердечивания».
Классный час «Профилактика табакокурения».
Классный час «Этикет».
Классный час «Учеба и труд рядом идут».
Операция «100 кедров».

Ноябрь

Посещение русского драмтеатра г. Стерлитамака.
Участие в Неделе книги.
Участие в первенстве школы по плаванию.
Работа по озеленению и уходу за растениями школьного зимнего сада, составление фитомодулей.
Рейд «Читательские формуляры».
Посещение учащихся на дому.
Участие в декаднике математики.
Классный час «Дорога, ведущая к бездне».
Классный сбор «Каждому — дело по душе».
Экскурсия в лимонарий.

Декабрь

Лыжная вылазка на природу «Здравствуй, снежная зима».
Диагностика сформированности коллектива.
Участие в декаднике русского языка «Коронация писателей».
Конкурс новогодних стенгазет.
Конкурс ледовых скульптур.
Участие в фабрике Деда Мороза.
Новогодний вечер.
Воспитательное дело «В плену иллюзий».
Классный час по правилам дорожного движения.
Классный час «Наш класс в борьбе за экономию и бережливость».
Классный час «Человек и природа – единое целое».
Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
Классное родительское собрание «Микроклимат в семье».
Классная генеральная уборка.

Январь

Галерея детского рисунка.
01 – пароль отважных.
Диагностика знаний по правилам пожарной безопасности.
Неделя искусства – в гостях у музыки.
Экологическая игра в системе здоровьесберегающей педагогики.
Сбор «Знаешь сам – помоги другому».
Операция «Книжкина больница».
Контроль занятости в спортивных секциях.
Конкурс экологических сказок.
Классный час «Профилактика вредных привычек».

Февраль

Праздник песни и строя.
Участие в спортивной игре «Орленок».
Вечер отдыха «Сильные, смелые, ловкие».
Экскурсия на очистные сооружения.
Участие в экоспектакле «Все живое должно жить».
Работа экоклуба «Зимний сад».
Конкурс семейных газет «Семья вместе – душа на месте».
Классное родительское собрание «Кафе».
Классное собрание «Планы на самую большую четверть».
Классный сбор «Мы – друзья природы».
Классный час «Правила дорожного движения».
Классный час – конкурс плакатов «Я забочусь о своем здоровье».

Март

Участие в общешкольном празднике 8 Марта.
Акция «Детский дом».
Фольклорный праздник.
Операция «Макулатура».
Участие в шахматном фестивале.
Мониторинг школьной экологической среды.
Праздник «День птиц».
Классный час «Моя семья».
Воспитательное дело «Задумайся о будущем».
Классный час «Загляните в мамины глаза».
Классный час «Уроки ОБЖ, ПДД».

Апрель

Месячник здоровья.
Детский лекторий «ЗОЖ».
Операция «Антилень».
Акция-дискотека «Мы голосуем за ЗОЖ».
Встреча с врачом участковой больницы.
Операция «Первоцвет».
Неделя психологии.
Праздник «Семейная юморина».
Экскурсия на молочный комбинат г. Стерлитамака.
Беседа «Об уважении и чуткости».
Классный час «Эскиз одной проблемы». Вредные привычки.
Экологические субботники.

Май

Вахта памяти.
Последний звонок.
Операция «Родник».
Экскурсия в весенний лес.
Школьный турслет.
Очистка берегов реки Асава от мусора.
Работа на пришкольном участке.
Посадка деревьев в школьном дендрарии.
Участие в легкоатлетическом кроссе «Весна победы».
Классный час «Встреча с ветеранами ВОВ.
Классный час «Мой досуг летом».
Итоговое родительское собрание.

Июнь

Организация и работа на пришкольном учебно-опытном участке.
Участие в работе школьного летнего оздоровительного лагеря «Островок здоровья».
Поход с классом и родителями на гору Шиханы.
Организация поездки учащихся в лес для сбора лекарственных трав.

Литература

  1. Габиани А.А. На краю пропасти. – М.: Мысль, 1990.

  2. Глушков В.А. Наркомания у подростков. – Киев: Здоровье, 1989.

  3. Жиренко О.Е., Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М., 2005.

  4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., 1986.

  5. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. – М.: Просвещение, 1991.

  6. Рыжова Н.М. Экологизация развивающей природной среды. — Журнал «Дошкольное воспитание», 1999, № 3.

  7. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2000.

  8. Тарнавский Ю.Б. Курить – здоровью вредить. – М.: Медицина, 1978.

  9. Суханов В.И., Мокович В.А. Вредные привычки: причины и профилактика. – Челябинск, 1988.

Светлана Алибаева