Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2009

Учительская

В педагогическую копилку

Одна школа, одни и те же дети. Но разные преподаватели. Отчего-то на занятия к некоторым из них ребята идут с удовольствием, проявляя интерес и к учителю, и к его предмету, а к другим же, наоборот, неохотно, оставаясь равнодушными как к педагогу, так и к дисциплине

Когда несколько лет назад я вступила в должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, то начала знакомиться с методикой преподавания каждого педагога. Я обнаружила, что у одних учителей время урока проходит быстро, дети после занятия имеют позитивный настрой и чувство удовлетворения, а у других время тянется бесконечно, все ждут звонка, а после урока чувствуют себя измученными и уставшими.
Часто на таких занятиях возникали проблемы с дисциплиной, отмечались эмоциональные срывы учителя, что в результате приводило к ухудшению здоровья и преподавателя, и ученика, да и качество знаний школьников на этих уроках было невысоким.
Естественно, передо мной встал вопрос: как должен быть организован учебный процесс, чтобы были здоровы и учитель, и ученик? Как повысить эффективность учебного процесса в комфортных для педагога и детей условиях, в которых могли бы проявиться все способности личности?
Конечно, личностные качества самого преподавателя, уровень психологической культуры, его темперамент оказывали на процесс урока существенное влияние, но, как оказалось, и технологии, применяемые учителем, играли огромную роль.

Изменить поведение педагога

Чтобы изменить ситуацию к лучшему, мне пришлось проанализировать разнообразные педагогические технологии, ориентированные на формирование и охрану здоровья ученика и педагога, сделать сравнительный анализ результативности профессиональной деятельности преподавателей школы в условиях использования разных образовательных технологий (активной, рецептивной и пассивной деятельности учителя и учащихся на уроке – по методике кандидата педагогических наук А.С. Границкой).

Статья опубликована при поддержке компании "BezpekaTV". Современные системы безопасности - видеонаблюдение, контроль доступа, охранная сигнализация, системы озвучивания и оповещения. Компания также предоставляет услуги по реализации современного высокотехнологичного оборудования, выполнению монтажных работ "под ключ", техническому обслуживанию и внесению конструктивных и технологических изменений в смонтированные системы. Гарантия качества, только проверенные производители, доступные цены. Узнать подробную информацию о товарах и предоставляемых услугах Вы сможете, перейдя по ссылке: https://bezpekactv.com.ua/.

Самой эффективной с этих позиций была выделена технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» (ЧПКМ). Мотивация учащихся здесь достигается путем привлечения их к самостоятельному целеполаганию, рефлексии, увеличению времени их активной деятельности через организацию коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной работы на уроке, в результате чего снижается напряжение учителя, меняются его функции и стиль поведения. Преподаватель становится управляющим творческого процесса.
На практике процессы профессионального развития педагога проходят стихийно, без необходимого методического и психологического обеспечения. Это и послужило предпосылкой в поисках наиболее эффективного способа методического и психологического воздействия на личность учителя с целью переориентации его на работу по здоровьесберегающей технологии.
Результатом многолетних исследований доктора психологических наук Л.М. Митиной стала модель конструктивного изменения поведения педагога. Именно она и была взята для использования и отработки в рамках экспериментальной работы (см. схему).
Любой эксперимент нельзя провести, не подготовив соответствующую почву.
На стадии подготовки до начала активного включения в процесс инновационных изменений в школе была проведена оценка уровня творческого потенциала педагогического коллектива, которая показала: высокий уровень мотивации, связанной с потребностью достижения высоких профессиональных результатов, средний – социально-психологической самоаттестации, исходный – определения владения учителем следующими педагогическими компетенциями по методике МОРО:

1) получение информации о запросах ученика и его продвижении в обучении;
2) демонстрация знания предмета, письменного и устного объяснения материала;
3) организация времени урока, пространства класса, учебных пособий и технических средств;
4) общение, взаимодействие с учениками на уроке;
5) демонстрация соответствующих методов обучения;
6) создание на уроке творческой атмосферы;
7) поддержание на уроке приемлемого поведения учеников.

Из семи выделенных компетенций у педагогов школы оказалась наименее развитой способность вести диалог с учениками и создавать на уроке творческую атмосферу. Сравнительный анализ уровня развития профессиональных качеств у молодых учителей и преподавателей со стажем более 10 лет показал, что уровень компетенций первых почти по всем показателям приближается к минимально необходимому, а по показателю поддержания на уроке приемлемого поведения учеников – ниже минимального. Что касается преподавателей, имеющих стаж педагогической работы более 10 лет, то их уровень владения почти всеми компетенциями превышает минимально необходимый. У учителей с большим стажем показатели по поддержанию на уроке творческой атмосферы находятся на минимальном уровне и ниже, что говорит о наличии эффекта «выгорания».
Получив такие результаты, заручившись поддержкой Нижегородского института развития образования, научного руководителя, завлабораторией НИРО «Проблемы здоровья в образовании», доцента, доктора педагогических наук О.С. Гладышевой, преподаватели начали активнее интересоваться инновационными методиками. Практическая работа с учителями, проводимая нами, на стадии осознания являлась комплексной. Она включала и обучение технологии ЧПКМ через традиционные формы работы, такие, как семинары, тренинги, педсоветы, конкурсы педагогического мастерства, и проведение различных видов тренингов, психотехник, деловых игр, круглых столов, открытых уроков, дискуссий. На занятиях и во внеурочной деятельности внимание учителя стало фиксироваться не только на соблюдении дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, но и на психофизиологическом состоянии школьников: выглядят они возбужденными или уставшими, тревожными или деловитыми, враждебными или дружелюбными.
Проведя, таким образом, экспресс-диагностику, преподаватель мог провести коррекцию собственных действий: изменить темпоритм урока, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать групповую работу класса.

