Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №1/2009

Технология

Улыбнись!

Адаптационные тренинги для учащихся 1-го класса

Начало учебы в школе – значимый момент в жизни каждого ребенка. Если ребенок физически здоров, то он справляется со всеми обязанностями без лишней усталости

Учителя и родители должны сделать так, чтобы школа стала для детей другом, помощником в развитии личности, а не обузой. Необходимо так организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы он способствовал благоприятному росту, развитию ученика, укреплению его здоровья (физического и психологического). Современная медицина утверждает, что 30–40% хронических заболеваний имеют психогенную основу. Поэтому особо актуальным становится понимание того, что позволяет ученику в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Социальная адаптация как процесс активного приспособления первоклассника к школьной жизни значима и необходима именно в первые дни пребывания в образовательном учреждении. Эффективным средством для воспитания психологической культуры учеников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого ребенка и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.
В социологическом словаре термин тренинг определен как обучение, тренировка, а также совокупность методов организации коллективного взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.
В ходе проведения тренингов педагог формирует конструктивные взаимоотношения между учителем и ребенком, между ребенком и ребенком, между ребенком и группой детей. Умелое использование эффективных воспитательных технологий, исключающих стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяет создать комфортную среду общения между первоклассниками. Очень важно наладить коммуникативные контакты при освоении коллективных форм взаимодействия в период адаптации.
Адаптационные тренинги способствуют развитию толерантности, пониманию личностных особенностей других, умению принимать тех, кто находится рядом.
Цель данной программы состоит в создании условий для адаптации первоклассников к школьной жизни.

Содержание программы

Темы занятий

Упражнения

«Здравствуйте, это Я!»

«Что я люблю?», «Росточек под солнцем», «Солнечный зайчик»,

«Благодарю тебя»

«Улыбнись!»

«Возьми и передай», «Улыбка», «Ручеек радости», «Ладошки»

«Наше настроение»

«Встаньте те, кого зовут...», «Превращения», «Рисуем настроение»,

«Спаси птенца», «Мы – единое целое»

«Мы – дружные ребята»

«Поезд», «Ласка», «Дерево», «Благодарю тебя»

«Мы – волшебники»

«Волшебники», «Комплименты», «Улыбка»

«Любимые сказки»

«Встаньте те, у кого...», «Сказочная шкатулка», «Принц и принцесса»,

«Солнечный зайчик»

«Дарим добро»

«Ласковый мелок», «Солнце в ладошке», «Спаси птенца», «Благодарю тебя»

«Путешествие»

«Волшебное колечко», «Белое облако»

«Мы в лесу»

«Встаньте те, кто...», «Отгадай, чей голосок», «Злые и добрые кошки»,

«Ручеек радости»

«Приятные воспоминания»

«Неоконченные предложения», «Цветы», «Дерево»

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

– обеспечить психологический комфорт для первоклассников;
– сохранить душевное и эмоциональное благополучие ребенка;
– способствовать взаимопониманию между детьми, сплочению классного коллектива.

При использовании адаптационных тренингов формируются чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми и облегчающие их сближение и объединение. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, при этом каждый участник тренинга может проявить свои личностные качества в активной форме. Все это способствует формированию благоприятной психологической атмосферы в классном коллективе, повышению эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
Программа включает десять тренингов на следующие темы: «Здравствуйте, это Я!», «Улыбнись!», «Наше настроение», «Мы – дружные ребята», «Мы – волшебники», «Любимые сказки», «Дарим добро», «Путешествие», «Мы в лесу», «Приятные воспоминания».
Тренинги проводятся в первые школьные дни и укладываются в 20 минут. Это и есть учебно-тематический план.

Занятия осуществляются по следующей структуре:

1. Вводная часть (приветствие, 3 мин.).
2. Основная часть (упражнения адаптационного периода, 15 мин.).
3. Заключительная часть (ритуал прощания, 2 мин.).

Большинство занятий проводятся в кругу, так как круг – это прежде всего возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, вносит гармонию в отношения детей, облегчает взаимопонимание.
Адаптационные тренинги позволяют школьникам войти в детско-взрослую общность в качестве полноправного ее члена.
В качестве примера привожу второй день занятий.

2-й день. «Улыбнись!»

Задачи: создать комфортные условия для работы ребят; снять эмоциональное напряжение; развивать наблюдательность, взаимопонимание.

1. Вводная часть

Дети стоят в кругу, им предлагается поприветствовать друг друга, пропевая слова. Учитель начинает: «Доброе утро, Аня!». (При этом нужно улыбнуться и кивнуть головой.) Ребята приветствуют таким образом друг друга по кругу.

2. Основная часть

Упражнение «Возьми и передай»

Дети стоят в кругу, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой (движением мышц лица) передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение «Улыбка»

Ребята сидят, закрыв глаза. При этом на лице обязательно должна быть улыбка. «Держать» улыбку 7–10 минут, и дети почувствуют, как улучшилось настроение, даже если улыбка сначала была вымученной. (Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц своего лица, а это, в свою очередь, изменяет ход мыслей и эмоций, направляет их в нужное русло.)

Релаксационное упражнение   «Ручеек радости»

– Мысленно представьте себе, что внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. (Озорной – шаловливый, балованный.) Он не может долго усидеть на одном месте.

Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

(Дети, взявшись за руки, совершают волнообразные движения руками.)

3. Заключительная часть

Упражнение «Ладошки»

– Наше занятие мы закончим необычным рукопожатием.

(Дети стоят в кругу, и каждый прикасается ладошкой к соседу слева и справа. После того как все ученики соединят ладошки, ребята поднимают руки вверх и опускают их.)

Литература

1. Гвишиани Д.М. Краткий словарь по социологии / Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. – М.: Изд-во политической литературы, 1989. – С. 479.

2. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. – М.: Просвещение, 1993. – С. 191.

3. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – С. 240.

Наталья Шумилова