Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №3/2009

Урок здоровья

ЗАНЯТИЕ № 17. Тема: «Твои поступки и привычки»

Цели: учить детей оценивать свои привычки, поступки, замечать недостатки и исправлять их; учить понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым.

ХОД УРОКА

1. Ритуал приветствия

Дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнеру в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. Каждый раз дети в парах меняются.

2. Беседа по теме

– Сегодня мы с вами продолжим общение с героями, с которыми познакомились на прошлом занятии.
Однажды Дима случайно разбил горшок с любимыми мамиными фиалками. Мама очень огорчилась. Ни Дима, ни Аня сразу не сказали правду, а переложили вину на котенка. Котенка наказали. Дима мучился целый день, а вечером признался маме во всем. К Диминому удивлению, мама не ругала его, а, наоборот, похвалила за то, что он сказал правду. И сказала: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
Аня. Я тебя не выдала, но мне было жалко котенка, которого наказали ни за что. Я рада, что ты сам обо всем рассказал.
Мама. Любому человеку приходится выбирать, как поступить, и не всегда бывает легко сделать выбор.
Хороший поступок – это когда делаешь то, что не вредит ни тебе, ни другим.
Папа.
Ребята, а может быть поступком отказ сделать что­то?
Аня. Наверное, нет.
Дима. А я думаю, что может. Помнишь, как ты не стала обманывать родителей своей подружки, хотя она говорила, что перестанет с тобой дружить?
Аня. Ну, тогда и ты совершал поступки. Помнишь, на даче соседские мальчишки предлагали тебе попробовать покурить вместе с ними? Ты отказался, и вы поссорились. Ты тогда переживал, а родители никак не могли понять, в чем дело.
Папа. Я не знал, что ты способен совершить такой поступок. У тебя сильный характер. Я горжусь тобой!
Дима. Разве поступки и характер связаны между собой?
Папа. Есть такая народная мудрость, она гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку».
О том, что такое привычки, какими они бывают и можно ли их изменить, мы будем говорить чуть дальше.

Задание 1

– Вспомни, какой свой поступок ты считаешь очень важным, гордишься им.

Задание 2

– Какой сказочный герой тебе нравится больше всего? Каким его поступкам тебе хочется подражать?
Аня. Интересно, все вокруг только и говорят: «полезные привычки», «вредные привычки». А что такое привычки?
Дима. Тут и думать нечего. Привычка – это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он это делает и как. Например, чистит зубы. Моет руки перед едой. Наверное, это и есть хорошие привычки. А вот грызть кончик карандаша – дурная привычка, хотя я часто делаю это, когда решаю сложные задачки. А еще я слова лишние повторяю, бабушка называет их словами­паразитами.
Аня. А вот мама называет плохой привычкой беспорядок в комнате и то, что мы не всегда моем за собой посуду после еды. Значит, плохие привычки можно изменить и они станут хорошими?
Дима. Папа, а как появляются хорошие и плохие привычки?
Папа. Почти все, что человек делает часто, каждый день, можно считать привычками. Вредные привычки появляются легко: поленился вымыть посуду за собой один раз, другой, а третий раз, даже не задумываясь, оставишь ее на столе. А приучить себя к порядку и аккуратности сложнее. Хорошие привычки можно воспитать в себе, но это потребует усилий, старания.

Задание 3

– Рассмотри рисунки (мальчик чистит зубы, девочка заправляет постель, мальчик грызет карандаш). Назовите те, на которых изображены полезные привычки и вредные привычки.
Папа. Запомните: избавиться от вредных привычек и воспитать хорошие можно. Главное – принять твердое решение и не отступать от него.
Аня. Да, мы с Димой очень долго забывали мыть руки перед едой, и нам бабушка постоянно напоминала. А сейчас мы всегда садимся за стол с чистыми руками.
Дима. Мне до сих пор трудно привыкнуть собирать портфель после выполнения домашних заданий, не откладывать на утро.
Папа. Когда вы родились, я решил бросить курить и сделал это.
Дима. И за восемь лет тебе ни разу не захотелось закурить?
Папа. Хотелось, но я твердо решил и ни разу не нарушил слова, которое себе дал.
Дима. Я понял: если есть правило, как воспитать хорошую привычку, то есть и правило, как избавиться от плохой. Сейчас я его напишу.
Решить раз и навсегда – и не отступать.
Папа. Молодец! Попробуйте вместе с Аней вспомнить свои полезные и вредные привычки.
– Какие у тебя есть привычки, от которых ты хочешь избавиться? Какие привычки ты хочешь воспитать в себе?

Задание 4

– Прочитай. Назови полезные и вредные привычки.
Запись на доске:
Помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; складывать на место игрушки, учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца.

3. Рефлексия занятия

Что вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Приготовьте два рисунка: один – ваша полезная привычка, другой – ваша вредная привычка.

4. Ритуал прощания (см. занятие № 16).