Первые результаты

По окончании основного этапа на стадии переоценки и принятия мы провели сопоставительный анализ: как изменились от одного этапа к другому уровни профессиональных компетенций учителей, функции педагога на уроке, появился ли новый стиль поведения преподавателей и учащихся. Вот некоторые выдержки из анкет учителей:
– «…как учитель я стараюсь руководить учебным процессом, а не быть источником знаний…»;
– «…организовал учитель детей своих – и сам присел отдохнуть, дух перевести…»;
– «…технология делает процесс общения с детьми более живым, дети более открыты, легче высказывают свои мысли, даже те проблемные ученики, которые на уроках прячутся за чужие спины…»;
– «…огонек в глазах, заинтересованность, желание сказать… Здорово, если учитель все это видит на уроке. Не правда ли? Но сколько сил, раздумий, времени нужно, чтобы добиться этого? Оказывается, не так уж и много!»;
– «…сначала я удивилась: какая связь между здоровьем и проведением уроков по какой-либо технологии? На практике убедилась, что связь существует. Готовя урок по данной технологии, приходится затрачивать больше времени на подготовку, но меньше нервов и сил при проведении урока».
А вот мнения учащихся:
– «…на уроках все говорили то, что знают, учителю можно было задать вопросы и высказать свое мнение»;
– «…мне нравятся уроки, потому что нет никакой зубрежки»;
– «…я первый раз отвечал, и меня все слушали»;
– «…на уроках можно было обсуждать проблемы, а не сидеть в страхе, что тебя спросят, а ты забудешь, что хотел сказать»;
– «…я чувствовал себя нормально, и знания, которые мы извлекли сами, почему-то не забываются, в отличие от знаний, которые нам преподносил учитель».
Диагностика педагогов экспериментальной группы по методике МОРО проводилась 2 раза в год – на начало учебного года и на конец. Другие диагностики – на первом и завершающем этапах эксперимента.

Большие перемены

Пройдены этапы эксперимента. Какие же результаты получены? Что удалось, какие трудности остались? В своих оценках будем полагаться на цифры и факты. За время эксперимента число педагогов, владеющих здоровьесберегающей технологией, увеличилось до 65%. В учебный процесс активно стали внедряться компьютерные технологии. Учитель-информатор стал вытесняться учителем-управленцем, а на занятиях с использованием компьютерных технологий он нередко выступал в роли ученика своих продвинутых питомцев. Взаимоотношения между педагогами и детьми перешли на уровень сотрудничества и сотворчества. Изменился характер отношений и между самими учителями: нормой стали взаимопосещения уроков, обмен опытом, педагогическими находками, стал исчезать дискомфорт во время проверок и контроля.
У всех участников эксперимента, повысился уровень владения педагогическими компетенциями.
У учителей с небольшим стажем работы педагогическая копилка пополнилась информацией о запросах учеников, их творческом потенциале и интеллектуальном росте, а также обогатилась учебно-методическими и воспитательными приемами, помогающими молодым специалистам достигать взаимопонимания с детьми.
У учителей со стажем работы более 10 лет прогресс в педагогических компетенциях наблюдался в сфере взаимоотношений с учеником на уроке, в умении мастерски применять широкий спектр соответствующих методов обучения.
Проведенная социально-психологическая самоаттестация педагогического и ученических коллективов выявила их развитие по всем показателям, однако повышение уровня первого не привело к желаемым изменениям последних. В то же время стало заметно желание ребят приобщиться к духовным ценностям: категориям истины, добра и красоты.
Сравнительный анализ результатов контрольных работ за время эксперимента показал формирование и развитие ученических компетенций. Школьники могут самостоятельно применять информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, способны использовать приобретенные знания и умения, обобщенные приемы в нетипичных ситуациях, осуществляя адекватный перенос ЗУНов в новые ситуации.
Готовность учащихся обобщать и систематизировать знания и применять их на практике свидетельствует о достаточном и необходимом уровне развития (на данном этапе) у них компонентов учебной деятельности, а также общеучебных умений и навыков (главным образом интеллектуальных и организационных).
Проведенные исследования по определению уровня здоровьесберегающих возможностей урока выявили самый высокий уровень у педагогов, владеющих указанной технологией и применяющих ее в системе, и средний у учителей, владеющих технологией, но использующих ее время от времени. Были выявлены и преподаватели, нуждающиеся в методическом сопровождении для поднятия уровня здоровьесбережения урока.
Обстановка на занятиях стала комфортнее: из школы почти ушли тоскливые уроки, на которых время тянется вечно. Во всем учебном заведении сформировалась более благоприятная обстановка для гармоничного развития как педагогического коллектива, так и ученического. За последние три года резко сократилось число больничных листов у преподавателей, снизилось количество конфликтных ситуаций между учителем и учеником, педагогом и родителем, детьми в классе, уменьшилось количество жалоб в администрацию района. В этом и проявился главный эффект здоровьесбережения.
Опыт нижегородской школы, безусловно, будет интересен и полезен и для многих других учебных заведений, поможет найти взаимопонимание между учеником и учителем.

Марина Хилова